На панельной дискуссии «Молодежь для государства: технологические вопросы и кадровые решения», состоявшейся 25 ноября в рамках Финала Чемпионата «Профессионалы», эксперты отметили, что уровень безработных специалистов среди молодых людей до 30 лет значительно снижается. Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ян Талбацкий сообщил, что работа в этом направлении идет по поручению президента Владимира Путина. В 2021 году глава государства поставил задачу разработать долгосрочную программу содействия занятости молодежи сроком до 2030 года.
Спикерами сессии выступили:
- Татевик Карабекян, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации;
- Ян Талбацкий, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости;
- Юлия Цветкова, директор по управлению персоналом ГК «Ростех»;
- Лениза Хурматуллина, директор департамента развития персонала ПАО «КАМАЗ»;
- Екатерина Репкина, руководитель отдела подготовки кадров дирекции по персоналу «Р-Фарм»;
- Светлана Болтунова, министр образования и молодежной политики Владимирской области;
- Дмитрий Парамонов, руководитель (командир) Центрального штаба Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды».
Встречу модерировал Дмитрий Шишкин, директор Административного Департамента «Роскосмоса». Во время дискуссии участники рассказали, что одна из мер поддержки начинающих специалистов – профориентация школьников, студентов колледжей и техникумов, а Чемпионатное движение – это прекрасная возможность познакомить работодателей и будущих сотрудников.
«Мы вместе с предприятиями на уровне региона определяем ключевые компетенции для субъекта, а также то, что нужно доработать в задании Чемпионата. У предприятия есть все возможности сделать так, чтобы лучшие из лучших показывали мастерство на тех примерах, которые интересны предприятию», – отметила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации Татевик Карабекян.
Кроме того, Татевик Рубеновна сообщила, что в 68 регионах страны действует образовательная программа «Профессионалитет» — это способ сотрудничества образовательных организаций и работодателей в формате кластеров, где программа обучения адаптирована под запросы работодателя. В программу включены более 868 тысяч студентов, а свыше 12 тысяч уже получили предложения пройти стажировку и устроиться на работу.
«Важно отметить, что в прошлом году участники программы разработали карьерные карты для каждого студента. Это хороший инструмент, который помогает понять каждому школьнику, который планирует свой дальнейший путь, куда можно дойти и как это сделать. Он видит себя на этой карьерной карте в самом начале пути и видит шаги, которые ему помогут дойти до самого верха. Карьерную карту старались сделать максимально приближенной к реальным условиям», – добавила Татевик Карабекян.
Юлия Цветкова рассказала о подходах Госкорпорации «Ростех» по подготовке школьников и студентов. В Корпорации реализуется модель опережающей подготовки инженерных кадров, включая работу со школьниками, студентами и молодыми специалистами. «Ростехом» совместно с ВУЗами-партнерами разработаны и успешно функционируют магистральные обучающие программы по таким ключевым направлениям, как: авиастроение, радиоэлектроника и ИТ, биомедицинские технологии. В разработке ещё ряд образовательно-профессиональных треков, в том числе: управление качеством, промышленный дизайн, подготовка специалистов для тяжелого Машиностроения и боеприпасной отрасли. Входной точкой для поступления на данные программы являются инженерные и предпрофессиональные классы. Лучшие выпускники магистральных программ Корпорации могут продолжить обучение в рамках передовых инженерных школ, индустриальными партнерами которых выступают предприятия Корпорации по ключевым для «Ростех» направлениям развития технологий и научно -исследовательским тематикам.
Чемпионатное движение является одним из инструментов вовлечения детей и студентов в специфику деятельности организаций Корпорации, площадкой для отбора лучших для предприятий. Зарекомендовавших себя финалистов организации Корпорации приглашают на практики и стажировки с последующим возможным трудоустройством в контуре Корпорации.
Дмитрий Парамонов сообщил, что студенческие отряды – еще одна возможность для организации профориентирования молодежи. Также он отметил, что многие именно там находят призвание, а остальные получают ценные навыки. В качестве примера Дмитрий Парамонов озвучил имена знаменитых выпускников стройотрядов: Владимира Путина, Александра Жукова, Сергея Собянина, Сергея Хомякова.
Обсуждение темы эксперты продолжили на встрече «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития лучших студентов СПО и школьников», где представители корпораций поделились лучшими практиками.
Встречу модерировала директор Департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание» Альбина Бикбулатова.
Спикерами заседания выступили:
- Юлия Цветкова, директор по управлению персоналом ГК «Ростех»;
- Жанна Кадылева, директор практики «Развитие компетенций» дивизиона «Кадровый потенциал» направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ);
- Анна Титиевская, начальник управления по работе с персоналом «Газпром газификация»;
- Екатерина Репкина, руководитель отдела подготовки кадров дирекции по персоналу «Р-Фарм»;
- Дмитрий Парамонов, руководитель (командир) Центрального штаба Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды».
Альбина Бикбулатова отметила, что в Год педагога и наставника в России большое внимание уделяют работе с талантливой молодежью. «Я никогда не стала бы ученым, лидером, если бы в моей жизни не было двух-трех человек, которые своим примером вдохновили меня. На государственном уровне будет предложена поддержка системы наставничества. Участники, которые вернутся с Чемпионата, могут работать в мотивационном треке. Стать, например, специалистами подразделения по управлению персоналом», – рассказала директор Департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание».
Альбина Бикбулатова также напомнила, что уже сейчас ученые и специалисты приходят в колледжи и школы и мотивируют учащихся развиваться в своей отрасли.
Начальник управления по работе с персоналом «Газпром газификация» рассказала, что сейчас корпорации сталкиваются с прогнозируемым дефицитом кадров из-за демографической ямы. Поэтому специалистов начинают готовить уже со школьной скамьи.
«Средний возраст работников высок, необходимо его уменьшать, для этого нужно смотреть на процессы через призму поколения Z. В работу нужно внедрять новые технологии, цифровые технологии, для того чтобы у молодых сотрудников была возможность наиболее быстрой адаптации в текущие рабочие процессы. Это нужно, чтобы они не увольнялись после окончания университета. Мы заключили договор с опорным вузом, чтобы у нас был приток новых кадров, организовали сопровождение дипломных работ, чтобы отбирать лучших еще на этапе подготовки», – подчеркнула Анна Титиевская.
Также эксперт добавила, что в будущем гендерный состав персонала может измениться – уже сейчас все больше девушек приходят работать по техническим специальностям и справляются с некоторыми задачами лучше юношей, поскольку более ответственно подходят к работе. Этот фактор также стоит учитывать при формировании стратегии привлечения кадров.
Одним из эффективных инструментов для работы со школьниками оказались игры, соревнования и квизы, например, по газовой безопасности. Представители фарминдустрии подтвердили, что игровая форма вовлечения действительно работает.
Для школьников проводят фармацевтическую олимпиаду, «биологические бои» – соревнования школьных команд, активно внедряют систему наставничества, когда старшие школьники делятся знаниями с младшими.
В Ярославской области в 2022 году в партнерстве с «Р-Фарм» создан биофармацевтический кластер. Также в регионе открыт профильный класс. Учиться в нем школьники начинают с 10-го класса, а после становятся лаборантами 3 разряда и могут получить работу уже в 15-17 лет. Кроме того, ученики участвуют в федеральном проекте «Профессионалитет».