26 июля в Тяньцзиньском профессионально-техническом университете в Китайской Народной Республике состоялся международный научный семинар «Умное управление профессиональным образованием в рамках Шанхайской организация сотрудничества (ШОС) до 2025 года».
Эксперты и ученые из государств-членов ШОС, включая Китай, Россию, Кыргызстан, Таджикистан и Беларусь, собрались, чтобы представить опыт своих стран, а также обсудить новые пути сотрудничества в сфере профессионального образования под девизом «Формирование устойчивого профессионально-образовательного сообщества».
Ключевыми темами для обсуждения стали совместное развитие профессионального образования, интеграция общего и профессионального образования, повышение квалификации преподавателей в сфере профессионального образования.
В семинаре в онлайн-формате принял участие Сергей Кожевников, ректор Института развития профессионального образования (ИРПО), с докладом на тему «Федеральный проект «Профессионалитет» как флагман трансформации СПО: опыт России и потенциал для стран ШОС и БРИКС».
В рамках проекта «Профессионалитет» выстраиваются прочные партнерские связи между образовательными организациями и работодателями, что позволяет обеспечить опережающую подготовку кадров под реальные потребности экономики, сообщил ректор ИРПО. В новом учебном году в 86 субъектах России будет функционировать уже 506 кластеров «Профессионалитета», где работодатель решает «чему учить студентов», а образовательная организация решает «как этому учить». В проекте участвуют почти все крупнейшие корпорации и холдинги России, что является показателем его эффективности.
«Российская Федерация ведет системную работу по развитию профессионального образования, опираясь на объективные данные. Это глубокий анализ рынка труда и демографических данных, изучение потребности экономики в профессиональных кадрах. Приоритетный федеральный вектор – подготовка кадров, которые нужны стране. Кадровый суверенитет – это база для независимого развития всех отраслей экономики и нашей страны в глобальном смысле», – отметил Сергей Кожевников.
Ректор ИРПО также представил результаты первого международного исследования, посвященного комплексному изучению систем технического и профессионального образования в пяти странах БРИКС – Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР.
Проект представляет собой комплексную оценку вклада систем профессионального образования в разные аспекты жизни государств БРИКС – человеческий капитал, экономический потенциал страны и реальный сектор экономики, развитие технологического и инновационного потенциала, а также сохранение исторического и культурного наследия.
«Исследование дало уникальную возможность осуществить многоаспектный сравнительный анализ систем профессионального образования в столь различных государствах, входящих в объединение БРИКС. Несмотря на разнообразие образовательных моделей, нам удалось выявить ряд общих тенденций и направлений развития техникумов и колледжей в наших странах», – сказал Сергей Кожевников.
Напомним, что исследование «Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС» было инициировано в 2024 году, когда Россия председательствовала в Альянсе БРИКС по сотрудничеству в сфере технического и профессионального образования и подготовки. Это издание стало итогом тесного взаимодействия ученых, аналитиков и практиков стран БРИКС.