Дарья Гроза: «Профориентация должна быть интересной»

Дарья Гроза: «Профориентация должна быть интересной»

Победитель Всероссийского конкурса «Знание.Лектор», практикующий профориентолог и разработчик профориентационных программ и проектов, победитель Национальной премии «Россия – мои горизонты» в номинации «Лучший медиаконтент в сфере профориентации» Дарья Гроза – о просветительских проектах, осознанном подходе к выбору профессии и уникальных форматах работы с молодежью.

Дарья, почему темы, связанные с профориентацией, сегодня востребованы и интересны широкой аудитории?

Это тема, которая актуальна для людей разных возрастов. Подростки стремятся выбрать направление, которое будет соответствовать их интересам и личностным особенностям, при этом оно должно быть востребованным на рынке труда. Самостоятельно найти такую профессию молодым людям сложно: у них еще недостаточно развит кругозор, не хватает знаний об уровнях образования и возможностях обучения, а оценить свои сильные и слабые стороны не каждому под силу. Поэтому очень важна поддержка психологов, педагогов, которые занимаются профориентацией и, конечно, родителей. Кстати, родителей тема профориентации волнует не меньше, чем их детей: они видят необходимость осознанного подхода к выбору будущей специальности, но не всегда понимают, что они могут сделать, чтобы помочь подросткам.

Какие проекты вы представили на конкурс?

В ходе конкурса я провела 8 лекций на различные темы, связанные с профориентацией, для разных целевых аудиторий и для разного численного состава участников – от 15 до 120 человек.

Темы подбирала с учетом сложностей, которые замечала у потенциальных слушателей, опиралась на федеральную повестку в этой сфере, и, конечно, собственное видение и личный опыт. Поэтому со школьниками мы обсуждали алгоритм выбора профессии, лекция для студентов называлась «Кажется, я иду не туда: что делать, если выбрал не ту профессию», а для педагогов – «Интересная профориентация: миф или реальность». К сожалению, затронуть темы, актуальные для родительского сообщества, на конкурсе не удалось, но это уже будет следующий проект.

Чем интересен такой формат работы с аудиторией?

Для меня лекция подразумевает различные виды работы с аудиторией: и деловые игры, и мастер-классы, и тренинговые занятия. Это дает возможность эффективнее привести школьников к осознанному выбору профессии, показать им, на что обращать внимание при построении карьеры.

Для меня важно, чтобы у ребят не было тревожности, когда они выбирают профессию, и боязни ошибиться в своем решении. И очень радостно в конце занятия слышать «Спасибо, я теперь не боюсь!».

Почему, по вашему мнению, ваша работа получила высокую оценку экспертов?

Я постаралась выбрать уникальную и интересную тему, выстроить взаимодействие с аудиторией во время лекции, использовать креативные форматы подачи информации. Кроме того, благодаря четким и понятным критериям я еще при подготовке смогла определить свои сильные стороны, а на окружном этапе мне удалось получить обратную связь у экспертов после лекции «Рисуем свою карьеру» – тогда на примере написания картины мы изучали особенности построения карьерной траектории.


Дарья, вы уже несколько лет работаете в Центре опережающей профессиональной подготовки. Расскажите, пожалуйста, о ваших профориентационных проектах в рамках ЦОПП.

Когда я пришла в ЦОПП в 2021 году, мне захотелось создавать интересные и современные профориентационные программы, направленные на разную аудиторию.

Так был создан просветительский проект «КОРОЧЕ» – серия подкастов о профориентации. Мы рассматриваем темы, актуальные для подростков, их родителей и даже для педагогов. С этим проектом в 2024 году я одержала победу на Национальной премии «Россия – мои горизонты» в номинации «Лучший медиаконтент в сфере профориентации».

В 2022 году появился онлайн-помощник по выбору профессии и построению карьеры «Построй свой маршрут» – он диагностирует готовность подростка к профессиональному самоопределению на данном этапе и выдает рекомендации о том, какие шаги можно сделать, чтобы выбрать профессию. За это время им воспользовались порядка 3 тысяч раз.

Вместе с командой мы провели множество профориентационных событий – как в очном, так и в онлайн-формате: это школа актива для детей и родителей «Выходной с профессией», серия просветительских встреч «Ближе к делу», проект «Распаковка профессий».

В прошлом году возник запрос на материалы для проведения профориентационной программы для пришкольного лагеря. Поэтому я разработала трехдневную программу смены для пришкольного лагеря «ПРОФ-выбор».

Кроме того, я провожу просветительские занятия для школьников, студентов и родителей, обучаю педагогов в рамках программ повышения квалификации.

Я стремлюсь продемонстрировать, что профориентация – это не только диагностика или экскурсии на предприятия: она может и должна быть интересной.

Другие события

Утверждено 218 региональных компетенций чемпионата «Абилимпикс» 2025 года

Утверждено 218 региональных компетенций чемпионата «Абилимпикс» 2025 года

Об этом рассказала начальник Управления сопровождения движения «Абилимпикс» Екатерина Канатникова

Институт развития профессионального образования заключил соглашение о сотрудничестве с Минобрнауки Калужской области

Институт развития профессионального образования заключил соглашение о сотрудничестве с Минобрнауки Калужской области

Документ подписали проректор ИРПО Даниил Суханов и министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев

Стартовал новый трек «Методических недель СПО»

Стартовал новый трек «Методических недель СПО»

В рамках трека «Интеграция отраслевых технологий в систему подготовки кадров» пройдет шесть тематических мероприятий

Представители Национального центра «Абилимпикс» протестировали новую компетенцию чемпионата

Представители Национального центра «Абилимпикс» протестировали новую компетенцию чемпионата

Компетенция «Мастер высокой кухни» войдет в программу чемпионата в 2025 году

Более 12,5 тысяч просмотров набрали мероприятия первого трека «Методических недель СПО»

Более 12,5 тысяч просмотров набрали мероприятия первого трека «Методических недель СПО»

В рамках трека «Дидактика и использование передовых педагогических технологий» прошли семь онлайн-встреч

Иоанн Клиндухов: «В колледжах креативных индустрий студенты создают впечатляющие стартапы»

Иоанн Клиндухов: «В колледжах креативных индустрий студенты создают впечатляющие стартапы»

Интервью с проректором ИРПО, руководителем проекта по созданию в России колледжей креативных индустрий

Актуальные тренды в сфере машиностроения: мнение эксперта

Актуальные тренды в сфере машиностроения: мнение эксперта

Артур Явгастин, призер конкурса «Мастер года» 2024