В год 85-летия системы среднего профессионального образования в федеральное законодательство вносятся важные изменения, касающиеся СПО. 15 июля Госдума приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ст. 4 Федерального закона «О независимой оценке квалификации», который 16 июля одобрен Советом Федерации и направлен на подписание Президенту Российской Федерации.
«В юбилейный для системы СПО год депутаты Госдумы приняли важные законодательные решения по совершенствованию образовательных программ и повышению уровня трудоустройства выпускников. И это результат нашего взаимодействия по ключевым направлениям в сфере образования. Отмечу, что сегодня наблюдается огромный интерес к среднему профессиональному образованию, о чем говорят промежуточные данные приемной кампании. Наряду с этим в последнее время отмечается возрастающий интерес со стороны школьников к получению рабочих профессий. Этот тренд полностью соответствует стратегическим задачам развития экономики», – подчеркнул Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Согласно принятому документу, в целях кадрового обеспечения соответствующих отраслей экономики и социальной сферы работодатели смогут участвовать в управлении учебными заведениями и организации образовательного процесса на всех этапах – от разработки до реализации программ подготовки, включая практические занятия. В колледжах, участвующих в федеральном проекте «Профессионалитет», создадут управляющие советы. В их полномочия войдут рассмотрение и согласование образовательных программ, программ развития учебного заведения, а также других вопросов совершенствования учебной, воспитательной и управленческой деятельности.
Отметим, что ключевым ответом на вызовы в подготовке кадров стала консолидация усилий колледжей и бизнес-партнеров. Повышение уровня трудоустройства обеспечивает федеральный проект «Профессионалитет», направленный на синхронизацию образования и потребностей предприятий. В его рамках создаются кластеры, объединяющие колледжи и бизнес для совместной организации образовательного процесса. Это помогает преодолеть дисбаланс между подготовкой кадров и запросами экономики.
На сегодняшний день создано 493 кластера по 24 отраслям. Согласно распоряжению Правительства РФ, за счет субсидий дополнительно будет создано 13 образовательно-производственных кластеров в 13 субъектах РФ. Проект охватит 86 регионов страны. К 2030 году по всей стране планируется создать 953 кластера с общим числом обучающихся 3,7 млн студентов.
В проекте участвуют 2 430 предприятий-партнеров, включая ГК «Ростех», ГК «Росатом», ОАО «РЖД». В 2024/25 учебном году в колледжах «Профессионалитета» обучаются 1,77 млн студентов. За 2022–2024 годы квалификацию повысили более 43 тыс. педагогов и управленцев кластеров. Реализуется свыше 2 500 образовательных программ проекта. В 2024 году состоялся первый выпуск – 137,9 тыс. студентов завершили обучение.
Также законодательные изменения коснулись демонстрационного экзамена, который теперь закреплен в качестве основной формы государственной итоговой аттестации в колледжах и техникумах.
После подписания Президентом России Владимиром Путиным закон вступит в силу 1 сентября 2026 года.
Напомним, государственную итоговую и промежуточную аттестацию в форме демонстрационного экзамена, по данным на 15 июля 2025 года, прошли 506 554 обучающихся по 251 профессии и специальности в рамках программ СПО. Всего проведено более 27 тыс. таких аттестационных мероприятий.