29 июня в нашей стране отмечают День кораблестроителя. Ровно 355 лет назад царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве фрегата «Орёл» – первенца русского военно-морского флота. На протяжении трех с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов разных типов и классов и по праву считается одним из лидеров мирового судостроения.
В 2017 году постановлением Правительства Российской Федерации эта дата была утверждена как профессиональный праздник современных корабелов-судостроителей. Сегодня в стране действует более тысячи предприятий в сфере строительства, судоремонта, производстве оборудования и комплектующих для судов. Крупнейшими центрами судостроения являются Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Северодвинск, Калининградская область, Приморский край. Удержать флагманские позиции в отрасли и продолжить славное дело российских корабелов предстоит нашей молодежи – будущим инженерам-судостроителям. С этой целью Минпросвещения России в регионах создаются инженерные классы судостроительного профиля.
Подробнее о проекте – в интервью Михаила Любчикова, начальника Центра координации проектов развития детей и молодежи Института развития профессионального образования.
– Первые инженерные классы появятся уже через два месяца. Получается, уже готова программа обучения? Есть педагоги, готовые работать по ней? Или все это будет разработано в кратчайшие сроки?
– Работа над этим проектом началась еще в прошлом году: отбор регионов, взаимодействие с флагманскими вузами, определение основных участников и распределение зон ответственности между ними – все это уже было готово к началу текущего года. Минпросвещения совместно с флагманскими вузами были разработаны методические рекомендации по созданию инженерных классов судостроительного и авиастроительного профилей. В них коллеги из Московского авиационного института и Санкт-Петербурского Государственного Морского Технического университета предложили изменения, которые должны быть внесены в основную образовательную программу. Это углубленное изучение математики, физики и информатики, а также детальные программы внеурочной и внеучебной деятельности.
В качестве педагогов инженерных классов могут выступать несколько категорий специалистов. В первую очередь это, школьные учителя. Для проведения занятий в рамках реализации проекта флагманские вузы через сеть региональных вузов предоставляют учителям возможность пройти программы повышения квалификации. Помимо штатных педагогов общеобразовательной организации в проекте могут принимать участие преподаватели профессиональных образовательных организаций и вузов, прошедшие обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, а также студенты и выпускники организаций среднего профессионального образования и вузов.
– Почему упор именно на судо- и авиастроение?
– В настоящее время в Российской Федерации существует дисбаланс между потребностью рынка труда в кадрах и занятостью выпускников образовательных организаций. Минпросвещения России разработан механизм оценки соответствия системы подготовки кадров с потребностями экономики в разрезе данных по Федеральным округам и субъектам Российской Федерации посредством разработки более 20 показателей карты синхронизации и методик их расчета. По итогам проведенного мониторинга, было обнаружено, что существует дефицит специалистов в значимых для страны сферах деятельности – судостроительной и авиастроительной.
Необходимость реализации Проекта также обусловлена его актуальностью на различных уровнях:
– федеральный уровень актуальности Проекта определяется посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию, в котором четко указывается на необходимость привлечения материальных и кадровых ресурсов для обеспечения высокого уровня образования населения, в том числе, через инженерные общеобразовательные организации.
– региональный уровень актуальности проекта предусматривает решение проблем регионов в области ранней профориентации подрастающего поколения для сокращения кадрового дефицита по инженерным и техническим специальностям. Подобный дефицит подтверждается данными социологических исследований. Кроме того, проект может быть распространен среди других регионов для развития ранней профориентации молодежи;
– локальный уровень актуальности проекта определяется запросом учащихся и родителей (законных представителей) на дополнительное образование в области физико-математического и инженерно-технического цикла, что может быть подтверждено высоким спросом на внеурочную деятельность и дополнительное образование данной направленности, которое реализуется в общеобразовательной организации.
Создание инженерных классов судостроительного и авиастроительного профилей соответствует:
– национальным целям развития России до 2030 года
– стратегии научно-технологического развития России
– ключевым показателям эффективности Национального проекта «Образование»
– задачам Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национального проекта «Цифровая экономика РФ»
– приоритетам государственной политики в сфере реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы».
Вопрос профориентации учащихся по направлениям судо- и авиастроения является одним из важных для нашего государства в контексте развития оборонного комплекса. Заниматься подготовкой кадров к столь серьезным отраслям необходимо со школьной скамьи. Именно с целью ликвидации дефицита специалистов в индустриях судо- и авиастроения упор при создании инженерных классов был сделан на данные направления.
– Предполагается, что дети будут изучать азы этих направлений прямо со школьной скамьи? С какого класса?
– Всё верно, для того чтобы к окончанию школы ребята обладали определенными знаниями в областях судо- и авиастроения, а главное – сформировавшимся интересом к развитию в этих направлениях, обучение в инженерных классах необходимо организовывать уже со школьной скамьи. По направлению авиастроения предполагается начать с 5 класса, а по судостроению – с 10-го.
Помимо углубленного изучения некоторых предметов авиастроительные инженерные классы предусматривают проведение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инженер авиастроительного профиля», включающей, например, такие направления, как «Авиамоделирование», «Беспилотные авиационные системы», «3D-моделирование и 3D-печать» и т.д.
Программа занятий в судостроительных классах включает в себя в том числе дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «Оптика лазеров», «Морская робототехника и судомоделизм», «Компьютерное моделирование и проектирование», «Технологическое предпринимательство».
– Для того, чтобы попасть в инженерный класс, нужны высокие результаты по физике, математике и информатике. Будут учитывать текущие? Или будет вступительный экзамен, отбор?
– Поступление в инженерные классы не предполагает дополнительных вступительных испытаний для обучающихся. При отборе будут учитываться результаты как образовательной деятельности школьника, так и его достижения за рамками обучения до момента зачисления в инженерный класс. Критерии отбора – разные для двух направлений. В их перечень входят в том числе: хорошие и отличные годовые результаты по профильным предметам, мотивационное письмо на поступление в инженерный класс, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, в мероприятиях, предусмотренных планом внеучебной деятельности, и иных мероприятиях по инженерным направлениям.
– А если ребёнок не силён в этих дисциплинах, но очень хочет в инженерный класс? Это будут учитывать?
– В рамках определения своей образовательной траектории каждому ребенку, кто заинтересован именно в направлении инженерного класса, стоит попробовать свои силы при отборе в профильный класс. Потому что одним из важнейших факторов при поступлении является внутренняя мотивация школьника успешно завершить обучение в инженерном классе, затем продолжить его в базовом региональном вузе и по итогу устроиться на профильное предприятие. Даже если не получится пройти отбор с первого раза, у подростка будет шанс наверстать пробелы в дисциплинах и попробовать в следующем году, а также посещать внеучебные мероприятия, которые будут проходить в его школе.
– Где эти классы появятся? В больших городах, каких-то специализированных математических школах или повсеместно? Сколько классов откроют уже с сентября?
– В 2022 году в проекте участвуют 23 субъекта РФ, в 2023-м присоединятся еще 4. С сентября свои двери для обучающихся инженерных классов откроют более 60 школ. Каждый из субъектов-участников самостоятельно определил направление и количество школ, в которых будут открыты инженерные классы. У нас нет строгих требований ни к городу, ни к профилю школы. При создании инженерного класса школа должна понимать, что и базовый региональный вуз, и индустриальные партнеры, и другие задействованные участники должны находиться в непосредственной близости к самой школе.
– Уже есть понимание, сколько таких классов нужно и какое количество их выпускников должно выбрать в будущем именно эту стезю, чтобы обеспечить потребности экономики?
– Потребность в высококвалифицированных кадрах всегда будет актуальна в судо- и авиастроении. Например, общая численность работников предприятий, имеющих отношение к судостроительному комплексу, составляет около 235 тысяч человек. В последние годы их численность стабильно растет в среднем на 5% в год. При этом на данный момент существует нехватка специалистов широкого профиля, в том числе в области металлообработки, приборостроения, машиностроения, энергетики. Получается, что в среднем ежегодная потребность в кадрах как минимум по судостроению равна не менее 11 тысяч человек. Таким образом, только по этому направлению необходимо выпускать из школы каждый год более 400 классов. Подобная ситуация и в авиастроительном профиле. Эти запросы подчеркивают важнейшую роль деятельности по подготовке профильных специалистов со школьной скамьи.