Новые запросы отрасли предполагают появление новых компетенций, считает призер Всероссийского конкурса «Мастер года» 2024, преподаватель оренбургского Гуманитарно-технического техникума Артур Явгастин.
На секции «Педагогические кадры для системы СПО: запрос отрасли и новые компетенции» он рассказал о современных компетенциях в одном из самых динамично развивающихся секторов экономики – машиностроении.
Артур Явгастин отметил, что современное машиностроение стоит на пороге значительных изменений – это обусловлено технологическими инновациями.
«Аддитивные технологии – такие, как 3D-печать уже нашли свое применение в производстве сложных деталей. Разработка новых материалов – композитов и сплавов – становится ключевым направлением исследований в области машиностроения. И мы должны быть готовы интегрировать новейшие технологии в образовательные программы. Кроме того, в машиностроении активно используются достижения цифровых технологий: предприятия стремятся оптимизировать производство и повысить его эффективность с помощью цифровых платформ и автоматизации процессов. Работодатели ожидают от выпускников знаний и навыков в области использования современных цифровых инструментов – таких, как CAD/СAM-системы, а также других программ для 3D-моделирования», – считает он.
Артур Явгастин обратил внимание на то, что важно обучать студентов применять такие методы работы, которые снижают негативное воздействие на окружающую среду и увеличивают энергоэффективность производственных процессов. Он напомнил также, что современный рынок труда предъявляет высокие требования к выпускникам учебных заведений: они должны развивать гибкие навыки, уметь работать в команде, быть готовыми постоянно развиваться и учиться.
«Мы должны научить их учиться – осваивать новые возможности быстро и эффективно», – подчеркнул Артур Явгастин.
В число важных факторов, позволяющих вывести образовательный процесс на новый уровень, входит профориентационная работа со школьниками. Так, например, на базе Гуманитарно-технического техникума проходят смены лагеря «Технофест». Еще одной успешной практикой стала работа в рамках учебно-производственного комплекса.
«Особенно важным для нас стало участие в федеральном проекте «Профессионалитет»: понимание конкретных производственных задач помогает студентам быстрее адаптироваться на предприятиях. Постоянный диалог с работодателями, партнерские отношения и налаженная обратная связь – залог качественного образования», – заключил Артур Явгастин.