VI Международная научно-практическая конференция «Среднее профессиональное образование: практика и управление» состоялась в рамках Финала Чемпионата «Профессионалы»

VI Международная научно-практическая конференция «Среднее профессиональное образование: практика и управление» состоялась в рамках Финала Чемпионата «Профессионалы»

На площадке Конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» прошла VI Международная научно-практическая конференция «Среднее профессиональное образование: практика и управление – 2023». Она стала ключевым мероприятием второго дня деловой программы Финала Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и объединила более 200 представителей системы СПО из разных регионов России.

Международная научно-практическая конференция традиционно проводится на различных площадках ведущих учреждений среднего профессионального образования страны, а также в рамках форумов и конгрессов, посвященных развитию системы СПО. Шестая по счету, в этом году конференция состоялась на Финале первого в истории России чемпионата «Профессионалы». Организаторами мероприятия выступили Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Ассоциация профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга и Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС. 

Модератором заседания стал директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж Водных ресурсов» Валерий Андреев. В четырехчасовом обсуждении участвовало рекордное количество спикеров – 12. Это представители Российской академии народного хозяйства и государственной службы Москвы и нескольких филиалов субъектов РФ, директора колледжей и представители реального сектора экономики. 

Участники конференции вынесли на обсуждение вопросы, интересующие педагогическое и управленческое сообщество системы СПО. Например, вопросы кадрового и технологического суверенитета страны, наставничества, региональных особенностей перехода из общего образования в среднее профессиональное и высшее образование, трудоустройство выпускников учреждений среднего профессионального образования и другие. 

В первой части мероприятия была раскрыта научная составляющая конференции. Заседание началось с приветственного слова председателя Ассоциации профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга, директора СПб ГАПОУ «Морская техническая академия им. адмирала Д.Н. Сенявина» Виктора Никитина. «Сегодня перед системой СПО стоят задачи, требующие управленческих решений на уровне всей страны. Отрасль СПО имеет стратегическое значение, промышленность трансформируется, и мы идем к новому технологическому прорыву. И система среднего профессионального образования – один из участников этого движения, без которого промышленности невозможно заработать стабильно. Мы создаем основные производственные, кадровые силы. Сегодняшнее мероприятие в Санкт-Петербурге позволит нам не только поделиться опытом, который реализуется в нашем городе, но и теми вопросами, которыми занимаются в других регионах. Спикеры будут выступать и обозначать все те задачи, которые сегодня требуют особого внимания – это и технологический суверенитет, и обеспечение рабочими кадрами, и система наставничества. Каждое учебное заведение решает проблемы по-своему, и я надеюсь, что сегодня вы поделитесь данной практикой и мы вынесем много нового, что сможем применить у себя в регионе», - задал вектор обсуждению Виктор Анатольевич

С темой «Кадры технологического суверенитета и задачи трансформации системы СПО» выступил главный научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Санкт-Петербурга Александр Федотов. Александр Васильевич поделился практическими результатами исследований, которые помогают сориентироваться, по каким специальностям имеется дефицит или избыток кадров в том или ином регионе. По результатам исследования был наглядно продемонстрирован график ситуации на рынке труда, на котором, в подавляющем большинстве, был виден дефицит квалифицированных кадров по рабочим профессиям. Также был затронут вопрос процентного соотношения трудоустройства выпускников ССУЗов по различным отраслям промышленности и определены проблемные точки в кадровом обеспечении технологического суверенитета России. 

Отдельным блоком обсуждений стал вопрос наставничества. Модератор встречи Валерий Андреев отметил: «Главной задачей является не столько подготовка специалистов, сколько закрепление их на рабочем месте. На это в первую очередь влияет фигура наставника, от него в первую очередь зависит, останется выпускник на предприятии или нет. То, как наставник его встретит, как организует его рабочие процессы, влияет на дальнейшую работу специалиста»

Старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Москвы Лариса Бедарева подробно остановилась на трансформации системы применения профессионального образования различных категорий работников: руководителей, специалистов среднего звена, рабочих служащих. Были затронуты темы обучения, профессиональных тренингов и краткосрочных курсов повышения квалификации. Тема наставничества вызвала большой интерес со стороны присутствующих. Из зала прозвучали вопросы представителей колледжей из самых отдаленных регионов страны. Так, в дискуссию вступил руководитель предприятия системы СПО из Республики Саха (Якутия). 

Следующей темой стало трудоустройство выпускников, а также те проблемы, которые сопровождают этот процесс. Например, трудовая миграция, когда выпускник, закончивший обучение в одном регионе, не идет на предприятие своего города, а уезжает в поисках лучших предложений в субъекты с более развитой рабочей инфраструктурой. Елена Ломтева, ведущий научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Москвы, рассказала о текущей ситуации в системе СПО: трудовой и образовательной миграции, уровне безработицы среди молодежи и тех изменениях, которые произошли в программах повышения квалификации рабочих и служащих. 

Как было отмечено, зачастую школьники не выбирают для дальнейшего обучения учреждения СПО по причине отсутствия в регионе тех образовательных программ, по которым они бы хотели продолжить обучение. Младший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Москвы Светлана Новикова отметила важность профессиональной ориентации школьников и студентов и поделилась результатами социологического исследования, благодаря которому были выявлены причины выбора среднего профессионального образования абитуриентами, их представления о будущей профессии и оценка личных карьерных перспектив. 

Региональные особенности переходов из общего образования в среднее профессиональное и высшее образование затронула в своем выступлении старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Москвы Анна Полушкина. Анна Олеговна представила схему исследования образовательной траектории выпускников 9-х и 11-х классов и изменение ее показателей. Были представлены цифры приема абитуриентов в учреждения СПО по периодам в различных регионах РФ, а также показана взаимосвязь между внешними факторами и количеством студентов, которые выбрали для себя среднее профессиональное образование. 

После перерыва встреча началась с обсуждения медиаобразования в системе СПО – новой тенденции в образовании. Демидов Алексей, аналитик Московского государственного института культуры, озвучил, что перед Союзом кинематографистов поставлена задача выпуска кинофильмов про рабочие профессии. Алексей Александрович подробно остановился на том, как планируется проводить системную работу по выполнению этой задачи, а также высказался о проблеме кадров в отечественной анимации. Так, одним из вариантов популяризации рабочих специальностей, предложенным Алексеем Демидовым, стало предложение запустить конкурс на лучший сценарий фильма среди студентов СПО.

Во второй части конференции был сделан упор на практическую составляющую. Слово было предоставлено представителю реального сектора экономики – Александру Пахомову, члену Правления Союза автосервисов, председателю Правления СТО «Дилижанс». Спикер доложил о дефиците квалифицированных кадров в автосервисной отрасли и предложил варианты поддержки молодых профессионалов. Например, установить налоговые льготы для представителей приоритетных специальностей. 

Андрей Пархоменко, директор ОБПОУ «Курский монтажный техникум», продолжил тему связки колледж-предприятие. Андрей Владимирович поделился первыми результатами реализации федерального проекта «Профессионалитет» в Курской области и опытом взаимодействия работодателей и учреждений СПО.

Учебно-производственный комплекс – одна из тем обсуждения конференции. Анатолий Кривоносов, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Академия управления городской средой, градостроительства и печати», представил алгоритм, каким образом можно сделать УПК максимально эффективным. Главная задача, по его мнению, – создать условия для теоретической подготовки студентов и скорейшего применения полученных знаний в рабочих процессах. Анатолий Михайлович сообщил, что на сегодняшний день более чем в 15 регионах России созданы УПК. Согласно прогнозам, до 2026 года около 20 процентов всех учреждений СПО создадут свои учебно-производственные комплексы. 

В Санкт-Петербурге УПК создан на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж электроники и приборостроения». Его директор, эксперт Финала Чемпионата «Профессионалы», Галина Воронько рассказала об опыте создания УПК и его роли в инновационном развитии учреждения системы СПО. 

Завершило VI Международную научно-практическую конференцию выступление регионального директора АО «Издательство «Просвещение» Марии Ивановой, которая рассказала об изменениях в нормативных документах, а также поделилась информацией, где найти методические материалы для преподавателей по реализации ФГОС. 

Участники заседания, которое стало одним из самых продолжительных на деловой программе Финала, отметили важность проведения мероприятий такого масштаба, обмена мнениями и опытом. Многие из присутствующих спикеров и зрителей примут участие в VIII Всероссийском форуме федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования, который состоится 26 ноября на площадке КВЦ «Экспофорум», где дискуссии экспертов, несомненно, продолжатся. 
 

Другие события

В Российском университете транспорта стартовал итоговый (межрегиональный) этап Чемпионатного движения для железнодорожников

В Российском университете транспорта стартовал итоговый (межрегиональный) этап Чемпионатного движения для железнодорожников

Весомый вклад в развитие Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству вносят предприятия-партнеры. В Российском университете транспорта состоялась церемония открытия итогового (межрегионального) этапа по компетенциям «Управление персоналом» и «Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте».

Стартовал конкурс фотографий для кластеров «Профессионалитета»

Стартовал конкурс фотографий для кластеров «Профессионалитета»

Институт развития профессионального образования запускает конкурс художественных фотографий «Профессии будущего». Принять участие в конкурсе могут кластеры федерального проекта «Профессионалитет».

Итоговый (межрегиональный) этап Чемпионатного движения начался в регионах России

Итоговый (межрегиональный) этап Чемпионатного движения начался в регионах России

В нескольких регионах России проходят мероприятия итогового (межрегионального) этапа Чемпионатного движения по профессиональному мастерству. В числе первых регионов – Новосибирская и Оренбургская области, Республики Мордовия и Северная Осетия-Алания.

Соревнования Чемпионатного движения переходят к межрегиональному этапу

Соревнования Чемпионатного движения переходят к межрегиональному этапу

Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству – один из наиболее масштабных проектов в сфере образования, инициированный Минпросвещения России. Он направлен на поддержку молодежи и подготовку профессиональных кадров для страны. Участниками Чемпионатного движения сегодня стали уже более 180 тысяч человек – на 60 тысяч больше, чем в прошлом году.

В России стартует обучение педагогов работе с беспилотными авиационными системами

В России стартует обучение педагогов работе с беспилотными авиационными системами

В России дан старт очному обучению педагогов по программе профессиональной переподготовки в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС). В рамках федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» профессиональную переподготовку пройдут почти 2,5 тыс. педагогов из свыше 520 школ и 30 колледжей.

Состоялось первое заседание координационного совета Минпросвещения России по наставничеству в 2024 году

Состоялось первое заседание координационного совета Минпросвещения России по наставничеству в 2024 году

Ключевой темой заседания стало представление первого проекта концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года в целях его дальнейшего обсуждения.

Управленческие команды кластеров «Профессионалитета» проходят курсы повышения квалификации

Управленческие команды кластеров «Профессионалитета» проходят курсы повышения квалификации

В 2024 году будут созданы ещё 150 кластеров «Профессионалитета» по 24 отраслям. Для региональных управленческих команд кластеров, присоединившихся к федеральному проекту в этом году, стартовал цикл очных модулей программы повышения квалификации. Обучение пройдет в несколько потоков и продлится до ноября.

Работу Центров опережающей профессиональной подготовки обсудили в Санкт-Петербурге

Работу Центров опережающей профессиональной подготовки обсудили в Санкт-Петербурге

В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Подготовка педагогов как ресурс стратегического развития профессионального образования». На секции «Центр опережающей профессиональной подготовки – инструмент развития педагогических кадров» обсуждалась роль ЦОПП в оптимизации условий взаимодействия образовательных систем с работодателями и социальными партнерами. Модератором выступила проректор Института развития профессионального образования Тамара Романова.

В Южном федеральном округе состоялась окружная сессия по проведению демонстрационного экзамена

В Южном федеральном округе состоялась окружная сессия по проведению демонстрационного экзамена

В Астрахани завершилась окружная сессия Южного федерального округа по вопросам проведения демонстрационного экзамена в 2024 году. Площадками проведения стали Институт развития образования и Центр опережающей профессиональной подготовки Астраханской области. Основной задачей события стала реализация комплекса мероприятий для качественной подготовки к грядущим демонстрационным экзаменам.

В технопарке Калуги открылась «Мастерская наставничества»

В технопарке Калуги открылась «Мастерская наставничества»

24 апреля на базе Федерального технопарка профессионального образования в г. Калуга в рамках реализации перечня поручений Президента РФ по наставничеству состоялось открытие «Мастерской наставничества».



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных