Участники экспертной дискуссии обсудили ключевые инструменты педагогического образования в системе СПО: федеральный проект «Профессионалитет», Ядро среднего профессионального педагогического образования, государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена, соревнования по профессиональному мастерству, Всероссийский конкурс «Мастер года».
Проректор Института развития профессионального образования Светлана Наумова подчеркнула, что современный педагогический колледж – это особая образовательная среда, в которой объединены традиционные педагогические практики, современные методы обучения и новые форматы взаимодействия с работодателями.
Она обратила внимание на то, что система среднего профессионального образования характеризуется вариативностью формирования образовательных программ. Каждая образовательная программа, включая педагогические, уникальна и адаптирована к конкретному региону и потребностям будущих работодателей. При этом выстроить единую систему подготовки педкадров для страны помогает Ядро среднего профессионального педагогического образования.
«Важно отметить, что каждая программа разрабатывается с учетом единых Федеральных государственных образовательных стандартов. Требования к качеству педагогов, которые приходят в образовательные организации страны, включая детские сады, школы и учреждения профессионального образования, должны быть едиными. Для достижения этих целей профессиональное сообщество, в которое входят представители ведущих педагогических колледжей, договорились о создании Ядра среднего профессионального педагогического образования. Суть этого Ядра заключается в том, что, независимо от колледжа и специальности, у каждого будущего педагога и воспитателя есть обязательный набор дисциплин с единым содержанием», – заявила Светлана Наумова.
Она уточнила, что все студенты изучают такие дисциплины, как основы педагогики, основы психологии, основы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, информатику и компьютерные технологии в профессиональной деятельности, проектную и исследовательскую деятельность.
Вне зависимости от специальности, все получают единый объем знаний, умений и навыков, что позволяет гарантировать высокое качество подготовки педагогов для школ и детских садов.
Светлана Наумова также отметила актуальность проведения итоговой аттестации будущих педагогов в формате демонстрационного экзамена.
«Это не экзаменационные билеты, здесь невозможно что-то выучить за короткий срок – это навыки, которые студенты получают с самого начала обучения. Сам процесс экзамена четко регламентирован, экспертами выступают действующие педагоги, а выпускники получают цифровой паспорт компетенций, где прописаны их результаты по различным критериям. Эти паспорта доступны на сайте оператора проекта – ИРПО. Таким образом работодатели могут «познакомиться» с со своими сотрудниками заранее, узнать их сильные стороны и понять, где молодым специалистам нужна поддержка», – пояснила проректор ИРПО.
Модератор беседы, советник ректора ИРПО Ольга Суханова напомнила, что в рамках федерального проекта «Профессионалитет» кластеры объединяют в себе образовательные организации, региональные органы исполнительной власти и работодателей (в том числе школы и детские сады).
«В России более 600 колледжей готовят воспитателей и учителей начальных классов, а для отрасли «Педагогика» в рамках федерального проекта «Профессионалитет» создано 43 кластера на территории 37 субъектов Российской Федерации», – отметила Ольга Суханова.
Экспертный диалог продолжил серию мероприятий по сопровождению работы педагогических колледжей. Инициатор и организатор этой многоаспектной работы – Институт развития профессионального образования при поддержке Минпросвещения России.
«Подобные экспертно-методические встречи помогают нам обмениваться опытом, тиражировать передовые практики, сообща развивать единое образовательное пространство на площадках педагогических колледжей», – заключила Ольга Суханова.