21 февраля в России отмечается День фельдшера, а 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Высококвалифицированных специалистов этого направления готовят в том числе в Рязани. В местном медицинском колледже вот уже 37 лет работает Наталья Иванова, педагог, по книгам которой обучаются многие фельдшеры в России. Мы поговорили с ее ученицей, ныне фельдшером скорой помощи в Рязани Ольгой Базовкиной о том, как учат спасать жизни.
Справка
Ольга Анатольевна Базовкина окончила Рязанский медицинский колледж в 2006 году по специальности «Лечебное дело». С 2006 года работает на станции скорой помощи фельдшером выездной бригады. В 2018-м стала лауреатом второй степени в номинации «Лучший фельдшер» всероссийского конкурса «Лучший специалист со средним медицинским и фармацевтическим образованием». В 2018 году удостоена премии губернатора Рязанской области за большой вклад в развитие Рязанской области в сфере здравоохранения.
«Хотела первой приходить на помощь»
— Почему вы решили стать фельдшером?
— Потому что это тот человек, который первый приходит на помощь, когда случается беда. Я решила, что я должна быть именно таким человеком.
У меня вся семья — военнослужащие. Мой свекор — заслуженный врач России. Для меня он образец для подражания. Мужчина с большой буквы. Для своей семьи он надежда и опора. И жена, и дети, и внуки знают, что он всегда рядом, в любой ситуации поможет, всегда даст дельный совет. Он умный, грамотный, рассудительный, справедливый и очень строгий: настоящий военный врач (смеется, — прим. ред.). Сейчас он на пенсии, а раньше возглавлял военный госпиталь, работал кардиологом.
На мой выбор повлиял и муж, он тоже военный. Когда я вышла замуж, мы сначала жили на Курилах, потом его перевели в Рязань. Это было в 1990-е, надо было идти куда-то работать. Я устроилась младшей сестрой в госпиталь военной части, в лор-отделение. Проработала, наверное, года полтора и поняла, что мне это все очень интересно. На каждой операции я говорила врачу: «Подожди, я посмотрю, а после меня — всё остальное». (смеется, — прим. ред.) Опять же, все это время передо мной был образец — свекор. Я посмотрела на все это и подумала: «Наверное, я буду работать в медицине».
Мне было уже много лет, когда я решила пойти учиться в наш колледж. Сейчас, когда я сама стала наставником — я принимаю студентов на практику, веду демонстрационный экзамен — я всем говорю, и студентам, и даже абитуриентам: если вы идете учиться на врача, не думайте, что будет как в школе, в нашем колледже не дай бог вы пропустите какое-то занятие — преподаватели с вас живьем не слезут!
«За каждым из нас — кладбище»
— Есть кто-то из преподавателей колледжа, кто стал вашим наставником?
— У меня был педагог — Наталья Александровна Иванова. Это тот человек, который научил нас учиться правильно. Она всегда говорила: «Ребята, вы поймите, что за каждым из нас, медиков, есть кладбище». И поясняла, что оно может быть разным: кладбище из людей, которых ты не смог спасти, потому что не выучил уроки и чего-то не знал, и кладбище из пациентов тех врачей, кто сделал все, что мог, старался изо всех сил, но природа взяла свое. Наталья Александровна призывала: «Ребята, вы идете [работать] на скорую, это неотложка, вы первые: у вас кроме глаз ушей и рук нет ничего, в вашей голове должно быть достаточно знаний, чтобы оказать помощь людям, которые ждут вас и верят, что вы спасете, потому что кроме как на вас им надеяться не на кого».
Прийти к ней с невыученными уроками было невозможно — она сразу выставляла за дверь: «Иди и учи!» Мне было стыдно не учить уроки: когда я поступила в наш колледж, мне было уже 25 лет, а остальным — по 17–18. Однажды она мне говорит: «Так, выходи из класса» — «Наталья Александровна, как же так? Я же выучила [уроки]» — «Что ты выучила? Ты на три выучила» — «А мне достаточно тройки» — «Тебе не стыдно?.. (а у меня на тот момент сыну три года было)… тебе не стыдно перед своим ребенком, перед этими ребятами? Ты какой пример подаешь? Иди учи!».
Как я разозлилась на нее! «Да поставьте мне три! И все, я буду свободна» — «Ничего не знаю. Пощады тебе не будет» — «Вы понимаете, у меня семья, у меня ребенок болеет» — «Когда захочешь, все выучишь. Иди с богом». Как я психанула! Она задела меня прямо сюда (показывает на сердце, — прим. ред.) Прям достала! Я пришла домой, все выучила, она поставила мне пять баллов, я выхожу из класса и у меня — чувство выполненного долга. Я и ей доказала, что могу, и себе. Такое чувство самоудовлетворения: я сделала это!
Боже мой, как она орала на нас! Чтобы у нее списать — да даже не думайте! Идешь, я помню, к ней на зачет — мы же нормальные студенты, все со шпорами — она: «Так, садимся. Ты — здесь, ты — здесь, а ты — здесь». Думаю: ну вот, рассадка пошла. Диктует, кому на какой вопрос отвечать. А мы же студенты прошаренные, знаем, на какой зачет пришли. Мы сами себе вопросы напишем, если что — «бомбу» ей сдадим. Делаем вид, что пишем. Вот хорошо помню: шли все «заряженные» [«бомбами»]. И вдруг она: «Так, ты, ты и ты — свободны!» Что такое? Ведь шпоры еще даже не достали! (Смеется, — прим. ред.) Еще никто не начал ничего списывать. «Наталья Александровна, вы чего? Почему?» — «Не выучили!» Вот как она нас чувствовала? Я не знаю. Следишь за ней — она вроде в другую сторону смотрит. А потом — хлоп! «Ты что, со шпорой пришла?» Это она мне сказала. «Ну я же вижу, что ты со шпорой. Будешь отвечать или пойдешь учить?» — «Ну… попробую ответить» — «Иди». А потом: «Зачем шпору-то взяла?» —«Ну наверное для уверенности» — «Прекрати мне!»
Ее нельзя было подкупить. Она всегда говорила: «Мне нужны только ваши знания, вы отвечаете за жизнь людей», «Вы сейчас учите теорию. А когда придете на практику, у вас будет чувство, что вы стерильные. Практика будет накладываться на ваши знания, но они уже должны лежать у вас по полочкам». И когда я впервые пришла на работу в скорую и поехала на свой первый выезд, мне показалось, что я и в самом деле стерильная. Думаю: «Боже мой! Я же окончила колледж с красным дипломом! Я же получила губернаторскую стипендию!»
Слава богу, что она нас так выдрессировала, что вбила в голову теорию. Побольше бы таких преподавателей. Она нас на всю жизнь научила. Помню, изучали инфаркты, она говорит: «Вы опять ничего не понимаете? Что это такое?!» — Думаешь: «Да что это за зигзаги такие, да что вы ко мне пристали с зигзагами!», а потом вспоминаешь ее с благодарностью. Помню, когда только пришла на скорую, часто прямо во время работы перечитывала ее книгу «Синдромная патология, дифференциальная диагностика и фармакотерапия». Она вообще очень много книг написала.
Наталья Александровна идет со мной по жизни. Даже сейчас, когда ко мне приходят студенты — у меня в прошлом году три человека диплом писали, — я им говорю: «Вы еще у Ивановой не учились!» (Смеется, — прим. ред.)
Конечно, все наши преподаватели молодцы. Все они как-то вкладывали в нас знания. Все твердили нам: раз пришел в медколледж — учись! Здесь никто никого не держит, заставлять никто никого не будет.
Цифры
С 2019 года в регионах страны создано 29 современных мастерских по направлению «Лечебное дело». Они укомплектованы оборудованием для практической отработки навыков, необходимых при оказании медицинской помощи. Возможности мастерских позволяют воссоздать ситуации, максимально приближенные к реальным событиям.
На сегодняшний день в 356 образовательных организациях среднего профобразования по этой специальности учится более 62 тыс. студентов. Из них 72% обучаются на бюджетной основе.
Конкурс на бюджет составил 2,9 заявлений на место, на платное обучение — 2,8 заявления. Средний балл для поступления — не ниже 4,3.
В 2022 году в медицинских колледжах по специальности «Лечебное дело» обучались 680 студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В 2021 году доля выпускников, работающих по специальности, составила 83,9%.
«С колледжем я никогда не теряла связь»
— Вы упомянули, что у вас есть свои студенты. После выпуска вы остались в колледже преподавать?
— В 2016 году я устроилась по совместительству, вела курс «Сестринский уход». Колледж окончила в 2006 году.
— То есть вы вернулись в новом качестве спустя десять лет? — Вы упомянули, что у вас есть свои студенты. После выпуска вы остались в колледже преподавать?
— Да.
— Вы до сих пор ведете курс?
— Нет. Сейчас я эксперт демонстрационного экзамена.
Справка
Демонстрационный экзамен — один из форматов промежуточной аттестации по профессиональным модулям, проводится с 2017 года. Во время испытания студенты выполняют практические задания в условиях реального производства. Оператором по организационно-методической поддержке ДЭ выступает Институт развития профессионального образования (ИРПО).
— Как вы стали экспертом и почему?
— А потому что в колледже сказали (смеется, — прим. ред.).
Я с колледжем никогда не теряла связь. Мы же в сфере медицины все в одном котле варимся. Если что-то надо — я всегда откликаюсь. Например, кого-то полечить, к кому-то приехать. Они несколько раз меня звали преподавать. Я говорила: нет, я не теоретик, я практик. И наконец, когда ввели демонстрационный экзамен, я согласилась — это же практика. В 2016 году мы поехали в Москву учиться, а уже в 2017 году, как раз в первый год, когда этот экзамен только ввели, я стала председателем аттестационной комиссии. И с тех пор я каждый год принимаю его, уже семь лет.
— Вы бы хотели что-то улучшить в нем?
— Мне все очень нравится, по-моему, ничего улучшать в демонстрационном экзамене не надо. Что он дает? Ты можешь лучше прочувствовать какие-то вещи. Например, амплитуду грудной клетки, когда делаешь искусственное дыхание. Ты проминаешь робота и сразу понимаешь: все, хватит, сильнее не надо.
«Ты должна спасать людей»
— Вы сейчас с общаетесь с Натальей Александровной?
— Да, когда в колледже встречаемся, общаемся. Если ее нет, я всегда спрашиваю, как она.
— Какой самый ценный совет дала вам Наталья Александровна?
— После колледжа я планировала вернуться на работу в военный госпиталь. Думала пойти фельдшером в санчасть. Перед окончанием учебы Наталья Александровна спрашивает меня: «Так, ну ты куда собираешься?» Я ей рассказываю. Она на меня так смотрит [косо] и говорит: «Оль, ну ты с ума сошла? Ты ж понимаешь, что ты скоропомощник? Погоны, это, конечно, хорошо, но ты тот человек, который может работать только на скорой. У тебя [в военном госпитале], конечно, будет и пенсия, и прочее, но ты должна спасать людей».
Справка
Наталья Александровна Иванова родилась 2 декабря 1949 года в городе Кулебаки Горьковской области (Нижегородская область). В 1972 году окончила Волгоградский государственный медицинский институт (сейчас университет, — прим. ред.) по специальности «Лечебное дело», квалификация — врач.
По распределению начала работать врачом скорой помощи Торбеевской центральной районной больницы Мордовской АССР. В 1977 году вернулась на малую родину в Кулебаки и до 1985 года работала заведующей терапевтическим отделением Кулебакской ЦРБ Горьковской области. Прошла специализации по кардиологии, функциональной диагностике, неотложной помощи. В 1985 году переехала в Рязань и начала работать в Рязанском медицинском училище преподавателем внутренних болезней, этики и деонтологии медицинского работника.
Общий медицинский стаж работы — 50 год. Педагогический в Рязанском медицинском колледже — 37 лет. За многолетний и добросовестный труд имеет большое количество благодарностей от колледжа, министерства здравоохранения Рязанской области, губернатора Рязанской области, награждена почетными грамотами министерства здравоохранения Рязанской области и министерства здравоохранения России, имеет знак отличия «Отличник здравоохранения РФ».
Соавтор учебного пособия «Оказание неотложной помощи в терапии» (издательство «ИНФРА-М») для студентов среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело». Соавтор учебника «Синдромная патология, дифференциальная диагностика и фармакотерапия».
Занимается исследовательской деятельностью, результаты которой опубликованы в сборниках тезисов X, XI, XII, XIII, XIV Национальных конгрессов терапевтов.
Преподаватель высшей квалификационной категории.
Комментарии
Наталья Литвинова, директор Рязанского медицинского колледжа
— Наталья Александровна — это профессионал своего дела. Мы очень дорожим тем, что она работает с нами.
Когда она пришла работать, сразу погрузилась в изучение деятельности фельдшера, ездила на ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты), изучала нормативно-правовую базу. Занятия строила на основе проблемного обучения с использованием ситуационных игровых форм, что сейчас широко используется в симуляционном обучении.
Она всегда была требовательной, и к себе, и к другим, студентам в том числе. Наверное, потому что понимала и понимает сейчас, какая ответственность лежит на тех, кто отвечает за жизнь других…
В этом году 32 года ее первому выпуску фельдшеров. Любят ли ее студенты? Безусловно — любят, потому что она очень любит их и это взаимно. «ОНА нас сделала ФЕЛЬДШЕРАМИ», — так они говорят спустя много лет. Практически на всех машинах скорой медицинской помощи Рязанской области несут службу ее выпускники. Конечно, они работают и в других регионах. Прививая любовь к своей профессии, она многим помогла сделать шаг в будущее. Многие ее выпускники продолжили обучение в РязГМУ, став врачами.
Вера Колесниченко, преподаватель дисциплины «Основы философии» в Рязанском медицинском колледже
— В феврале этого года исполнилось 32 года с момента выпуска первых подопечных Натальи Александровны. За эти годы они стали настоящей семьей. Практически все выпускники работают в здравоохранении и поддерживают связь с педагогом. Кто-то остался фельдшером, кто-то стал врачом. Кто-то работает в кардиодиспансере, кто-то — в областной клинической больнице, в детском санатории. География тоже обширная: Рязань, Рязанская область, Москва, Подмосковье.
Наталья Александровна очень нестандартный человек. Она продолжает учиться: свои лекции она переписывает практически каждый год. Почему? Появляются новые лекарственные средства, методы исследования, стандарты — и все это она включает в обучающий материал, чтобы выпускник владел всеми современными методиками, обладал хорошими знаниями. Это стремление постоянно совершенствоваться она прививает и своим студентам. Ее занятия — это не просто лекция. Они называются лекциями, но все они проходят в рамках активного диалога, когда через решение клинической ситуации, через конкретный случай студенты должны и найти слова поддержки и утешения, и попытаться поставить диагноз, провести правильные манипуляционные действия.
Расскажу один анекдотический случай. Несколько лет назад Наталья Александровна вместе с коллегой выпустила учебник для фельдшеров — «Синдромная патология, дифференциальная диагностика и фармакотерапия». Он был издан небольшим тиражом на федеральном уровне, отзывы о нем самые высокие. И следующим летом, когда наши библиотекари стали принимать от выпускников литературу, которой они пользовались, столкнулись с ситуацией, что все дружно «потеряли» этот учебник. Они были готовы принести любые учебники, любые энциклопедии взамен этой книги. Мы спрашивали ребят, где учебник, а они отвечали, что это та книга, которая будет лежать в кармане, потому что это не просто учебник, а действительно практическое руководство к действию. Всего было четыре издания, они все разошлись. Москва постоянное требует переиздания.
Все, кто хочет стать фельдшером или врачом, стремится попасть к ней. Наталья Александровна очень требовательная, она не терпит лентяев. Все, кто прошел через ее руки, говорят: «Мы с первого дня [после выпуска из колледжа] можем работать и на скорой, и везде».
Но при всей своей требовательности она очень доброжелательный человек, она многим помогла. У нас учатся разные дети, есть и сироты, и дети, которые остались без попечения родителей. Она очень эрудированный человек не только в плане медицины, но и литературы, и музыки. Эту любовь прививала и им. Если возникали какие-то проблемы, то она вместе с мужем, он тоже врач, психиатр, разговаривала с ними, обсуждали какие-то ситуации. Ее сыновья в этой атмосфере выросли. И студенты, и выпускники знают, что к Наталье Александровне можно обратиться за помощью. Когда в прошлом году у нее возникли серьезные проблемы со здоровьем, все ее выпускники разом бросились ее спасать. Но это касается и взрослых. Если кому-то из преподавателей нужно проконсультироваться, неважно по какому вопросу, личному или служебному, — идут к Ивановой.
Наталья Иванова, преподаватель профессиональных модулей «Лечебная деятельность», «Диагностическая деятельность», «Профилактическая деятельность»
— Я никогда не думала, что приду в педагогику. Все время считала, что мое призвание — быть врачом. После окончания вуза я 15 лет работала терапевтом. Вылечила больного — и вот он результат, я его сразу вижу. А здесь [в педагогике]… мне все время казалось, что я какая-то … не то, что бесполезная, но…
Я стала педагогом случайно. После института, как вы знаете, нас распределяли. Меня отправили в районную больницу в Мордовии. Там я проработала четыре года. Я была единственным дежурным врачом-терапевтом на восемь отделений: и роддом, и дети, и инфекции, и туберкулез, и чего там только не было, чего я только ни делала! Мне приходилось дежурить по специальностям, которыми я не владела. Всему училась на ходу. Я все время думала, что не справлюсь. Рыдала с утра до ночи. Мама даже приехала: «Все, я тебя забираю! Бросаем диплом, уезжаем!» (Смеется, — прим. ред.) Больница, помню, старая была. Мама пришла, а у меня лягушки под полом квакают (смеется, — прим. ред.): здание на болоте стояло, я четыре года проходила в резиновых сапогах. Правда, когда я уезжала, построили новую, хорошую больницу.
Теперь я учу студентов всему, что умею сама и через что я прошла.
После Мордовии я вернулась к родителям, в районный город в Нижегородской области. Сначала работала участковым терапевтом, потом заведующим отделением в поликлинике, а затем — и в стационаре. Я была главным терапевтом маленького города.
А потом мой муж переехал в Рязань, и я за ним. Я никак не могла устроиться на работу: не хотела идти в поликлинику, хотела в стационар. А там мне сказали: подождите год. В то время родственница мужа как раз работала в медколледже, и она предложила: «Ну поработай пока у нас» — «Да я никогда ничего в жизни не преподавала». Вот и «пока»! До сих пор преподаю, 37 лет прошло!
Я так боялась идти на свое первое занятие! Хотя я была уже довольно зрелым человеком, у меня был большой стаж — я к тому моменту уже 15 лет отработала по специальности. Сначала я должна была преподавать «Этику и деонтологию». Представляете? Сидела, изучала новую для меня тему.
В этом году, в феврале, спустя много лет, собралась моя самая первая группа — они выпустились 32 года назад. Самая первая группа оказалась и самой дружной. Все эти годы они присылали мне свои фотографии, видео. Они приезжали ко мне домой даже из Владивостока. Не все из них остались в медицине. Однажды я придумала пригласить на занятия двух человек из этой первой группы, чтобы они выступили перед моими нынешними студентами. Выбрала одного, который остался в профессии, и второго, который ушел в другую. Решила, что они могли бы поделиться своим опытом. И неожиданно этот второй человек просит: «Ну а теперь задайте мне вопрос, где я работаю». Я говорю: «Как — где работаете?» — «А я опять вернулась в медицину». Для меня это было потрясением. Вы можете себе представить? Я точно также, как моя бывшая ученица, не смогла уйти из педагогики. И в феврале, когда мы все собрались, я сказала: «Вам сейчас больше лет, чем было мне, когда я стала у вас преподавать. Боже, чему я могла вас научить!» И знаете, что они мне сказали? «Спасибо вам за нашу молодость».