СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ. КАК СТРАНЕ ОБЕСПЕЧИТЬ СВОЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Проблема обеспечения технологического суверенитета сегодня выходит на первый план, но пока о ней мало что известно, и вопросов больше, чем ответов.
Ректор Института развития профессионального образования С. М. Кожевников считает, что «для системы среднего профессионального образования сейчас лучшее время, чтобы разобраться в вопросе технологического суверенитета и внести свой вклад в достижение Россией технологической и производственной самостоятельности».
Рассмотрим, как проблема технологического суверенитета формировалась и какие актуальные вопросы ставит.
В международном контексте вопрос технологического суверенитет возник в связи с пандемией COVID-19 и привлекала особый интерес европейских специалистов (Crespi et al., 2021; Bauer, Erixon, 2020). Не нов этот термин и для России. Впервые он упоминался в правовых документах 1992 года. Актуализация темы приходится на 2014 год, но тогда преимущественно ставился вопрос об импортозамещении. Однако после введения антироссийских санкций с 2022 года технологический суверенитет становится ключевым направлением развития экономики страны. Что же такое технологический суверенитет? Какими правовыми документами он регулируется? Какой запрос формирует? Разберемся в этом подробнее.
О том, что такое технологический суверенитет, до сих пор идут споры, но копание в терминах уводит от сути. Важно, что технологический суверенитет — это не только импортозамещение, но и создание собственной конкурентоспособной технологической базы.
«Технологический суверенитет — это способность государства располагать технологиями, которые считаются критически важными для обеспечения благосостояния и конкурентоспособности, а также возможности самостоятельно разрабатывать их или получать их от экономик других стран без односторонней структурной зависимости», — указывает Заместитель председателя Правительства России Д. Н. Чернышенко
Ориентиры по достижению технологического суверенитета определяются неким оптимальным уровнем, когда опора на иностранные ресурсы не является критической, носит преимущественно вспомогательный характер и имеет тенденции к уменьшению. Технологический суверенитет не может быть абсолютным, это и не является самоцелью.

В соответствии с «Концепцией технологического развития на период до 2030 года» технологический суверенитет может обеспечиваться с опорой на устойчивое международное научно-техническое сотрудничество с дружественными странами. То есть, перспективы достижения технологического суверенитета видятся в расширении контура и учета взаимных интересов стран БРИКС и БРИКС+ как в сфере обмена технологий, организации исследовательских консорциумов, трансфера технологий, так и в вопросах формирования компетенций и подготовки специалистов.
Контуры технологического суверенитета (подготовлено Управлением стратегических исследования ИРПО по материалам Фролов, 2023)
ОПРЕДЕЛЯЕМ НОРМАТИВНУЮ БАЗУ
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 была поставлена проблема необходимости преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции. В том же году вышел Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», который закрепил значимость импортозамещения и важности налаживания производства промышленной продукции на территории страны. За минувшие 10 лет принят ряд государственных документов, направленных на создание условий по импортозамещению и обеспечению технологического суверенитета России, которые определяют как развитие отдельных отраслей, так и государственную политику в целом.
На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 года Заместитель Председателя Правительства РФ А. Р. Белоусов (в настоящее время — Министр обороны России) привел перечень мер, необходимых для достижения технологического суверенитета. К ним были отнесены государственный технологический заказ, соглашения между Правительством России и компаниями-лидерами, проекты-маяки и другие направления, которые в дальнейшем по лучили развитие.
Приоритетные направления проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации российской экономики определены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2023 г. № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета…». Требования и критерии как условия отнесения к проектам технологического суверенитета и закреплены в Таксономии проектов технологического суверенитета.
Еще одна важная веха — принятие 20 мая 2023 года «Концепции технологического развития на период до 2030 года». Концепция предусматривает пересмотр всех отраслевых стратегий и программ, а также указывает на необходимость мероприятий, которые должны быть реализованы в целях фокусировки системы подготовки кадров на технологических приоритетах и восполнения возникающих в связи с этим дефицитов.
УТОЧНЯЕМ ПРИОРИТЕТЫ
В вышеназванных документах 2023 года приводятся расширенные перечни направлений и технологий, наиболее значимых для обеспечения технологического суверенитета.
В «Концепции технологического развития…» представлен предварительный перечень сквозных технологий и технологических направлений. Они имеют межотраслевое назначение, обеспечивают создание инновационных продуктов и сервисов, а также оказывают существенное влияние на развитие экономики, радикально меняя существующие рынки и (или) способствуя формированию новых. Указывается, что сквозные технологии определяют перспективный облик экономики и от дельных отраслей в течение ближайших 10-15 лет.
Сквозные технологии — технологические направления (подготовлено Управлением стратегических исследований ИРПО на основании «Концепции технологического развития на период до 2030 года» )
В Таксономии проектов технологического суверенитета приведен развернутый перечень приоритетных технологий, определяющих наиболее значимые направления развития.
Приоритетные технологии — направления проектов технологического суверенитета (подготовлено Управлением стратегических исследований ИРПО на основании Постановления Правительства России «Об утверждении приоритетных направлений…» )
Перечень проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики формирует государственная корпорация развития ВЭБ.РФ в порядке, определенном приказом Минэкономразвития России от 30.05.2023 № 361 «Об утверждении формы и порядка ведения государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ».
Первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко уточняет, что «самая популярная пока история — предприятия судостроительной и портовой инфраструктуры. Остальные проекты — разнородные и из других отраслей машиностроения, включая энергетику, прибо ростроение, инфраструктурные проекты».
«Указанные меры задают общие контуры и направления возможного спроса на кадры для обеспечения технологического суверенитета, однако оценка актуального и перспективного спроса экономики на кадры в обсуждаемом контексте требует нашего отдельного внимания и детального анализа», – подчеркивает ректор ИРПО С. М. Кожевников.