Во многих колледжах и техникумах страны проходят демонстрационные экзамены. Мы побывали на площадке Сергиево-посадского колледжа в Краснозаводске, где недавно проходил экзамен по специальности «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
Среди членов государственной экзаменационной комиссии удивила девушка Наталья Марченко. Оказалось, она окончила этот колледж, прошла подготовку в качестве эксперта демонстрационного экзамена, а затем поступила в Тимирязевскую академию. «Сельская жизнь» решила узнать у девушки, как она пришла в эту традиционно «мужскую» профессию и какие сложности у нее были во время учебы.
— Почему вы решили стать специалистом по эксплуатации и ремонту сельхозтехники? Это была мечта детства?
— Нет, это было, пожалуй, случайно. Я поступала на логиста, но не прошла по баллам на бюджет. Мне предложили пойти на эксплуатацию сельхозтехники. Поступать куда-то еще времени не было, я пошла сюда, втянулась и не ошиблась — мне очень понравилось здесь учиться.
— Помните, кто предложил?
— Да. В приемной комиссии сидела Таисия Михайловна, она принимала документы. В последний момент она сказала, что я могу поступить в наш колледж, но на другую профессию, где я пройду по баллам.
— Вы хорошо учились в школе?
— Так себе. Но зато в колледже у меня до красного диплома не хватило пары «пятерок».
— Вы тогда не думали о поступлении в вуз?
— В вуз я тогда не собиралась, я ушла из школы после девятого класса.
— Почему вы выбрали Сергиево-Посадский колледж? Почему не пошли просто на курсы трактористов или ученицей на предприятие?
— Хотелось получить именно среднее профессиональное образование. Мне понравился этот колледж. Он, правда, находился далеко от дома. Дорога без пробок занимала два с половиной часа. Нужно было сделать три пересадки: автобус, электричка и еще один автобус. Поэтому во время учебы я поселилась в общежитии напротив колледжа, чтобы добираться туда за несколько минут.
— На момент поступления вы представляли себе профессию тракториста, ремонтника сельхозтехники? Сколько получают, как трудятся?
— Да, я знала, куда иду. Сейчас сфера агроиндустрии на подъеме: на сельхозпредприятиях и зарплаты хорошие, и специалисты востребованы. Даже на летней практике одногруппники получали в месяц 60 тысяч рублей и больше.
— А откуда вы это знали, у вас кто-то работал по этой профессии?
— Моя бабушка работала в совхозе в Сибири, а дедушка был трактористом в Краснодарском крае.
— Как родители отнеслись к вашему выбору?
— Они сначала, конечно, удивились, мягко говоря. Но потом они подумали и сказали: в принципе сельское хозяйство сейчас более востребовано, чем логистика. Так что они меня поддержали и поддерживают до сих пор.
— В колледже были еще девушки в группе?
— В нашей группе было 25 человек. Из них только две девочки.
— Было много работы на технике?
— Да, работы на технике было много. Со второго курса у нас начались профессиональные модули. Дальше была учебная практика. Она проходила в гараже: опытные преподаватели показывали и объясняли, как обслуживать и ремонтировать технику. Мы даже работали на тракторе.
— А чего было больше во время учебы: теории или практики?
— Наверное, больше практики. Например, у нас в расписании одна пара — либо по профессиональному модулю, либо по техническому обслуживанию, либо по комплектации трактора. Получается, одну пару нам объясняют все, а потом нам это все показывают вживую: где что находится у трактора.
Практика была двух видов: учебная и производственная. Если учебная практика, то мы приходим [в гараж], нам что-то объясняют, минут тридцать идет лекция, потом мы идем к тракторам и чиним их — с девяти утра и до двух–трех часов.
— Парни как-то помогали девушкам?
— Если нужно было подержать или вытащить какую-то запчасть, тогда да, они помогали. Но в целом мы работали самостоятельно.
— А на какой технике вы работали? Современной? Какие условия были в мастерских?
— Сначала был только один, 82-й, старый трактор. Потом нам привезли еще два новых трактора — «Беларус». Сеялка, пресс-подборщик, станки тоже все новые — то есть учебно-производственные мастерские очень хорошо оборудованы. Все — российского производства.
Условия были тоже хорошие. У нас был целый гараж, его оборудовали всем необходимым: и освещение было хорошим, и все инструменты новенькие, чистенькие.
— Где и когда вы проходили практику?
— На втором курсе в колледже у нас была учебная практика. Потом, в конце лета — производственная практика, в селе Васильевское Сергиево-Посадского района. На третьем курсе нас отправили на производственную практику в Бунятино. Это деревня в Дмитровском районе Московской области. Практика длилась месяц. Потом была еще преддипломная практика. В целом на четвертом курсе больше всего практик: они почти каждые три месяца идут.
— Удалось ли заработать своим умением работать на тракторе?
— На третьем и четвертом курсах, когда началась серьезная производственная практика, нам платили по 30–35 тысяч в месяц. Их даже в трудовую книжку внесли. На последнем курсе я проходила только учебную практику в колледже. Вместо производственной практики готовилась к защите диплома.
— Есть кто-то из преподавателей колледжа, мастеров производственного обучения, профессионалов, кто стал вашим наставником и оказал на вас особое влияние как на профессионала?
— Да. Это Артем Вячеславович Григорьев и Федор Федорович Круть, которые преподавали нам профессиональные модули. Например, техобслуживание трактора. Они меня вообще всему научили: я уже со второго курса стала хорошо разбираться в тракторах.
Перед дипломом я не знала, куда дальше идти, что делать, где работать. Именно эти педагоги дали мне ценные советы. Сказали, чтобы я училась дальше. К нам как раз приезжали представители из Тимирязевской академии, приглашали поступать в вуз. Артем Вячеславович и Федор Федорович убедили меня, что я смогу достичь успеха в профессии, помогли мне разобраться, чего я хочу от жизни, и подтолкнули к получению высшего образования. Они сказали: «Не теряй шанс!»
Благодаря им я учусь в Тимирязевской академии на первом курсе. С подачи моих наставников я получила и повышение квалификации — стала линейным экспертом демонстрационного экзамена.
К ним можно обратиться за любой помощью — даже сейчас я постоянно прошу у них того или иного совета.
— Они как-то вам помогали, когда вы оказались в академии?
— Когда я готовилась к вступительным экзаменам, они были рядом и помогали подготовиться.
— Что вы сейчас изучаете и какую специальность приобретете?
— Сейчас я учусь на первом курсе по специальности «Эксплуатация машин транспортных комплексов». Из колледжа я выпустилась техником-механиком. После вуза стану инженером-технологом. Смогу претендовать на должность повыше, буду работать с документами, заниматься закупками техники и запчастей. В этом, я думаю, мне помогут как раз те знания, которые я получила в колледже. Ведь для того, чтобы купить для предприятия ту или иную машину, нужно разбираться, как она работает, из каких запчастей состоит, что стоит покупать, а что нет.
Возможно, мне понравятся другие направления. Мои наставники, и я им за это очень благодарна, постоянно стимулируют попробовать что-то новое.
— Опыт СПО помогает учиться?
— Очень помогает. Я по некоторым предметам получаю «автомат». Например, по математике или истории. Тем более по профессиональным модулям — «ТО транспорта» и «Комплектация машинно-транспортного агрегата». Некоторые ребята пришли в академию после 11 класса, а некоторые ранее учились по другой специальности. И те, и другие ничего не знают по этим темам. Преподаватель им рассказывает «с нуля», а я уже изучала все это, владею материалом. Как-то преподаватель объяснял принципы работы двигателя, задал мне вопрос, и я рассказала все подробно (смеется, — прим. ред.). Он удивился: девушка, а все знает — как так? (снова смеется, — прим. ред.) Мне кажется, он был немного в шоке.
— А вы одна девушка на курсе?
— Нет, нас четверо.
— Общеобразовательных знаний хватает? Пришлось ли заниматься с репетиторами дополнительно?
— С репетиторами нет. Если мне надо что-то узнать, я лучше подойду к своим старым преподавателям в колледже. Они мне помогут всегда.
— А какие перспективы трудоустройства?
— После выпуска из колледжа я хотела пойти работать в Бунятино, где я проходила производственную практику. Там дают общежитие, если кому-то далеко ездить, и платят хорошо, и при этом ты работаешь по профессии. В принципе, это был неплохой вариант. Но я послушала своих наставников и решила пойти учиться. После академии, возможно, все же поеду устраиваться в Бунятино. Кстати, большинство выпускников нашего колледжа пошли туда работать после практики. Может быть, буду совмещать учебу и работу. Пока определяюсь.
— Нет опасений, что при найме на работу предпочтение отдадут мужчине?
— Нет. Сейчас такое время, когда гендер уже не имеет значения. Я видела очень много женщин на тракторе. Даже в моем городе есть женщины-трактористки. У нас в Красноармейске есть село Царево. Там на ферме водителями трактора работают две девушки.
Справка
Что такое демонстрационный экзамен
Демонстрационный экзамен (ДЭ) — один из форматов государственной итоговой аттестации, проходит с 2017 года. Во время испытания студенты выполняют практические задания в условиях реального производства. Оператором по организационно-методической поддержке ДЭ выступает Институт развития профессионального образования (ИРПО).
— Как проходит демонстрационный экзамен по специальности «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»?
Для успешной сдачи экзамена выпускнику нужно выполнить два задания. Первое — это провести ежесменное технологическое обслуживание (ЕТО) трактора и пресс-подборщика. Оно включает визуальный осмотр, проверку технических жидкостей, светозвуковой сигнализации, основных агрегатов трактора, поиск неисправностей. Второе — выполнить ЕТО пресс-подборщика, сделать необходимые регулировки, установить вязальный аппарат.
— Как вы стали экспертом демонстрационного экзамена?
— Я сама прошла демонстрационный экзамен летом. Ничего сложного там не увидела: все легко, просто, все это нам объясняли. В общем, я его легко сдала и подумала, что могла бы стать экспертом.
Я училась онлайн на платформе WorldSkills Russia, изучила все темы, сдала все тесты. И стала экспертом.
Сейчас слежу за выпускниками, смотрю, как они работают. Это весело (смеется — прим. ред.).
— Какой ваш функционал как эксперта, что вы делаете?
— Сначала мы, нас трое экспертов, специально делаем какие-то неисправности в тракторе, чтобы их нашел и исправил экзаменуемый: вытаскиваем лампочку или еще что-нибудь. Когда я сдавала демонстрационный экзамен, у меня вообще все вытащили. Весь пресс-подборщик надо было собирать (смеется, — прим. ред.).
Потом следим за тем, как экзаменуемый выполняет задание. Например, студент должен провести ТО трактора и пресс-подборщика. А мы, эксперты, смотрим и оцениваем его работу. Если он уходит в невидимую зону, мы идем за ним. В конце мы должны поставить оценку по пятибалльной шкале.
— Что вы думаете о демонстрационном экзамене?
— Лично я отношусь к нему очень хорошо. Это практика. На этом экзамене человек показывает, чему он научился в колледже. Если во время защиты диплома мы пересказываем материал выученных тем, то во время демонстрационного экзамена мы можем показать, что действительно знаем и умеем. Можно рассказать, как работает двигатель, как поменять фильтр или масло, но, если ты не умеешь этого делать на практике, эти знания бесполезны. Я думаю, что демонстрационный экзамен намного важнее защиты диплома.
— А как к экзамену относятся другие студенты, преподаватели, работодатели?
— Многим студентам тоже нравится экзамен. Я их спрашивала об этом. Преподавателям тоже нравится. Они обучают именно работе с техникой. Практика быстрее запоминается, чем теория. Нравится он и работодателям: они видят, что человек разбирается в тракторах и другой технике. Кстати, они могут онлайн посмотреть, как проходит экзамен: у нас ведется прямая трансляция в интернете. Запись сохраняется.
— То есть эту запись, теоретически, можно использовать в качестве своего портфолио при устройстве на работу?
— Снимается общий план, там толком ничего не видно, и без звука. Думаю, для работодателя лучше организовать производственную практику, где он может посмотреть будущего сотрудника в деле.
Демонстрационный экзамен для работодателя — это такая гарантия, что выпускник умеет выполнять базовые производственные операции.
— Известно, что демонстрационный экзамен бывает базовый и профильный. Какой вы принимаете в колледже?
— Профильный.
— Что бы вы хотели улучшить в обучении в колледже?
— Если честно, даже не знаю. И программа обучения в колледже хорошая, и техника современная.
— А во взаимодействии с потенциальными работодателями?
— Сложный вопрос, надо подумать… Наверное, перед тем, как позвать ребят на производственную практику, я бы проводила для них экскурсии по подразделениям, где им предстоит работать. А то ребята приезжают, но они не знают, куда идти, что где находится.
— А как проходила ваша практика?
— Мы приехали, заселились в общежитие, а на следующий день пошли работать. Сначала многое было непонятно: нам не объяснили, где стоят трактора, где мастерская, что делать нельзя, а что можно, мы не знали, в какое помещение идти, куда ехать на тракторе.
— Какие бы напутственные слова вы бы дали тем, кто хочет пойти в колледж?
— Самое важное: учитесь хорошо. Ходите на все лекции и практики. Это очень важно. У нас некоторые не ходили, пропускали. Они выпустились, и ничего не знают, никуда устроиться не могут.
После школы лучше сначала пойти в колледж, а уже потом, если захочется, в вуз. Колледж — хорошее место, чтобы определиться, чего хочешь. Как я, например. Когда я выпускалась из девятого класса, я вообще не представляла, что дальше делать, куда идти. Сейчас я уже четко знаю, чего хочу, что ждет меня в будущем. У меня открыта дорога — я могу дальше развиваться по специальности.
— А тем, кто боится провалить демонстрационный экзамен, вы бы что сказали?
— Ничего сложного в нем нет. Нужно ходить на подготовку и практику — и у вас все получится. К демонстрационному экзамену подготовка началась за год. Изо дня в день нам все объясняли, давали дополнительные задания. После пар можно было приходить и заниматься, что-то спрашивать у преподавателей. Когда я сдавала экзамен, конечно, волновалась. Но я справилась. В общем, переживать не стоит — вас всему научат.
— Чем увлекаетесь в жизни?
— У меня сейчас главное увлечение — учеба в академии.
А в целом мне интересна любая техника, не только тракторы. Например, легковые автомобили. Сейчас я, кстати, сдаю на права, категория «В». Хочу купить машину. Мне это на самом деле интересно. Интерес к технике появился во время учебы в колледже — раньше такого не было.
— Кем вы видите себя через десять лет?
— Директором сельхозпредприятия (смеется, — прим. ред.) Я ведь уже сейчас обучаю людей, при подготовке к тому же демонстрационному экзамену. Это дает хороший опыт. И мне это очень нравится. Я люблю обучать, руководить.
Я видела на предприятиях директоров и главных инженеров, которые не сидят целый день в офисе, а ходят, помогают сотрудникам своим примером и советами. Вот таким руководителем я себя вижу. Знания и навыки, полученные в колледже, дают мне возможность помогать с техникой, заниматься закупкой оборудования, а после вуза я смогу настраивать рабочие процессы, управлять.
*Ангелина Прасковья — участница стахановского движения в годы первых пятилеток, бригадир тракторной бригады МТС, ударница.
Фото из личного архива героини