Союз России и Беларуси – за реформирование системы СПО

Союз России и Беларуси – за реформирование системы СПО

Об успехах проекта «Профессионалитет» знают и в России, и за рубежом. Артем Мельник, член Комиссии Молодежной палаты по образованию и науке Парламентского Собрания союза Беларуси и России, преподаватель Минского государственного политехнического колледжа, следил за продвижением проекта из Минска. Командировку в Москву, которая изначально была запланирована для участия в очередной сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России в Госдуме, Артем объединил с посещением Института развития профессионального образования. Ему было очень интересно узнать из первых уст, как работает флагманский проект.

Теплый прием в Институте оказали Дмитрий Ковалев, проректор, отвечающий за содержание образовательных программ, и Юлия Маркелова, начальник отдела международного и межрегионального взаимодействия.

Артем Мельник рассказал, что в колледже, в котором он преподает, в основном готовят специалистов для отрасли машиностроения и маркетологов. Он знает проблемы синхронизации образования с производственными запросами изнутри. Полгода назад он вошел в Комиссию Молодежной палаты по образованию и науке при Парламентском Собрании России и Беларуси. Сейчас он заинтересован в сотрудничестве с передовым оператором проектов- локомотивов изменений в системе СПО, который реализует государственную политику в сфере среднего профессионального образования в России. В сетевом взаимодействии помощь предложила Юлия Маркелова.

«Кластерное взаимодействие пока только на стадии зарождения. Я изучал опыт Витебской области – кластер фармацевтической области, Гомельской области – нефтепереработка, Полесского региона – зеленая экология, проект с Гомельским государственным университетом. Ваши успехи впечатляют. В планах – налаживание взаимодействия», – отметил делегат.

Представителя Республики Беларусь заинтересовали механизмы работы кластеров Профессионалитета. Как студенты комбинируют освоение теории и практики? Кто обучает ребят на предприятии? Каков процент трудоустройства по специальности и помогают ли в поиске работы студентам, которые учатся на платном отделении? Эти и многие другие вопросы задавал Артем Мельник. О лучших практиках ИРПО рассказывал Дмитрий Ковалев.

«В рамках Профессионалитета студенты знакомятся с рабочим местом уже на первом курсе, если это не противоречит требованиям безопасности. Мы привлекаем в учебный процесс как можно больше предприятий, работники обучают ребят пользоваться оборудованием. Те, кто не имеет педагогического образования, проходят профессиональную переподготовку. Программы в среднем рассчитаны на год, чаще всего обучение ведется в дистанционном формате так, чтобы они не отрывались от производства», – рассказал Дмитрий Ковалев.

По словам спикера ИРПО, единый федеральный государственный образовательный стандарт Профессионалитета будет включать в себя набор востребованных профессий и специальностей. Наиболее эффективные программы будут передаваться от региона к региону. В качестве примера Ковалев привел кластер «Машиностроение», созданный на базе подмосковного колледжа «Энергия». Его опыт может тиражироваться на все регионы России, точно такой же механизм может применяться и в Беларуси, заверили стороны.

Одна из насущных проблем синхронизации производственного и образовательного процесса – поиск общего языка. В профессиях есть трудовые функции, которые обозначены на языке работодателей, а в образовательной среде говорят о видах деятельности. Терминология различается.

«Задача – перевести это как можно более точно, чтобы ничего не потерялось, и чтобы профессиональные компетенции встроились в учебный план под потребность работодателя. В 2022 году было разработано 347 примерных образовательных программ, на их базе, 90% содержания, были доработаны основные – они уже размещены на сайтах колледжей. В разработке материалов мы опирались на конструктор компетенций. Это цифровая среда, которая помогает адаптировать программы под предприятия. Программы требуется обновлять раз в год, поэтому цифровое решение очень полезно», – пояснил проректор.

За содержания образовательных программ отвечают Федеральные учебно-методические объединения СПО, для максимального соответствия производству их верифицируют Советы по профессиональным квалификациям (входят в Национальное Агентство Развития Квалификаций).

Первые – структура Минпросвещения России, вторые – Минтруда. Совместные усилия помогают добиться положительных результатов. Тем не менее, Ковалев уверен, что у коллег из Республиканского института развития профессионального образования методическая работа выстроена более четко.

«Я вижу, что нам нравятся какие-то моменты у нас, а нам нравятся какие-то моменты у вас. К вашей систематичности в вопросах методической работы мы только стремимся. Уверен, что это может стать поводом для симбиоза, обмена лучшими практиками. Взаимное рецензирование программ – общая задача, поставленная руководителями Институтов в России и Беларуси, на следующий год. Думаю, у нас все получится», – подытожил Ковалев.

Коллеги поблагодарили друг друга за позитивную встречу. Проректор Дмитрий Ковалев вручил Артему Мельнику памятный новогодний подарок с символикой Института развития профессионального образования.

Другие события

Заботливая школа - первый работодатель 

Заботливая школа - первый работодатель 

В круглом столе «Школа как заботливый работодатель» приняли участие представители педколледжей и школ

В Федеральном технопарке в Калуге открылась лаборатория наставничества

В Федеральном технопарке в Калуге открылась лаборатория наставничества

Пространство станет площадкой для повышения квалификации наставников

В год 85-летия системы СПО утверждены важные законодательные изменения

В год 85-летия системы СПО утверждены важные законодательные изменения

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что в последнее время отмечается возрастающий интерес со стороны школьников к получению рабочих профессий

Как стать тематическим партнёром МДЦ «Артек» в 2026 году

Как стать тематическим партнёром МДЦ «Артек» в 2026 году

Конкурс дополнительных общеразвивающих программ МДЦ «Артек» проводит ежегодно

ИРПО, МФТИ и Фонд развития Физтех-школ запускают партнерство в сфере математической и естественно-научной подготовки

ИРПО, МФТИ и Фонд развития Физтех-школ запускают партнерство в сфере математической и естественно-научной подготовки

Подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Институтом развития профессионального образования, Московским физико-техническом институтом и Фондом развития Физтех-школ.

Более 506 тысяч обучающихся СПО приняли участие в демонстрационном экзамене

Более 506 тысяч обучающихся СПО приняли участие в демонстрационном экзамене

Экзамены были организованы на базе 3 299 образовательных учреждений и филиалов в 87 регионах страны

Сергей Кравцов обозначил направления развития дополнительного образования в России

Сергей Кравцов обозначил направления развития дополнительного образования в России

В центре внимания – доступность и качество дополнительного образования, обновление его содержания

Эксперты обсудили подготовку к Национальному чемпионату «Абилимпикс» 2025 года

Эксперты обсудили подготовку к Национальному чемпионату «Абилимпикс» 2025 года

В мероприятии приняли участие представители Минпросвещения России и Института развития профессионального образования