Победитель Всероссийского конкурса «Знание.Лектор», практикующий профориентолог и разработчик профориентационных программ и проектов, победитель Национальной премии «Россия – мои горизонты» в номинации «Лучший медиаконтент в сфере профориентации» Дарья Гроза – о просветительских проектах, осознанном подходе к выбору профессии и уникальных форматах работы с молодежью.
Дарья, почему темы, связанные с профориентацией, сегодня востребованы и интересны широкой аудитории?
Это тема, которая актуальна для людей разных возрастов. Подростки стремятся выбрать направление, которое будет соответствовать их интересам и личностным особенностям, при этом оно должно быть востребованным на рынке труда. Самостоятельно найти такую профессию молодым людям сложно: у них еще недостаточно развит кругозор, не хватает знаний об уровнях образования и возможностях обучения, а оценить свои сильные и слабые стороны не каждому под силу. Поэтому очень важна поддержка психологов, педагогов, которые занимаются профориентацией и, конечно, родителей. Кстати, родителей тема профориентации волнует не меньше, чем их детей: они видят необходимость осознанного подхода к выбору будущей специальности, но не всегда понимают, что они могут сделать, чтобы помочь подросткам.
Какие проекты вы представили на конкурс?
В ходе конкурса я провела 8 лекций на различные темы, связанные с профориентацией, для разных целевых аудиторий и для разного численного состава участников – от 15 до 120 человек.
Темы подбирала с учетом сложностей, которые замечала у потенциальных слушателей, опиралась на федеральную повестку в этой сфере, и, конечно, собственное видение и личный опыт. Поэтому со школьниками мы обсуждали алгоритм выбора профессии, лекция для студентов называлась «Кажется, я иду не туда: что делать, если выбрал не ту профессию», а для педагогов – «Интересная профориентация: миф или реальность». К сожалению, затронуть темы, актуальные для родительского сообщества, на конкурсе не удалось, но это уже будет следующий проект.
Чем интересен такой формат работы с аудиторией?
Для меня лекция подразумевает различные виды работы с аудиторией: и деловые игры, и мастер-классы, и тренинговые занятия. Это дает возможность эффективнее привести школьников к осознанному выбору профессии, показать им, на что обращать внимание при построении карьеры.
Для меня важно, чтобы у ребят не было тревожности, когда они выбирают профессию, и боязни ошибиться в своем решении. И очень радостно в конце занятия слышать «Спасибо, я теперь не боюсь!».
Почему, по вашему мнению, ваша работа получила высокую оценку экспертов?
Я постаралась выбрать уникальную и интересную тему, выстроить взаимодействие с аудиторией во время лекции, использовать креативные форматы подачи информации. Кроме того, благодаря четким и понятным критериям я еще при подготовке смогла определить свои сильные стороны, а на окружном этапе мне удалось получить обратную связь у экспертов после лекции «Рисуем свою карьеру» – тогда на примере написания картины мы изучали особенности построения карьерной траектории.
Дарья, вы уже несколько лет работаете в Центре опережающей профессиональной подготовки. Расскажите, пожалуйста, о ваших профориентационных проектах в рамках ЦОПП.
Когда я пришла в ЦОПП в 2021 году, мне захотелось создавать интересные и современные профориентационные программы, направленные на разную аудиторию.
Так был создан просветительский проект «КОРОЧЕ» – серия подкастов о профориентации. Мы рассматриваем темы, актуальные для подростков, их родителей и даже для педагогов. С этим проектом в 2024 году я одержала победу на Национальной премии «Россия – мои горизонты» в номинации «Лучший медиаконтент в сфере профориентации».
В 2022 году появился онлайн-помощник по выбору профессии и построению карьеры «Построй свой маршрут» – он диагностирует готовность подростка к профессиональному самоопределению на данном этапе и выдает рекомендации о том, какие шаги можно сделать, чтобы выбрать профессию. За это время им воспользовались порядка 3 тысяч раз.
Вместе с командой мы провели множество профориентационных событий – как в очном, так и в онлайн-формате: это школа актива для детей и родителей «Выходной с профессией», серия просветительских встреч «Ближе к делу», проект «Распаковка профессий».
В прошлом году возник запрос на материалы для проведения профориентационной программы для пришкольного лагеря. Поэтому я разработала трехдневную программу смены для пришкольного лагеря «ПРОФ-выбор».
Кроме того, я провожу просветительские занятия для школьников, студентов и родителей, обучаю педагогов в рамках программ повышения квалификации.
Я стремлюсь продемонстрировать, что профориентация – это не только диагностика или экскурсии на предприятия: она может и должна быть интересной.