«Я понял, как учитель важен для общества, для страны»

«Я понял, как учитель важен для общества, для страны»

«В моей семье шесть учителей, но я никогда не думал, что стану седьмым. Все поменял год ковида – я понял, как учитель важен для общества, для страны, и сделал свой выбор».

Минпросвещения России объявило о старте всероссийской акции «Скажи спасибо педагогу и наставнику» в рамках Года педагога и наставника

Мы узнали у Сергея Седельникова, учителя информатики московской Школы № 167 им. Маршала Л.А. Говорова, о его наставнике и о том, какие педагогические методы он использует, чтобы вдохновлять ребят на пути к знаниям.

Школа № 167 участвует в проекте #Инженерные_классы. Ребята могут выбрать авиастроительный профиль. Проект по созданию инженерных классов запущен Министерством просвещения РФ по поручению Президента России. В настоящий момент открыто 93 класса авиастроительного профиля в 16 субъектах РФ, в классах обучается 2 158 школьников. Федеральный оператор проекта — Институт развития профессионального образования.

– Наставниками рождаются или становятся?

– Наставниками становятся. Всегда есть исключения, но в большинстве случаев – становятся. Ведь наставничество – это и передача личного опыта. Опыт приходит к нам с работой, мы проходим этапы становления от начинающего до профессионала. Нельзя пройти этот путь, однажды проснувшись профессионалом. Надо им стать, заработав свой профессионализм наставника наравне с мастерством по своему предмету.

– Наставник и воспитатель – это мягкие навыки педагога наравне с жестким навыком – преподавание дисциплины. Обучаете ли Вы таким навыкам своих учеников? Какие педагогические методы Вы для этого используете?

– Да, обучение через взаимодействие и делегирование небольших задач. Наш кружок робототехники, пожалуй, хороший пример обучения через взаимодействие и делегирование. Старшие и опытные ребята помогают младшим, начинающим. А младшие смотрят на старших, на то, что они могут, и вовлекаются еще сильнее. Вначале старшие ребята не понимали, зачем это нужно, но теперь сами с удовольствием делятся опытом и «наставничают»: им нравится быть «заместителями» педагога в небольших вопросах, чувствовать свою важность в общем деле.

– Какими навыками, на Ваш взгляд, должен обладать ученик, для которого Вы стали наставником?

– «Терпение и труд все перетрут» – известная мудрость. Не отступать перед трудностями, быть терпеливым и трудолюбивым. Как наставник я помогу двигаться дальше.

– Какие жизненные уроки Вы могли бы передать подрастающему поколению?

– Передаю те, что ребята могут воспринять, пройти сами на этом этапе жизненного пути. Рассказываю, как сам учился в школе, участвовал в олимпиадах и конкурсах, какие трудности были и что помогло их преодолеть.

– В чем особенности Вашего педагогического мастерства?

– Особенность мастерства можно передать одной фразой: «не для школы, а для жизни мы учимся». Это кредо идет со мной по жизни с момента окончания университета – Высшей школы экономики. Стараюсь передавать свои навыки, знания, модели поведения, нравственные ориентиры, ценности ученикам, чтобы они применяли их в жизни.

– Как Вы пришли в педагогику?

– В моей семье шесть учителей, но я никогда не думал, что стану седьмым. Да, в аспирантуре я преподавал, но в небольшом объеме, а после защиты диссертации прекратил это делать и сфокусировался на работе. Трудился в крупных компаниях – занимался информационными технологиями, программированием, аналитикой, руководил проектами. Постепенно внутри формировалось желание сменить офис на другое занятие. Все поменял год ковида – я понял, как учитель важен для общества, для страны, и сделал свой выбор. Не ошибся. Отдача от учеников, их успехи, благодарные взгляды – все это приносит мне счастье и удовлетворение.

– У Вас были наставники?

– Да, замечательный наставник. Профессор Виктор Алексеевич Каштанов. Уникальный человек, создатель научной школы «Теория случайных процессов, математической теории надежности и эффективности сложных систем».

Профессор Каштанов является учеником Андрея Николаевича Колмогорова. На этом можно остановиться, так как сразу становится ясно, о человеке какого масштаба идет речь. Но вместе со всей научной значимостью профессора Каштанова меня всегда поражала его работа с учениками. Отеческая, требовательная, строгая, но одновременно добрая и позитивная, с улыбкой и человеческим отношением. Вспомню один случай, произошедший со мной во время обучения. Однажды в университете перед входом в аудиторию я понял, что забыл закрыть дверь в квартиру. У нас был сложный предмет, и посещаемость всегда контролировалась. Я разволновался. Что делать? Я решил подойти и объяснить ситуацию. Виктор Алексеевич улыбнулся и рассказал, что однажды тоже забыл закрыть дверь. Сказал, что ему повезло, так как квартира была на последнем этаже, и никто там не ходил. Но он все равно торопился домой через весь город. В итоге Виктор Алексеевич отпустил меня с занятия и дал возможность потом наверстать упущенное. Выделил время, объяснил, несмотря на всю свою занятость. Можно еще много хорошего, отеческого вспомнить про профессора Каштанова.

– Поддерживаете ли Вы общение со своими наставниками?

– Да. После окончания университета я обращался к Виктору Алексеевичу, и он всегда откликался. Интервью – хороший повод вспомнить и поблагодарить своего наставника. Хочу пожелать ему крепкого здоровья и всего самого лучшего, так как скоро он отметит 90-летний юбилей!

Другие события

К Чемпионатному движению присоединились восемь предприятий-партнеров

К Чемпионатному движению присоединились восемь предприятий-партнеров

16 апреля в павильоне 57 на ВДНХ состоялась встреча по развитию Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. На мероприятии между Институтом развития профессионального образования и восемью предприятиями были подписаны соглашения о сотрудничестве.

Единый день открытых дверей пройдет в 370 кластерах «Профессионалитета»

Единый день открытых дверей пройдет в 370 кластерах «Профессионалитета»

20 апреля в 370 кластерах федерального проекта «Профессионалитет», объединяющего колледжи, техникумы и ведущие российские предприятия, состоится Единый день открытых дверей. Школьники, их родители и педагоги смогут познакомиться с востребованными рабочими профессиями, возможностями обучения по практико-ориентированным образовательным программам и способами трудоустройства в ведущие компании страны.

В федеральных округах начались сессии по организации и проведению демонстрационного экзамена

В федеральных округах начались сессии по организации и проведению демонстрационного экзамена

С 15 апреля стартовали окружные сессии по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена. Мероприятия будут проходить во всех федеральных округах РФ.

В 2024 году более 137 тысяч специалистов станут выпускниками проекта «Профессионалитет»

В 2024 году более 137 тысяч специалистов станут выпускниками проекта «Профессионалитет»

На Международной выставке-форуме «Россия» в рамках Дня национальных приоритетов «Кадры» прошла пленарная сессия «Возможности будущего: Кадры». Ее участники обсудили актуальные вызовы современной экономики в части подготовки востребованных кадров, а также выстраивание системы образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Представители шести колледжей и техникумов России участвуют в Международном фестивале профмастерства «Лесные игры»

Представители шести колледжей и техникумов России участвуют в Международном фестивале профмастерства «Лесные игры»

Мероприятие проходит с 8 по 12 апреля в городе Полоцке Республики Беларусь. В соревнованиях участвуют юноши и девушки от 16 лет, получающие образование по специальности «Лесное хозяйство» профессии «Вальщик леса». Кроме конкурсной части, на фестивале организованы международная стажировка для преподавателей и культурная программа.

Сергей Кравцов, Глеб Никитин и руководители ИРПО посетили технопарк в Нижнем Новгороде

Сергей Кравцов, Глеб Никитин и руководители ИРПО посетили технопарк в Нижнем Новгороде

8 апреля министр просвещения РФ Сергей Кравцов, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и делегация ИРПО во главе с ректором Сергеем Кожевниковым осмотрели комплекс федерального технопарка профессионального образования в Нижнем Новгороде. 



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных