«Я понял, как учитель важен для общества, для страны»

«Я понял, как учитель важен для общества, для страны»

«В моей семье шесть учителей, но я никогда не думал, что стану седьмым. Все поменял год ковида – я понял, как учитель важен для общества, для страны, и сделал свой выбор».

Минпросвещения России объявило о старте всероссийской акции «Скажи спасибо педагогу и наставнику» в рамках Года педагога и наставника

Мы узнали у Сергея Седельникова, учителя информатики московской Школы № 167 им. Маршала Л.А. Говорова, о его наставнике и о том, какие педагогические методы он использует, чтобы вдохновлять ребят на пути к знаниям.

Школа № 167 участвует в проекте #Инженерные_классы. Ребята могут выбрать авиастроительный профиль. Проект по созданию инженерных классов запущен Министерством просвещения РФ по поручению Президента России. В настоящий момент открыто 93 класса авиастроительного профиля в 16 субъектах РФ, в классах обучается 2 158 школьников. Федеральный оператор проекта — Институт развития профессионального образования.

– Наставниками рождаются или становятся?

– Наставниками становятся. Всегда есть исключения, но в большинстве случаев – становятся. Ведь наставничество – это и передача личного опыта. Опыт приходит к нам с работой, мы проходим этапы становления от начинающего до профессионала. Нельзя пройти этот путь, однажды проснувшись профессионалом. Надо им стать, заработав свой профессионализм наставника наравне с мастерством по своему предмету.

– Наставник и воспитатель – это мягкие навыки педагога наравне с жестким навыком – преподавание дисциплины. Обучаете ли Вы таким навыкам своих учеников? Какие педагогические методы Вы для этого используете?

– Да, обучение через взаимодействие и делегирование небольших задач. Наш кружок робототехники, пожалуй, хороший пример обучения через взаимодействие и делегирование. Старшие и опытные ребята помогают младшим, начинающим. А младшие смотрят на старших, на то, что они могут, и вовлекаются еще сильнее. Вначале старшие ребята не понимали, зачем это нужно, но теперь сами с удовольствием делятся опытом и «наставничают»: им нравится быть «заместителями» педагога в небольших вопросах, чувствовать свою важность в общем деле.

– Какими навыками, на Ваш взгляд, должен обладать ученик, для которого Вы стали наставником?

– «Терпение и труд все перетрут» – известная мудрость. Не отступать перед трудностями, быть терпеливым и трудолюбивым. Как наставник я помогу двигаться дальше.

– Какие жизненные уроки Вы могли бы передать подрастающему поколению?

– Передаю те, что ребята могут воспринять, пройти сами на этом этапе жизненного пути. Рассказываю, как сам учился в школе, участвовал в олимпиадах и конкурсах, какие трудности были и что помогло их преодолеть.

– В чем особенности Вашего педагогического мастерства?

– Особенность мастерства можно передать одной фразой: «не для школы, а для жизни мы учимся». Это кредо идет со мной по жизни с момента окончания университета – Высшей школы экономики. Стараюсь передавать свои навыки, знания, модели поведения, нравственные ориентиры, ценности ученикам, чтобы они применяли их в жизни.

– Как Вы пришли в педагогику?

– В моей семье шесть учителей, но я никогда не думал, что стану седьмым. Да, в аспирантуре я преподавал, но в небольшом объеме, а после защиты диссертации прекратил это делать и сфокусировался на работе. Трудился в крупных компаниях – занимался информационными технологиями, программированием, аналитикой, руководил проектами. Постепенно внутри формировалось желание сменить офис на другое занятие. Все поменял год ковида – я понял, как учитель важен для общества, для страны, и сделал свой выбор. Не ошибся. Отдача от учеников, их успехи, благодарные взгляды – все это приносит мне счастье и удовлетворение.

– У Вас были наставники?

– Да, замечательный наставник. Профессор Виктор Алексеевич Каштанов. Уникальный человек, создатель научной школы «Теория случайных процессов, математической теории надежности и эффективности сложных систем».

Профессор Каштанов является учеником Андрея Николаевича Колмогорова. На этом можно остановиться, так как сразу становится ясно, о человеке какого масштаба идет речь. Но вместе со всей научной значимостью профессора Каштанова меня всегда поражала его работа с учениками. Отеческая, требовательная, строгая, но одновременно добрая и позитивная, с улыбкой и человеческим отношением. Вспомню один случай, произошедший со мной во время обучения. Однажды в университете перед входом в аудиторию я понял, что забыл закрыть дверь в квартиру. У нас был сложный предмет, и посещаемость всегда контролировалась. Я разволновался. Что делать? Я решил подойти и объяснить ситуацию. Виктор Алексеевич улыбнулся и рассказал, что однажды тоже забыл закрыть дверь. Сказал, что ему повезло, так как квартира была на последнем этаже, и никто там не ходил. Но он все равно торопился домой через весь город. В итоге Виктор Алексеевич отпустил меня с занятия и дал возможность потом наверстать упущенное. Выделил время, объяснил, несмотря на всю свою занятость. Можно еще много хорошего, отеческого вспомнить про профессора Каштанова.

– Поддерживаете ли Вы общение со своими наставниками?

– Да. После окончания университета я обращался к Виктору Алексеевичу, и он всегда откликался. Интервью – хороший повод вспомнить и поблагодарить своего наставника. Хочу пожелать ему крепкого здоровья и всего самого лучшего, так как скоро он отметит 90-летний юбилей!

Другие события

Финалистов и призеров конкурса «Мастер года» наградили призами от компаний-партнеров

Финалистов и призеров конкурса «Мастер года» наградили призами от компаний-партнеров

Завершился финальный этап конкурса «Мастер года»: 89 победителей региональных этапов – преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования – соревновались в мастерстве и демонстрировали свои лучшие педагогические методики. В этом году партнерами конкурса стали более 30 компаний и предприятий.

Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС: выбор общих путей и технологий развития.

Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС: выбор общих путей и технологий развития.

3 октября 2024 года на базе Института развития профессионального образования участники международной координационной рабочей группы Альянса БРИКС в области технического и профессионального образования и подготовки (BRICS-TCA) провели встречу, на которой обсудили особенности структуры профессионального образования Бразилии, Российской Федерации, Индии и Южно-Африканской Республики. Встреча прошла в рамках проведения международного исследования «Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС».

В День СПО Владимир Путин посетил первую площадку практической подготовки колледжей Москвы в индустриальном парке «Руднево»

В День СПО Владимир Путин посетил первую площадку практической подготовки колледжей Москвы в индустриальном парке «Руднево»

Президент России Владимир Путин принял участие в открытии первой площадки практической подготовки колледжей Москвы, созданной на территории индустриального парка «Руднево». Мероприятие приурочено ко Дню среднего профессионального образования, который отмечается 2 октября.

Дмитрий Медведев из Курской области стал победителем конкурса «Мастер года» в 2024 году

Дмитрий Медведев из Курской области стал победителем конкурса «Мастер года» в 2024 году

В День среднего профессионального образования в Тюмени назвали имя победителя Всероссийского конкурса педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». Им стал преподаватель Курского автотехнического колледжа Дмитрий Медведев. Организаторы конкурса - Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования.

Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»

Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»

Институт развития профессионального образования — единственный оператор системных проектов развития среднего профессионального образования, площадка для подготовки кадрового потенциала для суверенной экономики.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов поздравил с Днём среднего профессионального образования

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов поздравил с Днём среднего профессионального образования

С Днём среднего профессионального образования поздравляет Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов. Он рассказал, каких результатов достигла система СПО в 2024 году, пожелал успехов студентам и педагогам.

Опубликованы комплекты оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году

Опубликованы комплекты оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году

Для проведения государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации по программам среднего профессионального образования в формате демонстрационного экзамена в 2025 году разработан 531 оценочный материал по 296 профессиям и специальностям, которые относятся к 349 федеральным образовательным стандартам.

Лучшие практики проекта «Профессионалитет» распространяются в медицинских колледжах

Лучшие практики проекта «Профессионалитет» распространяются в медицинских колледжах

В Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Специалисты среднего звена в медицине и фармации: подготовка, аккредитация и трудовая деятельность». Мероприятие проводилось для определения направлений развития системы подготовки медицинских кадров среднего звена в стране. Организаторами выступили Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому образованию» Министерства здравоохранения Российской Федерации и Институт развития профессионального образования.

Названы десять призеров конкурса «Мастер года»

Названы десять призеров конкурса «Мастер года»

Эксперты выбрали десять призеров финального этапа Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». Конкурсанты, попавшие в десятку, завершили с самыми высокими баллами два испытания: «Конкурс образовательных кейсов» и «Открытый урок». Организаторы конкурса – Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования.

В Тюмени преподаватели, работодатели и эксперты обсудили, как система СПО влияет на развитие экономики страны

В Тюмени преподаватели, работодатели и эксперты обсудили, как система СПО влияет на развитие экономики страны

В Тюмени продолжается финальный этап Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». В Тюменском Технопарке стартовала деловая программа, которая объединила конкурсантов, экспертов, работодателей – партнеров системы СПО, сотрудников колледжей и техникумов и региональных образовательных ведомств.



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных