«Не рассматриваю учеников как совокупность навыков»

«Не рассматриваю учеников как совокупность навыков»

— Как Вы пришли в педагогику?

— Мне не нужно было приходить в педагогику, так как я из нее и не уходил. Сначала школа, где у меня был чудесный учитель начальных классов Елена Владимировна. Для нее это был первый педагогический опыт после училища, но мы воспринимали любое ее слово с восторгом. Как она готовилась к каждому уроку! Чудесный директор школы — Татьяна Викторовна. Фраза «культурный код петербуржца» — это про нее.

Мой отец — инженер, технарь. Он приносил в школу радиодетали, лампы, диоды и — о ужас — паяльники! Вел в 1992–93 годы радиокружок без всякой оплаты. Это было сложное время.

Дальше — институт, волонтерская работа, сопровождение детей в лагерь. Вспоминаю свои вожатские смены — тогда было вообще непонятно, о чем в условиях слома привычной картины мира в масштабах целой страны нам, 20-летним, говорить с 10-летними.

Потом первый опыт работы в школах, подростковых клубах и в педагогическом колледже — уже в качестве педагога. Тамара Ивановна, директор колледжа, говорила: «У нас открывается новое отделение социальное педагогики, дети придут учиться непростые». Это был большой вызов.

Я всегда старался быть там, где нужнее. Сейчас это информатизация, внедрение IT уже в начальных классах. Коллектив школы № 368 — это «коллектив-наставник» в этом направлении. Быть его частью — большая ответственность.

— А у Вас были наставники?

— О многих уже сказал, но еще хочу поблагодарить Ирину Мефодьевну, много лет возглавлявшую школу № 268 Невского района. Во многом благодаря ей приобрел опыт работы завучем, научился принимать не всегда простые и брать ответственность за других.

— Наставниками рождаются или становятся?

— Рождаются, но это стоит рассматривать как «второе рождение». Сначала необходимо состояться в какой-то области деятельности. Необязательно это будет профессиональное мастерство. Может, особый образ жизни и поведения, или определенный культурный код. А дальше человек, иногда не осознавая этого, становится перед выбором — оставаться закрытой системой в отношении знаний, навыков, убеждений, традиций - или транслировать их. Так и происходит рождение наставника.

— Наставник и воспитатель — это мягкие навыки педагога наравне с жестким навыком — преподаванием дисциплины. Обучаете ли Вы таким навыкам своих учеников? Какие педагогические методы используете?

— Само сочетание понятий «мягкие навыки» и наставничество представляется несколько искусственным. Если и открывать «ремесло наставничества» ученикам, то нужно делать это ответственно. Наставник принимает участие в судьбе другого человека. Что может быть ответственнее? Поэтому наставничество — это как раз «жесткий навык», прежде всего в отношении себя самого. Это — самодисциплина и зачастую самоограничение, способность разделить с учеником любые промахи и неудачи - даже без тени мысли о собственном превосходстве.

Путь наставника, если идти по нему честно и до конца, редко усыпан розами. Единственные методы, которые я знаю — это доверие, полное принятие и абсолютная честность.

— Какими навыками должен обладать ученик, для которого Вы стали наставником?

— К сожалению или к счастью, не рассматриваю учеников как совокупность навыков. Это у Станислава Лема хорошо описано в «Сумме технологии». Если заменить навыки на качества, тогда говорить легче. Я вижу в учениках мысли и поступки, слова и сердца тех, кто в свое время были наставниками для меня. Трудно добавить к следу этих замечательных людей что-то свое. Но даже если наше назначение — проложить мостик между наставниками прошлых поколений и теми, кто сейчас входит в большую жизнь — это уже немало. А если удастся добавить частицу своего мировоззрения — это очень достойно.

— Какие жизненные уроки Вы могли бы передать подрастающему поколению?

— Верить в себя и в того, кто рядом! Именно второе — самое сложное. Невозможно поверить в того, кто рядом, без того, чтобы принять его. Будь то ученик, коллега, просто другой человек. Принятие другого — это большая работа над собой. Поэтому скажу строками поэта Андрея Дементьева:

«Кто-то пусть гениально играет на флейте.

Но ведь песни берет он из вашей души».

— В чем особенности Вашего педагогического мастерства?

— Стремление во всем доходить до сути. Отвечать на вопрос «Почему так?» Уметь видеть мир глазами другого человека. Это не расхожий штамп, не педагогическая компетенция и не лицедейство. Надеюсь, именно так могут сказать обо мне, о моих наставниках и о тех, кто сейчас рядом со мной.

Другие события

Работу Центров опережающей профессиональной подготовки обсудили в Санкт-Петербурге

Работу Центров опережающей профессиональной подготовки обсудили в Санкт-Петербурге

В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Подготовка педагогов как ресурс стратегического развития профессионального образования». На секции «Центр опережающей профессиональной подготовки – инструмент развития педагогических кадров» обсуждалась роль ЦОПП в оптимизации условий взаимодействия образовательных систем с работодателями и социальными партнерами. Модератором выступила проректор Института развития профессионального образования Тамара Романова.

В Южном федеральном округе состоялась окружная сессия по проведению демонстрационного экзамена

В Южном федеральном округе состоялась окружная сессия по проведению демонстрационного экзамена

В Астрахани завершилась окружная сессия Южного федерального округа по вопросам проведения демонстрационного экзамена в 2024 году. Площадками проведения стали Институт развития образования и Центр опережающей профессиональной подготовки Астраханской области. Основной задачей события стала реализация комплекса мероприятий для качественной подготовки к грядущим демонстрационным экзаменам.

В технопарке Калуги открылась «Мастерская наставничества»

В технопарке Калуги открылась «Мастерская наставничества»

24 апреля на базе Федерального технопарка профессионального образования в г. Калуга в рамках реализации перечня поручений Президента РФ по наставничеству состоялось открытие «Мастерской наставничества».

Стартовала программа повышения квалификации для пяти тысяч преподавателей и мастеров

Стартовала программа повышения квалификации для пяти тысяч преподавателей и мастеров

Более пяти тысяч преподавателей и мастеров производственного обучения станут слушателями по дополнительной программе повышения квалификации «Обучение педагогических работников практическим навыкам на оборудовании в Центрах повышения квалификации кадров среднего профессионального образования в соответствии с компетенциями Всероссийского чемпионатного движения». Программа нацелена на разработку практико-ориентированных программ и качественный образовательный контент по востребованным компетенциям, а также на создание условий для стимулирования роста профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения. Образовательные мероприятия пройдут по 110 направлениям – компетенциям Чемпионатного движения. Программа состоит из двух модулей: теоретического (в дистанционном формате) и практического (в формате очной стажировки на базе Технопарков, а также в лабораториях и мастерских образовательных организаций, реализующих программы СПО). Первые занятия уже начались, а с мая до конца октября преподаватели и мастера производственного обучения смогут практически улучшить свои навыки. По результатам итоговой аттестации в формате демонстрационного (практико-ориентированного) экзамена слушатели получат удостоверения о повышении квалификации, а также будут включены в экспертное сообщество Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. «Обучение на современном оборудовании повысит профессиональный уровень преподавателей и мастеров производственного обучения. В рамках данной программы они получат знания, которые в дальнейшем смогут применить в своей педагогической деятельности, обучая будущих специалистов», – отметила Ксения Калугина, начальник Дирекции развития профессионального мастерства Всероссийского чемпионатного движения Института развития профессионального образования.

В технопарке Нижнего Новгорода представят серию мультимедийных инсталляций

В технопарке Нижнего Новгорода представят серию мультимедийных инсталляций

Команда Института развития профессионального образования представляет серию инсталляций «Как создается реальность» в Центре креативных индустрий Федерального технопарка профессионального образования (Нижний Новгород). В период с 27 апреля по 1 мая 2024 года с 12 до 20 часов будут представлены следующие инсталляции:

Подписано соглашение о сотрудничестве между Институтом развития профессионального образования и Институтом стратегии развития образования

Подписано соглашение о сотрудничестве между Институтом развития профессионального образования и Институтом стратегии развития образования

В рамках взаимодействия планируется совместная деятельность по обновлению содержания образования и методов обучения, обеспечение преемственности общего и среднего профессионального образования.

На встрече Министра просвещения РФ и Министра образования КНР ректор ИРПО подписал соглашение с китайскими коллегами

На встрече Министра просвещения РФ и Министра образования КНР ректор ИРПО подписал соглашение с китайскими коллегами

18 апреля в Москве состоялась встреча в рамках восьмого Совещания министров образования государств – членов Шанхайской организации сотрудничества.

К Чемпионатному движению присоединились восемь предприятий-партнеров

К Чемпионатному движению присоединились восемь предприятий-партнеров

16 апреля в павильоне 57 на ВДНХ состоялась встреча по развитию Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. На мероприятии между Институтом развития профессионального образования и восемью предприятиями были подписаны соглашения о сотрудничестве.

Единый день открытых дверей пройдет в 370 кластерах «Профессионалитета»

Единый день открытых дверей пройдет в 370 кластерах «Профессионалитета»

20 апреля в 370 кластерах федерального проекта «Профессионалитет», объединяющего колледжи, техникумы и ведущие российские предприятия, состоится Единый день открытых дверей. Школьники, их родители и педагоги смогут познакомиться с востребованными рабочими профессиями, возможностями обучения по практико-ориентированным образовательным программам и способами трудоустройства в ведущие компании страны.

В федеральных округах начались сессии по организации и проведению демонстрационного экзамена

В федеральных округах начались сессии по организации и проведению демонстрационного экзамена

С 15 апреля стартовали окружные сессии по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена. Мероприятия будут проходить во всех федеральных округах РФ.



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных