Союз России и Беларуси – за реформирование системы СПО

Союз России и Беларуси – за реформирование системы СПО

Об успехах проекта «Профессионалитет» знают и в России, и за рубежом. Артем Мельник, член Комиссии Молодежной палаты по образованию и науке Парламентского Собрания союза Беларуси и России, преподаватель Минского государственного политехнического колледжа, следил за продвижением проекта из Минска. Командировку в Москву, которая изначально была запланирована для участия в очередной сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России в Госдуме, Артем объединил с посещением Института развития профессионального образования. Ему было очень интересно узнать из первых уст, как работает флагманский проект.

Теплый прием в Институте оказали Дмитрий Ковалев, проректор, отвечающий за содержание образовательных программ, и Юлия Маркелова, начальник отдела международного и межрегионального взаимодействия.

Артем Мельник рассказал, что в колледже, в котором он преподает, в основном готовят специалистов для отрасли машиностроения и маркетологов. Он знает проблемы синхронизации образования с производственными запросами изнутри. Полгода назад он вошел в Комиссию Молодежной палаты по образованию и науке при Парламентском Собрании России и Беларуси. Сейчас он заинтересован в сотрудничестве с передовым оператором проектов- локомотивов изменений в системе СПО, который реализует государственную политику в сфере среднего профессионального образования в России. В сетевом взаимодействии помощь предложила Юлия Маркелова.

«Кластерное взаимодействие пока только на стадии зарождения. Я изучал опыт Витебской области – кластер фармацевтической области, Гомельской области – нефтепереработка, Полесского региона – зеленая экология, проект с Гомельским государственным университетом. Ваши успехи впечатляют. В планах – налаживание взаимодействия», – отметил делегат.

Представителя Республики Беларусь заинтересовали механизмы работы кластеров Профессионалитета. Как студенты комбинируют освоение теории и практики? Кто обучает ребят на предприятии? Каков процент трудоустройства по специальности и помогают ли в поиске работы студентам, которые учатся на платном отделении? Эти и многие другие вопросы задавал Артем Мельник. О лучших практиках ИРПО рассказывал Дмитрий Ковалев.

«В рамках Профессионалитета студенты знакомятся с рабочим местом уже на первом курсе, если это не противоречит требованиям безопасности. Мы привлекаем в учебный процесс как можно больше предприятий, работники обучают ребят пользоваться оборудованием. Те, кто не имеет педагогического образования, проходят профессиональную переподготовку. Программы в среднем рассчитаны на год, чаще всего обучение ведется в дистанционном формате так, чтобы они не отрывались от производства», – рассказал Дмитрий Ковалев.

По словам спикера ИРПО, единый федеральный государственный образовательный стандарт Профессионалитета будет включать в себя набор востребованных профессий и специальностей. Наиболее эффективные программы будут передаваться от региона к региону. В качестве примера Ковалев привел кластер «Машиностроение», созданный на базе подмосковного колледжа «Энергия». Его опыт может тиражироваться на все регионы России, точно такой же механизм может применяться и в Беларуси, заверили стороны.

Одна из насущных проблем синхронизации производственного и образовательного процесса – поиск общего языка. В профессиях есть трудовые функции, которые обозначены на языке работодателей, а в образовательной среде говорят о видах деятельности. Терминология различается.

«Задача – перевести это как можно более точно, чтобы ничего не потерялось, и чтобы профессиональные компетенции встроились в учебный план под потребность работодателя. В 2022 году было разработано 347 примерных образовательных программ, на их базе, 90% содержания, были доработаны основные – они уже размещены на сайтах колледжей. В разработке материалов мы опирались на конструктор компетенций. Это цифровая среда, которая помогает адаптировать программы под предприятия. Программы требуется обновлять раз в год, поэтому цифровое решение очень полезно», – пояснил проректор.

За содержания образовательных программ отвечают Федеральные учебно-методические объединения СПО, для максимального соответствия производству их верифицируют Советы по профессиональным квалификациям (входят в Национальное Агентство Развития Квалификаций).

Первые – структура Минпросвещения России, вторые – Минтруда. Совместные усилия помогают добиться положительных результатов. Тем не менее, Ковалев уверен, что у коллег из Республиканского института развития профессионального образования методическая работа выстроена более четко.

«Я вижу, что нам нравятся какие-то моменты у нас, а нам нравятся какие-то моменты у вас. К вашей систематичности в вопросах методической работы мы только стремимся. Уверен, что это может стать поводом для симбиоза, обмена лучшими практиками. Взаимное рецензирование программ – общая задача, поставленная руководителями Институтов в России и Беларуси, на следующий год. Думаю, у нас все получится», – подытожил Ковалев.

Коллеги поблагодарили друг друга за позитивную встречу. Проректор Дмитрий Ковалев вручил Артему Мельнику памятный новогодний подарок с символикой Института развития профессионального образования.

Другие события

Сергей Кравцов открыл Всероссийский семинар для пресс-секретарей системы образования

Сергей Кравцов открыл Всероссийский семинар для пресс-секретарей системы образования

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов 11 декабря выступил перед участниками Всероссийского семинара для пресс-секретарей системы образования. Он рассказал об итогах работы по укреплению единого образовательного пространства и важности информационного сопровождения этой деятельности. Организаторами мероприятия выступают Минпросвещения России, Центр просветительских инициатив и Центр знаний «Машук».

Правительство вдвое увеличит номинал электронного сертификата для победителей национального чемпионата «Абилимпикс»

Правительство вдвое увеличит номинал электронного сертификата для победителей национального чемпионата «Абилимпикс»

Соответствующее постановление подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин

В Екатеринбурге проходит Всероссийский форум центров опережающей профессиональной подготовки

В Екатеринбурге проходит Всероссийский форум центров опережающей профессиональной подготовки

Пленарная сессия форума была посвящена теме «ЦОПП — инструмент достижения национальных целей страны»

В Калуге и Нижнем Новгороде прошли финалы программы «Я в деле»

В Калуге и Нижнем Новгороде прошли финалы программы «Я в деле»

В мероприятии приняли участие более 50 выпускников и студентов СПО