Международные эксперты обсудили роль Чемпионатного движения

Международные эксперты обсудили роль Чемпионатного движения

Чемпионатное движение – эффективный инструмент профориентации и обучения будущих специалистов не только в России, но и по всему миру. Эксперты из Уганды, Кувейта, КНР, Сирии и стран СНГ поделились опытом в ходе трех стратегических сессий международного трека Финала Чемпионата «Профессионалы».

Первую – «Роль работодателей: потребности в компетенциях и требованиях к их содержанию, механизмы и формы участия в подготовке и оценке квалификаций и компетенций» модерировала Ольга Олейникова – доктор педагогических наук, профессор Института развития профессионального образования.

Она отметила, что сейчас международное сотрудничество в сфере подготовки кадров и профессионального образования приобретает новые форматы. В России формируется модель Чемпионатного движения, которое должно стать площадкой международных и межкультурных коммуникаций.

С докладом на сессии выступили:

  • Андрей Хитров, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере атомной энергии;
  • Шерзод Рахимов, начальник Управления инновационного развития профессионального образования Института развития профессионального образования при Министерстве высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан;
  • Валерий Голубовский, ректор Республиканского института профессионального образования Республики Беларусь;
  • Юншэн Чжао, проректор Харбинского профессионально-технического института, Китай.

Андрей Хитров отметил, что у «Росатома» стоит план по развитию, руководствуясь которым, к 2030 году Госкорпорации необходимо вдвое увеличить штатную численность сотрудников. Прогнозы строят, ориентируясь на развитие технологий и появление новых компетенций, которые будет необходимо закрывать молодым специалистам.

Валерий Голубовский сообщил, что в Беларуси показатели рассчитывают, опираясь на данные, которые предоставляют предприятия – индустриальные партнеры колледжей. С ними учебное заведение заключает договор и передает прогнозные значения. Потенциальный работодатель формирует их на 5 лет и вносит в республиканскую автоматизированную систему. В итоге государство и система образования может формировать стратегию обучения будущих специалистов, исходя из запросов рынка.

«Государство измеряет систему профессионального образования тем, насколько люди, которые вышли с определенным уровнем образования, заняты в экономике. Работодатели хотят сегодня иметь квалифицированные кадры с высокой производительностью труда. Это влияет на показатели занятости, уровень безработицы, социальной стабильности, уровня доходов и так далее», – отметил ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский

Тему международного трека продолжили на второй сессии «Технологии подготовки по компетенциям: обмен лучшими практиками». Ее также провела Ольга Олейникова. На встрече эксперты рассказали о «Технологиях подготовки по компетенциям: обмен лучшими практиками».

С докладами выступили: 

  • Махмуд Бани Маржех, заместитель Министра просвещения Сирийской Арабской Республики;
  • Елена Васина, директор СПб ГБПОУ «Петровский колледж»;
  • Хун Вэй, начальник международного отдела Хэйлунцзянского профессионально-технического института транспорта, Китай;
  • Джон Муинго, заместитель министра образования и спорта Уганды;
  • Чинара Урумкалиева, директор Профессионального лицея информационных технологий №99 при Президенте Кыргызской Республики.

Начальник международного отдела Хэйлунцзянского профессионально-технического института транспорта Китая Хун Вэй сообщила о инновационном транспортном проекте, который успешно реализовали в учебном заведении. На территории действует полноразмерная железная дорога, среди кампусов курсируют поезда, которыми управляют студенты, там же расположены здания железнодорожного вокзала. Обучение проходит в депо, где происходит и ремонт локомотивов. Кроме того, в политехническом колледже есть симуляционные центры для начинающих специалистов.

«Мы первый раз приехали в Россию для участия в Чемпионате. Наша цель – обмен опытом, мы многому учимся, участвуя в соревнованиях.  Мы очень ценим роль международных соревнований в проверке наших знаний», – подчеркнула Вэй Хун.

Интерес к стране и системе образования, а также к уровню подготовки специалистов отметил заместитель Министра просвещения Сирийской Арабской Республики Махмуд Бани Маржех. На Чемпионате «Профессионалы» студентам из Сирии могут быть интересны методические материалы, пособия для обучения и техника, представленная на площадках компетенций.

«В Уганде для того, чтобы повышать шансы выпускников учебных заведений устроиться на работу, внедрили систему TVET», - рассказал заместитель министра образования и спорта Уганды Джон Муинго. Это все формы обучения в разных возрастных группах. Для будущих специалистов готовят образовательные программы и системы тренировки практических навыков, которые помогут освоить востребованную специальность в ключевых секторах экономики. Сейчас в стране 5 процентов населения младше 35 лет задействованы на рынке труда.

Продолжила международный трек сессия «Чемпионатное движение как катализатор процессов совершенствования подготовки кадров в профессиональном образовании». Модерировала совещание советник министра просвещения РФ, зампредседателя комитета Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию, член Экспертного совета при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию по вопросам ДПО, переподготовки и непрерывного образования, Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Наталия Золотарева.

В сессии приняли участие:

  • Аммануел Гарза, директор по управлению и поддержке ТПО Департамента высшего образования и подготовки кадров ЮАР;
  • Муна С.А.Салим, генеральный инспектор по ИКТ Министерства образования Кувейта;
  • Акобиров Шосафар, советник ректора Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования, Республика Таджикистан;
  • Елена Сартакова, директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева.

Представитель ЮАР рассказал, что страна участвует в международных чемпионатах профессионального мастерства с 2003 года. «Мы стремились повысить уровень мастерства. Мы поняли, что при подготовке к соревнованиям можно продуктивно учиться — это помогает повысить уровень мастерства, а на соревнованиях, при знакомстве с другими участниками и экспертами можно заполнить пробелы в навыках по сравнению с другими странами. Хорошо, что Россия хочет сотрудничать на мировом уровне, особенно с Югом. Россия показывает хороший пример возможностей промышленности и образования. Раньше обмен шел с Западными странами, а сейчас это хорошая возможность наладить отношения с Азией и Африкой», – отметил директор по управлению и поддержке ТПО Департамента высшего образования и подготовки кадров ЮАР Аммануел Гарза.

Эксперт из Кувейта рассказала, что в стране оборудуют лаборатории и компьютерные классы, чтобы изучать предметы при помощи информационных технологий. Школьников учат пользоваться текстовыми и графическими редакторами, поисковиками, переводчиками и программами для монтажа. С 6 класса детям преподают основы кибербезопасности, старшеклассникам – основы программирования. В этом году в школах ввели предмет «Этичное использование искусственного интеллекта».

Другие события

Сергей Кожевников: «Молодые профессионалы ведут страну к лидерству»

Сергей Кожевников: «Молодые профессионалы ведут страну к лидерству»

Ректор Института развития профессионального образования дал интервью «Комсомольской правде»

Более 79% абитуриентов отметили, что престиж среднего профобразования в России вырос

Более 79% абитуриентов отметили, что престиж среднего профобразования в России вырос

По мнению ректора ИРПО Сергея Кожевникова это связано, в частности, с реализацией федерального проекта «Профессионалитет»

Инсталляция, разработанная экспертами ИРПО, представлена на мультимедийной выставке в Нижнем Новгороде

Инсталляция, разработанная экспертами ИРПО, представлена на мультимедийной выставке в Нижнем Новгороде

Посетители экспозиции получат возможность управлять ветром на виртуальной планете при помощи сенсорной панели

С новым годом!

С новым годом!

Команда Института развития профессионального образования поздравляет вас с Новым годом!

Демонстрационный экзамен в 2024 году: цифры и факты

Демонстрационный экзамен в 2024 году: цифры и факты

В 2024 году демонстрационный экзамен сдавали студенты из 86 регионов России

Наталья Цегельная: «Это очень важно – учить детей быть добрыми»

Наталья Цегельная: «Это очень важно – учить детей быть добрыми»

Директор московского Технологического колледжа №21 Наталья Цегельная – претендент на звание лучшего просветителя в системе СПО на премии Российского общества «Знание». Она представила профориентационный проект «ЯПРОФИ21», помогающий обучающимся познакомиться с миром профессий. В числе участников проекта – дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Дарья Федосеева: «Как узнать Сибирь на вкус»

Дарья Федосеева: «Как узнать Сибирь на вкус»

Вместе со своими студентами Дарья Федосеева создала уникальный проект «Новосибирские дикоросы»

Стартовал региональный этап Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству

Стартовал региональный этап Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству

Проходят отборочные соревнования в колледжах, за которыми последуют региональные чемпионаты

Дина Макеева: «У таланта нет ограничений»

Дина Макеева: «У таланта нет ограничений»

2024 год стал юбилейным для движения «Абилимпикс» в России. Национальный центр «Абилимпикс» подводит итоги работы за десять лет.

285 победителей и призеров финалов Чемпионата высоких технологий и Чемпионата «Профессионалы» получили денежные выплаты

285 победителей и призеров финалов Чемпионата высоких технологий и Чемпионата «Профессионалы» получили денежные выплаты

Участниками Чемпионатного движения в 2024 году стали более 500 тысяч человек, включая более 130 тысяч конкурсантов