Михаил Любчиков: «Инженерные классы будут готовить достойную  смену российским кораблестроителям»

Михаил Любчиков: «Инженерные классы будут готовить достойную смену российским кораблестроителям»

29 июня в нашей стране отмечают День кораблестроителя. Ровно 355 лет назад царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве фрегата «Орёл» – первенца русского военно-морского флота. На протяжении трех с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов разных типов и классов и по праву считается одним из лидеров мирового судостроения.

В 2017 году постановлением Правительства Российской Федерации эта дата была утверждена как профессиональный праздник современных корабелов-судостроителей. Сегодня в стране действует более тысячи предприятий в сфере строительства, судоремонта, производстве оборудования и комплектующих для судов. Крупнейшими центрами судостроения являются Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Северодвинск, Калининградская область, Приморский край. Удержать флагманские позиции в отрасли и продолжить славное дело российских корабелов предстоит нашей молодежи – будущим инженерам-судостроителям. С этой целью Минпросвещения России в регионах создаются инженерные классы судостроительного профиля.

Подробнее о проекте – в интервью Михаила Любчикова, начальника Центра координации проектов развития детей и молодежи Института развития профессионального образования.

– Первые инженерные классы появятся уже через два месяца. Получается, уже готова программа обучения? Есть педагоги, готовые работать по ней? Или все это будет разработано в кратчайшие сроки?

– Работа над этим проектом началась еще в прошлом году: отбор регионов, взаимодействие с флагманскими вузами, определение основных участников и распределение зон ответственности между ними – все это уже было готово к началу текущего года. Минпросвещения совместно с флагманскими вузами были разработаны методические рекомендации по созданию инженерных классов судостроительного и авиастроительного профилей. В них коллеги из Московского авиационного института и Санкт-Петербурского Государственного Морского Технического университета предложили изменения, которые должны быть внесены в основную образовательную программу. Это углубленное изучение математики, физики и информатики, а также детальные программы внеурочной и внеучебной деятельности.

В качестве педагогов инженерных классов могут выступать несколько категорий специалистов. В первую очередь это, школьные учителя. Для проведения занятий в рамках реализации проекта флагманские вузы через сеть региональных вузов предоставляют учителям возможность пройти программы повышения квалификации. Помимо штатных педагогов общеобразовательной организации в проекте могут принимать участие преподаватели профессиональных образовательных организаций и вузов, прошедшие обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, а также студенты и выпускники организаций среднего профессионального образования и вузов.

– Почему упор именно на судо- и авиастроение?

– В настоящее время в Российской Федерации существует дисбаланс между потребностью рынка труда в кадрах и занятостью выпускников образовательных организаций. Минпросвещения России разработан механизм оценки соответствия системы подготовки кадров с потребностями экономики в разрезе данных по Федеральным округам и субъектам Российской Федерации посредством разработки более 20 показателей карты синхронизации и методик их расчета. По итогам проведенного мониторинга, было обнаружено, что существует дефицит специалистов в значимых для страны сферах деятельности – судостроительной и авиастроительной.

Необходимость реализации Проекта также обусловлена его актуальностью на различных уровнях:

–        федеральный уровень актуальности Проекта определяется посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию, в котором четко указывается на необходимость привлечения материальных и кадровых ресурсов для обеспечения высокого уровня образования населения, в том числе, через инженерные общеобразовательные организации.

–       региональный уровень актуальности проекта предусматривает решение проблем регионов в области ранней профориентации подрастающего поколения для сокращения кадрового дефицита по инженерным и техническим специальностям. Подобный дефицит подтверждается данными социологических исследований. Кроме того, проект может быть распространен среди других регионов для развития ранней профориентации молодежи;

–      локальный уровень актуальности проекта определяется запросом учащихся и родителей (законных представителей) на дополнительное образование в области физико-математического и инженерно-технического цикла, что может быть подтверждено высоким спросом на внеурочную деятельность и дополнительное образование данной направленности, которое реализуется в общеобразовательной организации.

Создание инженерных классов судостроительного и авиастроительного профилей соответствует:

– национальным целям развития России до 2030 года

– стратегии научно-технологического развития России

– ключевым показателям эффективности Национального проекта «Образование»

– задачам Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национального проекта «Цифровая экономика РФ»

– приоритетам государственной политики в сфере реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы».

Вопрос профориентации учащихся по направлениям судо- и авиастроения является одним из важных для нашего государства в контексте развития оборонного комплекса. Заниматься подготовкой кадров к столь серьезным отраслям необходимо со школьной скамьи. Именно с целью ликвидации дефицита специалистов в индустриях судо- и авиастроения упор при создании инженерных классов был сделан на данные направления.

– Предполагается, что дети будут изучать азы этих направлений прямо со школьной скамьи? С какого класса?

– Всё верно, для того чтобы к окончанию школы ребята обладали определенными знаниями в областях судо- и авиастроения, а главное – сформировавшимся интересом к развитию в этих направлениях, обучение в инженерных классах необходимо организовывать уже со школьной скамьи. По направлению авиастроения предполагается начать с 5 класса, а по судостроению – с 10-го.

Помимо углубленного изучения некоторых предметов авиастроительные инженерные классы предусматривают проведение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инженер авиастроительного профиля», включающей, например, такие направления, как «Авиамоделирование», «Беспилотные авиационные системы», «3D-моделирование и 3D-печать» и т.д.

Программа занятий в судостроительных классах включает в себя в том числе дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «Оптика лазеров», «Морская робототехника и судомоделизм», «Компьютерное моделирование и проектирование», «Технологическое предпринимательство».

– Для того, чтобы попасть в инженерный класс, нужны высокие результаты по физике, математике и информатике. Будут учитывать текущие? Или будет вступительный экзамен, отбор?

– Поступление в инженерные классы не предполагает дополнительных вступительных испытаний для обучающихся. При отборе будут учитываться результаты как образовательной деятельности школьника, так и его достижения за рамками обучения до момента зачисления в инженерный класс. Критерии отбора – разные для двух направлений. В их перечень входят в том числе: хорошие и отличные годовые результаты по профильным предметам, мотивационное письмо на поступление в инженерный класс, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, в мероприятиях, предусмотренных планом внеучебной деятельности, и иных мероприятиях по инженерным направлениям.

– А если ребёнок не силён в этих дисциплинах, но очень хочет в инженерный класс? Это будут учитывать?

– В рамках определения своей образовательной траектории каждому ребенку, кто заинтересован именно в направлении инженерного класса, стоит попробовать свои силы при отборе в профильный класс. Потому что одним из важнейших факторов при поступлении является внутренняя мотивация школьника успешно завершить обучение в инженерном классе, затем продолжить его в базовом региональном вузе и по итогу устроиться на профильное предприятие. Даже если не получится пройти отбор с первого раза, у подростка будет шанс наверстать пробелы в дисциплинах и попробовать в следующем году, а также посещать внеучебные мероприятия, которые будут проходить в его школе.

– Где эти классы появятся? В больших городах, каких-то специализированных математических школах или повсеместно? Сколько классов откроют уже с сентября?

–  В 2022 году в проекте участвуют 23 субъекта РФ, в 2023-м присоединятся еще 4. С сентября свои двери для обучающихся инженерных классов откроют более 60 школ. Каждый из субъектов-участников самостоятельно определил направление и количество школ, в которых будут открыты инженерные классы. У нас нет строгих требований ни к городу, ни к профилю школы. При создании инженерного класса школа должна понимать, что и базовый региональный вуз, и индустриальные партнеры, и другие задействованные участники должны находиться в непосредственной близости к самой школе.

– Уже есть понимание, сколько таких классов нужно и какое количество их выпускников должно выбрать в будущем именно эту стезю, чтобы обеспечить потребности экономики?

– Потребность в высококвалифицированных кадрах всегда будет актуальна в судо- и авиастроении. Например, общая численность работников предприятий, имеющих отношение к судостроительному комплексу, составляет около 235 тысяч человек. В последние годы их численность стабильно растет в среднем на 5% в год. При этом на данный момент существует нехватка специалистов широкого профиля, в том числе в области металлообработки, приборостроения, машиностроения, энергетики. Получается, что в среднем ежегодная потребность в кадрах как минимум по судостроению равна не менее 11 тысяч человек. Таким образом, только по этому направлению необходимо выпускать из школы каждый год более 400 классов. Подобная ситуация и в авиастроительном профиле. Эти запросы подчеркивают важнейшую роль деятельности по подготовке профильных специалистов со школьной скамьи.

Другие события

Минпросвещения России и «Ростех» подписали совместный план подготовки рабочих кадров

Минпросвещения России и «Ростех» подписали совместный план подготовки рабочих кадров

На Восточном экономическом форуме состоялась церемония подписания дорожной карты совместной работы Минпросвещения России и «Ростеха». Взаимодействие двух организаций будет способствовать развитию системы среднего профессионального образования и обеспечению кадровой потребности предприятий оборонной промышленности. В подписании документа приняли участие первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев и заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех», член Бюро Союза машиностроителей России Николай Волобуев.

К концу года в России будут работать 100 Центров опережающей профессиональной подготовки

К концу года в России будут работать 100 Центров опережающей профессиональной подготовки

В России продолжают создаваться Центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), они становятся ключевым инструментом в подготовке рабочих кадров по коротким программам.

На Форуме СПО «Создаем будущее своими руками» обсудили значение профессионального образования для развития кадрового потенциала России

На Форуме СПО «Создаем будущее своими руками» обсудили значение профессионального образования для развития кадрового потенциала России

В Калуге прошел Форум среднего профессионального образования «Создаем будущее своими руками». Его участниками стали эксперты в сфере образования, представители федеральных и региональных органов власти и бизнеса, педагогические работники – финалисты конкурса «Мастер года», студенты системы СПО – выпускники и Амбассадоры федерального проекта «Профессионалитет», а также призеры и победители чемпионатов Всероссийского чемпионатного движения.

Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена»

Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена»

Стартовал прием заявок на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена». Конференция проводится с целью обсуждения основных направлений развития демонстрационного экзамена как эффективного механизма оценки качества среднего профессионального образования и выработки перспективных подходов по совершенствованию моделей реализации демонстрационного экзамена на федеральном и региональном уровнях.

На Форуме СПО обозначены векторы деятельности отраслевых Центров опережающей профессиональной подготовки

На Форуме СПО обозначены векторы деятельности отраслевых Центров опережающей профессиональной подготовки

В рамках совещания Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России с представителями отраслевых ассоциаций ФП «Профессионалитет» Александр Муратов, проректор Института развития профессионального образования, выступил по вопросу стратегии партнерства в профессиональной подготовке кадров для социально-экономического развития Российской Федерации с учетом деятельности отраслевых Центров опережающей профессиональной подготовки.

На Форуме СПО обсудили бренд колледжа и вручили награды победителям одноименного конкурса

На Форуме СПО обсудили бренд колледжа и вручили награды победителям одноименного конкурса

Панельная дискуссия «Бренд колледжа в фокусе приоритетов образовательной и молодёжной политики» прошла на площадке Форума СПО в Калуге 26 августа. Во встрече лично и по ВКС приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Наталия Золотарева, создатель ГК IPR MEDIA Наталья Иванова, советник председателя РДДМ «Движение первых» Антон Актуганов и другие эксперты в сфере СПО. Модерировал дискуссию научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки России Евгений Сжёнов.

На Форуме СПО обсудили развитие Центров опережающей профессиональной переподготовки

На Форуме СПО обсудили развитие Центров опережающей профессиональной переподготовки

Развитие Центров опережающей профессиональной переподготовки (ЦОПП) и закрытие кадровой потребности стало одной из тем обсуждения на Форуме СПО «Создаем будущее своими руками» в Калуге. В мероприятии приняли участие более 80 человек из разных регионов страны.

Вопросы подготовки кадров обсудили на пленарном заседании «СПО: образование размером с будущее»

Вопросы подготовки кадров обсудили на пленарном заседании «СПО: образование размером с будущее»

В Калуге в Инновационном культурном центре на Форуме среднего профессионального образования 26 августа состоялось пленарное заседание на тему: «СПО: образование размером с будущее». В центре внимания экспертов – вопрос подготовки кадров. Модератором выступила ведущая телеканала «Россия 24» Мария Кудрявцева.

Технические специальности в колледжах и техникумах составляют 56% бюджетных мест

Технические специальности в колледжах и техникумах составляют 56% бюджетных мест

Около 60% выпускников девятых классов выбирают колледжи и техникумы для дальнейшего образования. 56% бюджетных мест составляют технические специальности. Об этом сообщил директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин в ходе пресс-конференции в ТАСС, посвященной проведению Форума среднего профессионального образования «Создаем будущее своими руками». Мероприятие пройдет 26–27 августа в Калуге.



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных