Россия – Африка: трансфер лучших образовательных технологий в сфере общего, среднего профессионального и дополнительного образования

Россия – Африка: трансфер лучших образовательных технологий в сфере общего, среднего профессионального и дополнительного образования

28 июля в Санкт-Петербурге завершается экономический и гуманитарный форум «Россия – Африка». В мероприятии принимает участие руководитель Института развития профессионального образования, член Общественной Палаты Российской Федерации Наталия Золотарева.

В рамках трека «Гуманитарная и социальная сфера: вместе к новому качеству жизни» состоялась сессия «Россия – Африка: трансфер лучших образовательных технологий в сфере общего, среднего профессионального и дополнительного образования». Участники обменялись мнениями по важнейшим вопросам развития сотрудничества в области образования, в том числе и среднего профессионального образования, которому в России традиционно уделяется особое внимание.

Основными спикерами форума выступили: заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов; Комиссар Африканского союза по образованию, науке, технологиям и инновациям Мохаммед Бельхосин; министр-делегат по вопросам образования, науки, университетского и профессионального образования Республики Экваториальная Гвинея Пурификасьон Бохари Ласакеро; генеральный директор группы компаний «Просвещение» Наталья Третьяк; генеральный директор общества «Знание» Максим Древаль и почетный консул Российской Федерации в г. Пуэнт-Нуар Республики Конго Дюк Мишель Нгебана.

Гости мероприятия сошлись во мнении, что в настоящее время имеются прекрасные возможности для сотрудничества с африканскими государствами по различным направлениям. Денис Грибов рассказал о проектах, которые уже реализуются в нашей стране и могут быть полезны африканской стороне.

Проект Минпросвещения России «Российский учитель за рубежом» призван повысить качество преподавания русского языка и обучения на русском языке. На сегодняшний день более 400 российских педагогов работают в 232 образовательных организациях, национальных школах в ряде стран. Имеется заинтересованность в этом проекте и в странах Африки. Уже достигнута договоренность о будущей работе российских педагогов в Египте, Эфиопии, Джибути. Ведутся переговоры с Экваториальной Гвинеей.

Денис Грибов рассказал, что принято решение об оказании Россией методической поддержки образовательной системы наших дружественных государств: «Все флагманские педагогические вузы России - у нас их 34, на постоянной основе ведут системную работу по взаимодействию с нашими партнерами. Осуществляют и методическое сопровождение в вопросах подготовки педагогических кадров в странах, ведут работу по повышению квалификации педагогов. Такая методическая помощь и сопровождение эффективны и полезны».

Накануне, выступая на пленарном заседании форума, президент России Владимир Путин сообщил о запуске в 28 странах Африки проекта по созданию открытого образования для обучения преподавателей и воспитателей дошкольных детских учреждений, начальных и средних школ. 5 таких центров уже действуют в Камеруне, Тунисе, Египте, Мадагаскаре, на Сейшельских островах. В этом году к нему присоединятся Алжир, Уганда и ряд других государств Африки. «Это очень хороший инструмент сотрудничества. Для нас это возможность продвигать русский язык, а у наших друзей – его изучать», – отметил Денис Грибов.

У Российской Федерации имеется опыт создания совместных образовательных организаций, школ в других странах. Речь идет не только об отдельном строительстве, но и об использовании действующей инфраструктуры. «Есть реализованные проекты за рубежом, где школы работают по российским образовательным стандартам. Дети получают российский или совместный с этой страной аттестат, имея больше возможностей для поступления в российские вузы. С рядом африканским государств ведется обсуждение такого партнерства и открытие совместных образовательных организаций», – сообщил Денис Грибов.

Дефицит рабочих кадров сегодня испытывают во всем мире, за квалифицированными специалистами наблюдается большая конкуренция. Все более значимое место в решении этого вопроса занимает среднее профессиональное образование. Наша страна имеет большой опыт реализации образовательных программ по подготовке кадров. Наталия Золотарева подчеркнула, что это стало результатом целенаправленной государственной политики:

«За прошедшие 10 лет в России произошел интенсивный скачок в качестве профессионального образования. Серьезно обновилась материально-техническая база. Повышение квалификации преподавателей также вышло на серьезный уровень. Введены новые инструменты: демонстрационный экзамен, тесная связка образовательных организаций с предприятиями-работодателями. Более 70% учебного времени – это практическая подготовка. Все это вошло в федеральный проект «Профессионалитет», с прошлого года реализуемый Министерством Просвещения Российской Федерации».

Наталия Золотарева в ходе дискуссии сформировала ряд предложений для африканских партнеров. Так, она выразила уверенность, что взаимодействие может осуществляться в формате партнерских отношений между образовательными организациями: «Мы работаем со всеми российскими техникумами и колледжами. И готовы найти партнеров для ваших технических школ, колледжей, чтобы разрабатывать совместные программы. У нас серьезные наработки по типовым образовательным программам, рекомендуемым перечням закупаемого оборудования по всем специальностям подготовки рабочих и технических специалистов. Мы готовы это адаптировать под конкретные задачи ваших стран и поделиться имеющимся опытом».

В качестве положительного опыта Наталия Михайловна привела в пример чемпионатное движение по профессиональному мастерству «Профессионалы», вышедшее в нашей стране на новый виток развития, и чемпионат «Абилимпикс», способствующий развитию инклюзивной культуры в образовательном пространстве. Чемпионаты помогают молодым людям раскрыть свои таланты, показать мастерство и сделать первые шаги на профессиональном пути.

Наталия Золотарева уверена, что экономический и гуманитарный форум «Россия – Африка» активизирует наши связи с государствами африканского континента и позволит определить новые задачи по расширению сотрудничества, в том числе в области образования.

Другие события

Утверждено 218 региональных компетенций чемпионата «Абилимпикс» 2025 года

Утверждено 218 региональных компетенций чемпионата «Абилимпикс» 2025 года

Об этом рассказала начальник Управления сопровождения движения «Абилимпикс» Екатерина Канатникова

Дарья Гроза: «Профориентация должна быть интересной»

Дарья Гроза: «Профориентация должна быть интересной»

Победитель конкурса «Знание. Лектор» рассказала о том, как помочь молодым людям выбрать профессию по душе

Институт развития профессионального образования заключил соглашение о сотрудничестве с Минобрнауки Калужской области

Институт развития профессионального образования заключил соглашение о сотрудничестве с Минобрнауки Калужской области

Документ подписали проректор ИРПО Даниил Суханов и министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев

Стартовал новый трек «Методических недель СПО»

Стартовал новый трек «Методических недель СПО»

В рамках трека «Интеграция отраслевых технологий в систему подготовки кадров» пройдет шесть тематических мероприятий

Представители Национального центра «Абилимпикс» протестировали новую компетенцию чемпионата

Представители Национального центра «Абилимпикс» протестировали новую компетенцию чемпионата

Компетенция «Мастер высокой кухни» войдет в программу чемпионата в 2025 году

Более 12,5 тысяч просмотров набрали мероприятия первого трека «Методических недель СПО»

Более 12,5 тысяч просмотров набрали мероприятия первого трека «Методических недель СПО»

В рамках трека «Дидактика и использование передовых педагогических технологий» прошли семь онлайн-встреч

Иоанн Клиндухов: «В колледжах креативных индустрий студенты создают впечатляющие стартапы»

Иоанн Клиндухов: «В колледжах креативных индустрий студенты создают впечатляющие стартапы»

Интервью с проректором ИРПО, руководителем проекта по созданию в России колледжей креативных индустрий