«Тройку хочешь? Пощады не будет!» Как обучают будущих фельдшеров скорой

«Тройку хочешь? Пощады не будет!» Как обучают будущих фельдшеров скорой

21 февраля в России отмечается День фельдшера, а 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Высококвалифицированных специалистов этого направления готовят в том числе в Рязани. В местном медицинском колледже вот уже 37 лет работает Наталья Иванова, педагог, по книгам которой обучаются многие фельдшеры в России. Мы поговорили с ее ученицей, ныне фельдшером скорой помощи в Рязани Ольгой Базовкиной о том, как учат спасать жизни.

Справка

Ольга Анатольевна Базовкина окончила Рязанский медицинский колледж в 2006 году по специальности «Лечебное дело». С 2006 года работает на станции скорой помощи фельдшером выездной бригады. В 2018-м стала лауреатом второй степени в номинации «Лучший фельдшер» всероссийского конкурса «Лучший специалист со средним медицинским и фармацевтическим образованием». В 2018 году удостоена премии губернатора Рязанской области за большой вклад в развитие Рязанской области в сфере здравоохранения.

«Хотела первой приходить на помощь»

— Почему вы решили стать фельдшером? 

— Потому что это тот человек, который первый приходит на помощь, когда случается беда. Я решила, что я должна быть именно таким человеком. 

У меня вся семья — военнослужащие. Мой свекор — заслуженный врач России. Для меня он образец для подражания. Мужчина с большой буквы. Для своей семьи он надежда и опора. И жена, и дети, и внуки знают, что он всегда рядом, в любой ситуации поможет, всегда даст дельный совет. Он умный, грамотный, рассудительный, справедливый и очень строгий: настоящий военный врач (смеется, — прим. ред.). Сейчас он на пенсии, а раньше возглавлял военный госпиталь, работал кардиологом. 

На мой выбор повлиял и муж, он тоже военный. Когда я вышла замуж, мы сначала жили на Курилах, потом его перевели в Рязань. Это было в 1990-е, надо было идти куда-то работать. Я устроилась младшей сестрой в госпиталь военной части, в лор-отделение. Проработала, наверное, года полтора и поняла, что мне это все очень интересно. На каждой операции я говорила врачу: «Подожди, я посмотрю, а после меня — всё остальное». (смеется, — прим. ред.) Опять же, все это время передо мной был образец — свекор. Я посмотрела на все это и подумала: «Наверное, я буду работать в медицине».

Мне было уже много лет, когда я решила пойти учиться в наш колледж. Сейчас, когда я сама стала наставником — я принимаю студентов на практику, веду демонстрационный экзамен — я всем говорю, и студентам, и даже абитуриентам: если вы идете учиться на врача, не думайте, что будет как в школе, в нашем колледже не дай бог вы пропустите какое-то занятие — преподаватели с вас живьем не слезут! 

«За каждым из нас — кладбище»

— Есть кто-то из преподавателей колледжа, кто стал вашим наставником?

— У меня был педагог — Наталья Александровна Иванова. Это тот человек, который научил нас учиться правильно. Она всегда говорила: «Ребята, вы поймите, что за каждым из нас, медиков, есть кладбище». И поясняла, что оно может быть разным: кладбище из людей, которых ты не смог спасти, потому что не выучил уроки и чего-то не знал, и кладбище из пациентов тех врачей, кто сделал все, что мог, старался изо всех сил, но природа взяла свое. Наталья Александровна призывала: «Ребята, вы идете [работать] на скорую, это неотложка, вы первые: у вас кроме глаз ушей и рук нет ничего, в вашей голове должно быть достаточно знаний, чтобы оказать помощь людям, которые ждут вас и верят, что вы спасете, потому что кроме как на вас им надеяться не на кого». 

Прийти к ней с невыученными уроками было невозможно — она сразу выставляла за дверь: «Иди и учи!» Мне было стыдно не учить уроки: когда я поступила в наш колледж, мне было уже 25 лет, а остальным — по 17–18. Однажды она мне говорит: «Так, выходи из класса» — «Наталья Александровна, как же так? Я же выучила [уроки]» — «Что ты выучила? Ты на три выучила» — «А мне достаточно тройки» — «Тебе не стыдно?.. (а у меня на тот момент сыну три года было)… тебе не стыдно перед своим ребенком, перед этими ребятами? Ты какой пример подаешь? Иди учи!».

Как я разозлилась на нее! «Да поставьте мне три! И все, я буду свободна» — «Ничего не знаю. Пощады тебе не будет» — «Вы понимаете, у меня семья, у меня ребенок болеет» — «Когда захочешь, все выучишь. Иди с богом». Как я психанула! Она задела меня прямо сюда (показывает на сердце, — прим. ред.) Прям достала! Я пришла домой, все выучила, она поставила мне пять баллов, я выхожу из класса и у меня — чувство выполненного долга. Я и ей доказала, что могу, и себе. Такое чувство самоудовлетворения: я сделала это! 

Боже мой, как она орала на нас! Чтобы у нее списать — да даже не думайте! Идешь, я помню, к ней на зачет — мы же нормальные студенты, все со шпорами — она: «Так, садимся. Ты — здесь, ты — здесь, а ты — здесь». Думаю: ну вот, рассадка пошла. Диктует, кому на какой вопрос отвечать. А мы же студенты прошаренные, знаем, на какой зачет пришли. Мы сами себе вопросы напишем, если что — «бомбу» ей сдадим. Делаем вид, что пишем. Вот хорошо помню: шли все «заряженные» [«бомбами»]. И вдруг она: «Так, ты, ты и ты — свободны!» Что такое? Ведь шпоры еще даже не достали! (Смеется, — прим. ред.) Еще никто не начал ничего списывать. «Наталья Александровна, вы чего? Почему?» — «Не выучили!» Вот как она нас чувствовала? Я не знаю. Следишь за ней — она вроде в другую сторону смотрит. А потом — хлоп! «Ты что, со шпорой пришла?» Это она мне сказала. «Ну я же вижу, что ты со шпорой. Будешь отвечать или пойдешь учить?» — «Ну… попробую ответить» — «Иди». А потом: «Зачем шпору-то взяла?» —«Ну наверное для уверенности» — «Прекрати мне!» 

Ее нельзя было подкупить. Она всегда говорила: «Мне нужны только ваши знания, вы отвечаете за жизнь людей», «Вы сейчас учите теорию. А когда придете на практику, у вас будет чувство, что вы стерильные. Практика будет накладываться на ваши знания, но они уже должны лежать у вас по полочкам». И когда я впервые пришла на работу в скорую и поехала на свой первый выезд, мне показалось, что я и в самом деле стерильная. Думаю: «Боже мой! Я же окончила колледж с красным дипломом! Я же получила губернаторскую стипендию!» 

Слава богу, что она нас так выдрессировала, что вбила в голову теорию. Побольше бы таких преподавателей. Она нас на всю жизнь научила. Помню, изучали инфаркты, она говорит: «Вы опять ничего не понимаете? Что это такое?!» — Думаешь: «Да что это за зигзаги такие, да что вы ко мне пристали с зигзагами!», а потом вспоминаешь ее с благодарностью. Помню, когда только пришла на скорую, часто прямо во время работы перечитывала ее книгу «Синдромная патология, дифференциальная диагностика и фармакотерапия». Она вообще очень много книг написала. 

Наталья Александровна идет со мной по жизни. Даже сейчас, когда ко мне приходят студенты — у меня в прошлом году три человека диплом писали, — я им говорю: «Вы еще у Ивановой не учились!» (Смеется, — прим. ред.) 

Конечно, все наши преподаватели молодцы. Все они как-то вкладывали в нас знания. Все твердили нам: раз пришел в медколледж — учись! Здесь никто никого не держит, заставлять никто никого не будет.

Цифры

  • С 2019 года в регионах страны создано 29 современных мастерских по направлению «Лечебное дело». Они укомплектованы оборудованием для практической отработки навыков, необходимых при оказании медицинской помощи. Возможности мастерских позволяют воссоздать ситуации, максимально приближенные к реальным событиям.

  • На сегодняшний день в 356 образовательных организациях среднего профобразования по этой специальности учится более 62 тыс. студентов. Из них 72% обучаются на бюджетной основе. 

  • Конкурс на бюджет составил 2,9 заявлений на место, на платное обучение — 2,8 заявления. Средний балл для поступления — не ниже 4,3.

  • В 2022 году в медицинских колледжах по специальности «Лечебное дело» обучались 680 студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

  • В 2021 году доля выпускников, работающих по специальности, составила 83,9%.

«С колледжем я никогда не теряла связь»

— Вы упомянули, что у вас есть свои студенты. После выпуска вы остались в колледже преподавать?

— В 2016 году я устроилась по совместительству, вела курс «Сестринский уход». Колледж окончила в 2006 году.

— То есть вы вернулись в новом качестве спустя десять лет? — Вы упомянули, что у вас есть свои студенты. После выпуска вы остались в колледже преподавать?

— Да. 

— Вы до сих пор ведете курс?

— Нет. Сейчас я эксперт демонстрационного экзамена. 

Справка

Демонстрационный экзамен — один из форматов промежуточной аттестации по профессиональным модулям, проводится с 2017 года. Во время испытания студенты выполняют практические задания в условиях реального производства. Оператором по организационно-методической поддержке ДЭ выступает Институт развития профессионального образования (ИРПО).

— Как вы стали экспертом и почему?

— А потому что в колледже сказали (смеется, — прим. ред.). 

Я с колледжем никогда не теряла связь. Мы же в сфере медицины все в одном котле варимся. Если что-то надо — я всегда откликаюсь. Например, кого-то полечить, к кому-то приехать. Они несколько раз меня звали преподавать. Я говорила: нет, я не теоретик, я практик. И наконец, когда ввели демонстрационный экзамен, я согласилась — это же практика. В 2016 году мы поехали в Москву учиться, а уже в 2017 году, как раз в первый год, когда этот экзамен только ввели, я стала председателем аттестационной комиссии. И с тех пор я каждый год принимаю его, уже семь лет. 

— Вы бы хотели что-то улучшить в нем?

— Мне все очень нравится, по-моему, ничего улучшать в демонстрационном экзамене не надо. Что он дает? Ты можешь лучше прочувствовать какие-то вещи. Например, амплитуду грудной клетки, когда делаешь искусственное дыхание. Ты проминаешь робота и сразу понимаешь: все, хватит, сильнее не надо.  

«Ты должна спасать людей»

 

— Вы сейчас с общаетесь с Натальей Александровной?

— Да, когда в колледже встречаемся, общаемся. Если ее нет, я всегда спрашиваю, как она. 

— Какой самый ценный совет дала вам Наталья Александровна?

— После колледжа я планировала вернуться на работу в военный госпиталь. Думала пойти фельдшером в санчасть. Перед окончанием учебы Наталья Александровна спрашивает меня: «Так, ну ты куда собираешься?» Я ей рассказываю. Она на меня так смотрит [косо] и говорит: «Оль, ну ты с ума сошла? Ты ж понимаешь, что ты скоропомощник? Погоны, это, конечно, хорошо, но ты тот человек, который может работать только на скорой. У тебя [в военном госпитале], конечно, будет и пенсия, и прочее, но ты должна спасать людей».

Справка

Наталья Александровна Иванова родилась 2 декабря 1949 года в городе Кулебаки Горьковской области (Нижегородская область). В 1972 году окончила Волгоградский государственный медицинский институт (сейчас университет, — прим. ред.) по специальности «Лечебное дело», квалификация — врач. 

По распределению начала работать врачом скорой помощи Торбеевской центральной районной больницы Мордовской АССР. В 1977 году вернулась на малую родину в Кулебаки и до 1985 года работала заведующей терапевтическим отделением Кулебакской ЦРБ Горьковской области. Прошла специализации по кардиологии, функциональной диагностике, неотложной помощи. В 1985 году переехала в Рязань и начала работать в Рязанском медицинском училище преподавателем внутренних болезней, этики и деонтологии медицинского работника. 

Общий медицинский стаж работы — 50 год. Педагогический в Рязанском медицинском колледже — 37 лет. За многолетний и добросовестный труд имеет большое количество благодарностей от колледжа, министерства здравоохранения Рязанской области, губернатора Рязанской области, награждена почетными грамотами министерства здравоохранения Рязанской области и министерства здравоохранения России, имеет знак отличия «Отличник здравоохранения РФ». 

Соавтор учебного пособия «Оказание неотложной помощи в терапии» (издательство «ИНФРА-М») для студентов среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело». Соавтор учебника «Синдромная патология, дифференциальная диагностика и фармакотерапия». 

Занимается исследовательской деятельностью, результаты которой опубликованы в сборниках тезисов X, XI, XII, XIII, XIV Национальных конгрессов терапевтов. 

Преподаватель высшей квалификационной категории.

Комментарии

Наталья Литвинова, директор Рязанского медицинского колледжа


— Наталья Александровна — это профессионал своего дела. Мы очень дорожим тем, что она работает с нами. 

Когда она пришла работать, сразу погрузилась в изучение деятельности фельдшера, ездила на ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты), изучала нормативно-правовую базу. Занятия строила на основе проблемного обучения с использованием ситуационных игровых форм, что сейчас широко используется в симуляционном обучении. 

Она всегда была требовательной, и  к себе, и к другим, студентам в том числе. Наверное, потому что понимала и понимает сейчас, какая ответственность лежит на тех, кто отвечает за жизнь других… 

В этом году 32 года ее первому выпуску фельдшеров. Любят ли ее студенты? Безусловно — любят, потому что она очень любит их и это взаимно. «ОНА нас сделала ФЕЛЬДШЕРАМИ», — так они говорят спустя много лет. Практически на всех машинах скорой медицинской помощи Рязанской области несут службу ее выпускники. Конечно, они работают и в других регионах. Прививая любовь к своей профессии, она многим помогла сделать шаг в будущее. Многие ее выпускники продолжили обучение в РязГМУ, став врачами. 

Вера Колесниченко, преподаватель дисциплины «Основы философии» в Рязанском медицинском колледже

— В феврале этого года исполнилось 32 года с момента выпуска первых подопечных Натальи Александровны. За эти годы они стали настоящей семьей. Практически все выпускники работают в здравоохранении и поддерживают связь с педагогом. Кто-то остался фельдшером, кто-то стал врачом. Кто-то работает в кардиодиспансере, кто-то — в областной клинической больнице, в детском санатории. География тоже обширная: Рязань, Рязанская область, Москва, Подмосковье.

Наталья Александровна очень нестандартный человек. Она продолжает учиться: свои лекции она переписывает практически каждый год. Почему? Появляются новые лекарственные средства, методы исследования, стандарты — и все это она включает в обучающий материал, чтобы выпускник владел всеми современными методиками, обладал хорошими знаниями. Это стремление постоянно совершенствоваться она прививает и своим студентам. Ее занятия — это не просто лекция. Они называются лекциями, но все они проходят в рамках активного диалога, когда через решение клинической ситуации, через конкретный случай студенты должны и найти слова поддержки и утешения, и попытаться поставить диагноз, провести правильные манипуляционные действия. 

Расскажу один анекдотический случай. Несколько лет назад Наталья Александровна вместе с коллегой выпустила учебник для фельдшеров — «Синдромная патология, дифференциальная диагностика и фармакотерапия». Он был издан небольшим тиражом на федеральном уровне, отзывы о нем самые высокие. И следующим летом, когда наши библиотекари стали принимать от выпускников литературу, которой они пользовались, столкнулись  с ситуацией, что все дружно «потеряли» этот учебник. Они были готовы принести любые учебники, любые энциклопедии взамен этой книги. Мы спрашивали ребят, где учебник, а они отвечали, что это та книга, которая будет лежать в кармане, потому что это не просто учебник, а  действительно практическое руководство к действию. Всего было четыре издания, они все разошлись. Москва постоянное требует переиздания. 

Все, кто хочет стать фельдшером или врачом, стремится попасть к ней. Наталья Александровна очень требовательная, она не терпит лентяев. Все, кто прошел через ее руки, говорят: «Мы с первого дня [после выпуска из колледжа] можем работать и на скорой, и везде». 

Но при всей своей требовательности она очень доброжелательный человек, она многим помогла. У нас учатся разные дети, есть и сироты, и дети, которые остались без попечения родителей. Она очень эрудированный человек не только в плане медицины, но и литературы, и музыки. Эту любовь прививала и им. Если возникали какие-то проблемы, то она вместе с мужем, он тоже врач, психиатр, разговаривала с ними, обсуждали какие-то ситуации. Ее сыновья в этой атмосфере выросли. И студенты, и выпускники знают, что к Наталье Александровне можно обратиться за помощью. Когда в прошлом году у нее возникли серьезные проблемы со здоровьем, все ее выпускники разом бросились ее спасать. Но это касается и взрослых. Если кому-то из преподавателей нужно проконсультироваться, неважно по какому вопросу, личному или служебному, — идут к Ивановой. 

Наталья Иванова, преподаватель профессиональных модулей «Лечебная деятельность», «Диагностическая деятельность», «Профилактическая деятельность»

— Я никогда не думала, что приду в педагогику. Все время считала, что мое призвание — быть врачом. После окончания вуза я 15 лет работала терапевтом. Вылечила больного — и вот он результат, я его сразу вижу. А здесь [в педагогике]… мне все время казалось, что я какая-то … не то, что бесполезная, но…

Я стала педагогом случайно. После института, как вы знаете, нас распределяли. Меня отправили в районную больницу в Мордовии. Там я проработала четыре года. Я была единственным дежурным врачом-терапевтом на восемь отделений: и роддом, и дети, и инфекции, и туберкулез, и чего там только не было, чего я только ни делала! Мне приходилось дежурить по специальностям, которыми я не владела. Всему училась на ходу. Я все время думала, что не справлюсь. Рыдала с утра до ночи. Мама даже приехала: «Все, я тебя забираю! Бросаем диплом, уезжаем!» (Смеется, — прим. ред.) Больница, помню, старая была. Мама пришла, а у меня лягушки под полом квакают (смеется, — прим. ред.): здание на болоте стояло, я четыре года проходила в резиновых сапогах. Правда, когда я уезжала, построили новую, хорошую больницу. 

Теперь я учу студентов всему, что умею сама и через что я прошла.

После Мордовии я вернулась к родителям, в районный город в Нижегородской области. Сначала работала участковым терапевтом, потом заведующим отделением в поликлинике, а затем — и в стационаре. Я была главным терапевтом маленького города. 

А потом мой муж переехал в Рязань, и я за ним. Я никак не могла устроиться на работу: не хотела идти в поликлинику, хотела в стационар. А там мне сказали: подождите год. В то время родственница мужа как раз работала в медколледже, и она предложила: «Ну поработай пока у нас» — «Да я никогда ничего в жизни не преподавала». Вот и «пока»! До сих пор преподаю, 37 лет прошло! 

Я так боялась идти на свое первое занятие! Хотя я была уже довольно зрелым человеком, у меня был большой стаж — я к тому моменту уже 15 лет отработала по специальности. Сначала я должна была преподавать «Этику и деонтологию». Представляете? Сидела, изучала новую для меня тему. 

В этом году, в феврале, спустя много лет, собралась моя самая первая группа — они выпустились 32 года назад. Самая первая группа оказалась и самой дружной. Все эти годы они присылали мне свои фотографии, видео. Они приезжали ко мне домой даже из Владивостока. Не все из них остались в медицине. Однажды я придумала пригласить на занятия двух человек из этой первой группы, чтобы они выступили перед моими нынешними студентами. Выбрала одного, который остался в профессии, и второго, который ушел в другую. Решила, что они могли бы поделиться своим опытом. И неожиданно этот второй человек просит: «Ну а теперь задайте мне вопрос, где я работаю». Я говорю: «Как — где работаете?» — «А я опять вернулась в медицину». Для меня это было потрясением. Вы можете себе представить? Я точно также, как моя бывшая ученица, не смогла уйти из педагогики. И в феврале, когда мы все собрались, я сказала: «Вам сейчас больше лет, чем было мне, когда я стала у вас преподавать. Боже, чему я могла вас научить!» И знаете, что они мне сказали? «Спасибо вам за нашу молодость».

Другие события

Финалистов и призеров конкурса «Мастер года» наградили призами от компаний-партнеров

Финалистов и призеров конкурса «Мастер года» наградили призами от компаний-партнеров

Завершился финальный этап конкурса «Мастер года»: 89 победителей региональных этапов – преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования – соревновались в мастерстве и демонстрировали свои лучшие педагогические методики. В этом году партнерами конкурса стали более 30 компаний и предприятий.

Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС: выбор общих путей и технологий развития.

Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС: выбор общих путей и технологий развития.

3 октября 2024 года на базе Института развития профессионального образования участники международной координационной рабочей группы Альянса БРИКС в области технического и профессионального образования и подготовки (BRICS-TCA) провели встречу, на которой обсудили особенности структуры профессионального образования Бразилии, Российской Федерации, Индии и Южно-Африканской Республики. Встреча прошла в рамках проведения международного исследования «Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС».

В День СПО Владимир Путин посетил первую площадку практической подготовки колледжей Москвы в индустриальном парке «Руднево»

В День СПО Владимир Путин посетил первую площадку практической подготовки колледжей Москвы в индустриальном парке «Руднево»

Президент России Владимир Путин принял участие в открытии первой площадки практической подготовки колледжей Москвы, созданной на территории индустриального парка «Руднево». Мероприятие приурочено ко Дню среднего профессионального образования, который отмечается 2 октября.

Дмитрий Медведев из Курской области стал победителем конкурса «Мастер года» в 2024 году

Дмитрий Медведев из Курской области стал победителем конкурса «Мастер года» в 2024 году

В День среднего профессионального образования в Тюмени назвали имя победителя Всероссийского конкурса педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». Им стал преподаватель Курского автотехнического колледжа Дмитрий Медведев. Организаторы конкурса - Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования.

Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»

Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»

Институт развития профессионального образования — единственный оператор системных проектов развития среднего профессионального образования, площадка для подготовки кадрового потенциала для суверенной экономики.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов поздравил с Днём среднего профессионального образования

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов поздравил с Днём среднего профессионального образования

С Днём среднего профессионального образования поздравляет Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов. Он рассказал, каких результатов достигла система СПО в 2024 году, пожелал успехов студентам и педагогам.

Опубликованы комплекты оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году

Опубликованы комплекты оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году

Для проведения государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации по программам среднего профессионального образования в формате демонстрационного экзамена в 2025 году разработан 531 оценочный материал по 296 профессиям и специальностям, которые относятся к 349 федеральным образовательным стандартам.

Лучшие практики проекта «Профессионалитет» распространяются в медицинских колледжах

Лучшие практики проекта «Профессионалитет» распространяются в медицинских колледжах

В Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Специалисты среднего звена в медицине и фармации: подготовка, аккредитация и трудовая деятельность». Мероприятие проводилось для определения направлений развития системы подготовки медицинских кадров среднего звена в стране. Организаторами выступили Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому образованию» Министерства здравоохранения Российской Федерации и Институт развития профессионального образования.

Названы десять призеров конкурса «Мастер года»

Названы десять призеров конкурса «Мастер года»

Эксперты выбрали десять призеров финального этапа Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». Конкурсанты, попавшие в десятку, завершили с самыми высокими баллами два испытания: «Конкурс образовательных кейсов» и «Открытый урок». Организаторы конкурса – Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования.

В Тюмени преподаватели, работодатели и эксперты обсудили, как система СПО влияет на развитие экономики страны

В Тюмени преподаватели, работодатели и эксперты обсудили, как система СПО влияет на развитие экономики страны

В Тюмени продолжается финальный этап Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». В Тюменском Технопарке стартовала деловая программа, которая объединила конкурсантов, экспертов, работодателей – партнеров системы СПО, сотрудников колледжей и техникумов и региональных образовательных ведомств.



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных