Союз России и Беларуси – за реформирование системы СПО

Союз России и Беларуси – за реформирование системы СПО

Об успехах проекта «Профессионалитет» знают и в России, и за рубежом. Артем Мельник, член Комиссии Молодежной палаты по образованию и науке Парламентского Собрания союза Беларуси и России, преподаватель Минского государственного политехнического колледжа, следил за продвижением проекта из Минска. Командировку в Москву, которая изначально была запланирована для участия в очередной сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России в Госдуме, Артем объединил с посещением Института развития профессионального образования. Ему было очень интересно узнать из первых уст, как работает флагманский проект.

Теплый прием в Институте оказали Дмитрий Ковалев, проректор, отвечающий за содержание образовательных программ, и Юлия Маркелова, начальник отдела международного и межрегионального взаимодействия.

Артем Мельник рассказал, что в колледже, в котором он преподает, в основном готовят специалистов для отрасли машиностроения и маркетологов. Он знает проблемы синхронизации образования с производственными запросами изнутри. Полгода назад он вошел в Комиссию Молодежной палаты по образованию и науке при Парламентском Собрании России и Беларуси. Сейчас он заинтересован в сотрудничестве с передовым оператором проектов- локомотивов изменений в системе СПО, который реализует государственную политику в сфере среднего профессионального образования в России. В сетевом взаимодействии помощь предложила Юлия Маркелова.

«Кластерное взаимодействие пока только на стадии зарождения. Я изучал опыт Витебской области – кластер фармацевтической области, Гомельской области – нефтепереработка, Полесского региона – зеленая экология, проект с Гомельским государственным университетом. Ваши успехи впечатляют. В планах – налаживание взаимодействия», – отметил делегат.

Представителя Республики Беларусь заинтересовали механизмы работы кластеров Профессионалитета. Как студенты комбинируют освоение теории и практики? Кто обучает ребят на предприятии? Каков процент трудоустройства по специальности и помогают ли в поиске работы студентам, которые учатся на платном отделении? Эти и многие другие вопросы задавал Артем Мельник. О лучших практиках ИРПО рассказывал Дмитрий Ковалев.

«В рамках Профессионалитета студенты знакомятся с рабочим местом уже на первом курсе, если это не противоречит требованиям безопасности. Мы привлекаем в учебный процесс как можно больше предприятий, работники обучают ребят пользоваться оборудованием. Те, кто не имеет педагогического образования, проходят профессиональную переподготовку. Программы в среднем рассчитаны на год, чаще всего обучение ведется в дистанционном формате так, чтобы они не отрывались от производства», – рассказал Дмитрий Ковалев.

По словам спикера ИРПО, единый федеральный государственный образовательный стандарт Профессионалитета будет включать в себя набор востребованных профессий и специальностей. Наиболее эффективные программы будут передаваться от региона к региону. В качестве примера Ковалев привел кластер «Машиностроение», созданный на базе подмосковного колледжа «Энергия». Его опыт может тиражироваться на все регионы России, точно такой же механизм может применяться и в Беларуси, заверили стороны.

Одна из насущных проблем синхронизации производственного и образовательного процесса – поиск общего языка. В профессиях есть трудовые функции, которые обозначены на языке работодателей, а в образовательной среде говорят о видах деятельности. Терминология различается.

«Задача – перевести это как можно более точно, чтобы ничего не потерялось, и чтобы профессиональные компетенции встроились в учебный план под потребность работодателя. В 2022 году было разработано 347 примерных образовательных программ, на их базе, 90% содержания, были доработаны основные – они уже размещены на сайтах колледжей. В разработке материалов мы опирались на конструктор компетенций. Это цифровая среда, которая помогает адаптировать программы под предприятия. Программы требуется обновлять раз в год, поэтому цифровое решение очень полезно», – пояснил проректор.

За содержания образовательных программ отвечают Федеральные учебно-методические объединения СПО, для максимального соответствия производству их верифицируют Советы по профессиональным квалификациям (входят в Национальное Агентство Развития Квалификаций).

Первые – структура Минпросвещения России, вторые – Минтруда. Совместные усилия помогают добиться положительных результатов. Тем не менее, Ковалев уверен, что у коллег из Республиканского института развития профессионального образования методическая работа выстроена более четко.

«Я вижу, что нам нравятся какие-то моменты у нас, а нам нравятся какие-то моменты у вас. К вашей систематичности в вопросах методической работы мы только стремимся. Уверен, что это может стать поводом для симбиоза, обмена лучшими практиками. Взаимное рецензирование программ – общая задача, поставленная руководителями Институтов в России и Беларуси, на следующий год. Думаю, у нас все получится», – подытожил Ковалев.

Коллеги поблагодарили друг друга за позитивную встречу. Проректор Дмитрий Ковалев вручил Артему Мельнику памятный новогодний подарок с символикой Института развития профессионального образования.

Другие события

Ключевые направления развития демонстрационного экзамена обсудили на онлайн-совещании во Владивостоке

Ключевые направления развития демонстрационного экзамена обсудили на онлайн-совещании во Владивостоке

В онлайн-совещании «Роль руководителя в процессах организации и проведения демонстрационного экзамена» приняли участие 30 руководителей образовательных организаций Приморского края, реализующих программы среднего профессионального образования.

Дмитрий Чернышенко: Участники Чемпионата «Профессионалы» получат стажировки в крупнейших компаниях страны

Дмитрий Чернышенко: Участники Чемпионата «Профессионалы» получат стажировки в крупнейших компаниях страны

Участники Чемпионата «Профессионалы» получат стажировки в крупнейших компаниях страны и денежные призы, а работодатели-партнеры найдут кадры, необходимые российской промышленности. Об этом заявил заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко на заседании организационного комитета по проведению Чемпионата «Профессионалы» и Чемпионата высоких технологий.

Финал Чемпионата высоких технологий пройдет по 12 инновационным компетенциям

Финал Чемпионата высоких технологий пройдет по 12 инновационным компетенциям

Студенты колледжей и техникумов, старшеклассники и молодые специалисты продемонстрируют свои профессиональные навыки на Чемпионате высоких технологий, который пройдет в Великом Новгороде с 17 по 21 сентября 2024 года. Чемпионат организован Минпросвещения России, он объединит 140 участников из 31 региона России и других стран.

В 58 регионах страны открылись новые кластеры «Профессионалитета»

В 58 регионах страны открылись новые кластеры «Профессионалитета»

В новом учебном году в 58 субъектах Российской Федерации, включая воссоединенные регионы страны, запустились 150 новых кластеров федерального проекта «Профессионалитет».

Около 6 тысяч конкурсантов объединили мероприятия итогового этапа Чемпионатного движения

Около 6 тысяч конкурсантов объединили мероприятия итогового этапа Чемпионатного движения

В России завершился итоговый (межрегиональный) этап Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. В нем приняли участие порядка 6 000 студентов колледжей и техникумов, а также школьников от 14 лет. Состязания длились четыре месяца.

Минпросвещения России и «Ростех» подписали совместный план подготовки рабочих кадров

Минпросвещения России и «Ростех» подписали совместный план подготовки рабочих кадров

На Восточном экономическом форуме состоялась церемония подписания дорожной карты совместной работы Минпросвещения России и «Ростеха». Взаимодействие двух организаций будет способствовать развитию системы среднего профессионального образования и обеспечению кадровой потребности предприятий оборонной промышленности. В подписании документа приняли участие первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев и заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех», член Бюро Союза машиностроителей России Николай Волобуев.

К концу года в России будут работать 100 Центров опережающей профессиональной подготовки

К концу года в России будут работать 100 Центров опережающей профессиональной подготовки

В России продолжают создаваться Центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), они становятся ключевым инструментом в подготовке рабочих кадров по коротким программам.

На Форуме СПО «Создаем будущее своими руками» обсудили значение профессионального образования для развития кадрового потенциала России

На Форуме СПО «Создаем будущее своими руками» обсудили значение профессионального образования для развития кадрового потенциала России

В Калуге прошел Форум среднего профессионального образования «Создаем будущее своими руками». Его участниками стали эксперты в сфере образования, представители федеральных и региональных органов власти и бизнеса, педагогические работники – финалисты конкурса «Мастер года», студенты системы СПО – выпускники и Амбассадоры федерального проекта «Профессионалитет», а также призеры и победители чемпионатов Всероссийского чемпионатного движения.

Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена»

Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена»

Стартовал прием заявок на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена». Конференция проводится с целью обсуждения основных направлений развития демонстрационного экзамена как эффективного механизма оценки качества среднего профессионального образования и выработки перспективных подходов по совершенствованию моделей реализации демонстрационного экзамена на федеральном и региональном уровнях.

На Форуме СПО обозначены векторы деятельности отраслевых Центров опережающей профессиональной подготовки

На Форуме СПО обозначены векторы деятельности отраслевых Центров опережающей профессиональной подготовки

В рамках совещания Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России с представителями отраслевых ассоциаций ФП «Профессионалитет» Александр Муратов, проректор Института развития профессионального образования, выступил по вопросу стратегии партнерства в профессиональной подготовке кадров для социально-экономического развития Российской Федерации с учетом деятельности отраслевых Центров опережающей профессиональной подготовки.



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных