Организатором одной из панельных дискуссий сегодня, 19 сентября, выступил Институт развития профессионального образования. Участники мероприятия обсудили механизмы появления новых профессий и специальностей в системе СПО, влияние индустрии на изменение образовательных программ, а также развитие Чемпионатного движения. Модератором выступила Мария Редькина, заместитель начальника Управления развития содержания СПО Института.
Светлана Наумова, проректор Института развития профессионального образования, подчеркнула, что сегодня для обучения специалистов необходимо активное взаимодействие с работодателями, чтобы учитывать их требования при подготовке образовательных программ. В свою очередь, создание или изменение нормативных документов, – долгий процесс, который можно ускорить при помощи Чемпионатного движения.
«Во Всероссийском чемпионатном движении по профессиональному мастерству требования от предприятий уже задокументированы, их можно использовать и при обновлении образовательных программ. К примеру, мы уже завершаем разработку нового стандарта по одной из прошлогодних компетенций Чемпионата высоких технологий», – рассказала проректор.
Анастасия Панова, начальник отдела сопровождения работы ФУМО и разработки ПОП СПО Управления развития содержания Института, рассказала о том, что масштабная работа по обновлению структуры и содержания СПО ведется с 2022 года. За это время также утверждены более 240 ФГОС, в том числе – по 25 новым профессиям и специальностям, а в работе еще 80 проектов образовательных стандартов. Представитель Института обратила внимание слушателей на то, что при работе проводится тщательный анализ новых компетенций и действующих нормативных документов для выбора направления деятельности в каждом конкретном случае.
Спикеры отдельно отметили значимость включения новых разработок в образовательный процесс. Роман Асланов, начальник управления информатизации Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, привел примеры использования виртуальной реальности в различных компаниях, медицине и профориентационных мероприятиях.
Опытом разработки компетенций и дальнейшего обновления ФГОС поделился Павел Иванов, менеджер компетенции «Оптоэлектроника». Он также отметил, что Чемпионатное движение позволяет обеспечить взаимодействие экспертного сообщества, регионов и общественности, а получаемую обратную связь необходимо учитывать при разработке образовательных стандартов.
О Чемпионатах как о площадках апробации новых и обновления существующих компетенций, а также о развитии движения в следующем году рассказал Александр Осадчий, начальник Центра методологического сопровождения Всероссийского чемпионатного движения Института. Он напомнил о структуре движения, специфике Чемпионатов и категориях участия. Представитель Федерального оператора также ответил на вопросы слушателей и пригласил всех на Финал Чемпионата «Профессионалы» в ноябре в Санкт-Петербурге.