Более 1200 человек с инвалидностью и ОВЗ приняли участие в демонстрационных экзаменах в 2023 году

Более 1200 человек с инвалидностью и ОВЗ приняли участие в демонстрационных экзаменах в 2023 году

Со вступительным словом на встрече выступил Данил Уфимцев, начальник Департамента обеспечения и развития системы оценки качества профессионального образования ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»:

«Институт развития профессионального образования в 2023 году был назначен федеральным оператором демонстрационного экзамена. Институтом уделяется внимание и ведется работа для обеспечения условий для организации и проведения демонстрационного экзамена как одной из форм государственной итоговой аттестации по программам СПО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. Порядок проведения ГИА по образовательным программам СПО, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 08.11.2021 № 800, является основным и определяет особенности проведения демонстрационного экзамена, которыми мы хотели сегодня поделиться.

В рамках нашего круглого стола обсудим вопросы правового регулирование участия лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в демонстрационном экзамене. Представим статистические данные об участии обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в демонстрационном экзамене в разрезе регионов, образовательных организаций, профессий и специальностей, о возможностях внесения сведений о контингенте участников в информационные системы оператора. И рассмотрим лучшие практики проведения демонстрационного экзамена образовательными организациями субъектов РФ».

Особенности правового регулирования участия лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в ДЭ обсудил с участниками встречи Артем Петенёв, начальник отдела аналитического и методического сопровождения Департамента обеспечения и развития системы оценки качества профессионального образования Института развития профессионального образования.

Были затронуты основные подходы к созданию условий проведения ДЭ в зависимости от категории участников, рассмотрен вариативный алгоритм подготовки к ДЭ в контексте обеспечения доступности, а также обозначены основные правовые документы, регулирующие проведение ДЭ для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Алексей Лейбов, заместитель начальника Центра организации демонстрационного экзамена и развития информационных систем Департамента обеспечения и развития системы оценки качества профессионального образования Института развития профессионального образования, представил участникам круглого стола статистическую информацию об участии обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в демонстрационном экзамене в целом по стране, а также в разрезе регионов, образовательных организаций, рассказал о возможностях внесения сведений о контингенте участников в информационные системы оператора. Так, в 2023 году, по данным Цифровой платформы федерального оператора, в демонстрационном экзамене приняли участие 1201 человек, указавших в своем профиле в личном кабинете наличие статуса ОВЗ – это 0,3% от общего числа сдающих демонстрационный экзамен, из 80 субъектов Российской Федерации, 652 образовательных организаций по 163 профессиям/специальностям. Наибольшее количество участников (40%) – обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата, 24% – слабослышащие и позднооглохшие, 22% – слабовидящие и 17% – глухие, и от 8 до 6 % – участники с другими нозологиями. Алексей Михайлович также привел статистические данные по среднему результату демонстрационного экзамена по стране: так, средний результат демонстрационного экзамена составляет 60,91%, у участника с ОВЗ и инвалидностью данный результат составляет 55,83%.

К обсуждению подключились представители образовательных организаций субъектов РФ. Личным опытом по основным подходам к подготовке и проведению демонстрационного экзамена в группах обучающихся по адаптированным образовательным программам СПО, по использованию специальных технических средств, а также результатами деятельности с социальным партнером «Центр коммуникационных технологий» поделилась Наталья Волкова, заведующая Центром дистанционного и инклюзивного образования лиц с инвалидностью и ОВЗ государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж автоматизации и информационных технологий № 20».

Евгений Алексеев, преподаватель специальных дисциплин Федерального казенного профессионального образовательного учреждения «Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России, Пермский край, рассказал об аспектах проведения демонстрационного экзамена для обучающихся с ОВЗ, создании особых условий для участников демонстрационного экзамена, личностно-ориентированном подходе.

Евгений Анатольевич отметил, что в их образовательной организации обучаются исключительно инвалиды и люди с ОВЗ. Учреждение оснащено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательным учреждениям данной категории. Одновременно с образовательной деятельностью осуществляется комплексная медицинская реабилитация обучающихся, оказывается необходимая психологическая помощь при преодолении «барьеров», которые зачастую бывают очень мощными и формируют в обучающихся мысль о невозможности реализации их личности в социуме. Евгений Алексеев познакомил участников круглого стола с положительной динамикой результатов участников демонстрационного экзамена, а также сообщил о трудностях при сдаче экзамена по результатам опроса обучающихся.

О вариативности государственной итоговой аттестации студентов СПО с особыми образовательными потребностями с учётом их психофизических особенностей из опыта работы в Областном государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Ульяновский авиационный колледж - Межрегиональный центр компетенций» рассказала Елена Агрикова, заведующая отделением инклюзивного образования. Елена Викторовна также поделилась трудностями, с которыми сталкиваются участники демонстрационного экзамена с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

По итогам встречи участники сессии обсудили основные вопросы организации и проведения демонстрационного экзамена для лиц с особыми потребностями с учётом их психофизических особенностей, а также презентовали результаты проведения демонстрационных экзаменов в 2023 году и поделились лучшими практиками обучения студентов и обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Другие события

Продолжается прием заявок на конкурс «Родная игрушка»

Продолжается прием заявок на конкурс «Родная игрушка»

Конкурс проводит Российское общество «Знание»

Сергей Кравцов: «Студенты колледжей получают профессию и уверенно смотрят в будущее»

Сергей Кравцов: «Студенты колледжей получают профессию и уверенно смотрят в будущее»

Министр просвещения и мэр столицы открыли кулинарный полигон Московского образовательного комплекса «Запад»

Призеры конкурса «Мастер года» посетили Центр подготовки космонавтов

Призеры конкурса «Мастер года» посетили Центр подготовки космонавтов

Экскурсию организовал генеральный партнер конкурса – госкорпорация «Роскосмос»

Дмитрий Медведев: «Конкурс «Мастер года» – это возможность реализовать «лучшую версию себя»

Дмитрий Медведев: «Конкурс «Мастер года» – это возможность реализовать «лучшую версию себя»

В преддверии основных испытаний конкурса «Мастер года» победитель 2024 года Дмитрий Медведев рассказал о своем опыте участия в проекте

Отборочный этап Всероссийского конкурса «Мастер года» 2025 года продлится до 1 марта

Отборочный этап Всероссийского конкурса «Мастер года» 2025 года продлится до 1 марта

Федеральный оператор – Институт развития профессионального образования.

Сергей Кожевников: «Молодые профессионалы ведут страну к лидерству»

Сергей Кожевников: «Молодые профессионалы ведут страну к лидерству»

Ректор Института развития профессионального образования дал интервью «Комсомольской правде»