Союз России и Беларуси – за реформирование системы СПО

Союз России и Беларуси – за реформирование системы СПО

Об успехах проекта «Профессионалитет» знают и в России, и за рубежом. Артем Мельник, член Комиссии Молодежной палаты по образованию и науке Парламентского Собрания союза Беларуси и России, преподаватель Минского государственного политехнического колледжа, следил за продвижением проекта из Минска. Командировку в Москву, которая изначально была запланирована для участия в очередной сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России в Госдуме, Артем объединил с посещением Института развития профессионального образования. Ему было очень интересно узнать из первых уст, как работает флагманский проект.

Теплый прием в Институте оказали Дмитрий Ковалев, проректор, отвечающий за содержание образовательных программ, и Юлия Маркелова, начальник отдела международного и межрегионального взаимодействия.

Артем Мельник рассказал, что в колледже, в котором он преподает, в основном готовят специалистов для отрасли машиностроения и маркетологов. Он знает проблемы синхронизации образования с производственными запросами изнутри. Полгода назад он вошел в Комиссию Молодежной палаты по образованию и науке при Парламентском Собрании России и Беларуси. Сейчас он заинтересован в сотрудничестве с передовым оператором проектов- локомотивов изменений в системе СПО, который реализует государственную политику в сфере среднего профессионального образования в России. В сетевом взаимодействии помощь предложила Юлия Маркелова.

«Кластерное взаимодействие пока только на стадии зарождения. Я изучал опыт Витебской области – кластер фармацевтической области, Гомельской области – нефтепереработка, Полесского региона – зеленая экология, проект с Гомельским государственным университетом. Ваши успехи впечатляют. В планах – налаживание взаимодействия», – отметил делегат.

Представителя Республики Беларусь заинтересовали механизмы работы кластеров Профессионалитета. Как студенты комбинируют освоение теории и практики? Кто обучает ребят на предприятии? Каков процент трудоустройства по специальности и помогают ли в поиске работы студентам, которые учатся на платном отделении? Эти и многие другие вопросы задавал Артем Мельник. О лучших практиках ИРПО рассказывал Дмитрий Ковалев.

«В рамках Профессионалитета студенты знакомятся с рабочим местом уже на первом курсе, если это не противоречит требованиям безопасности. Мы привлекаем в учебный процесс как можно больше предприятий, работники обучают ребят пользоваться оборудованием. Те, кто не имеет педагогического образования, проходят профессиональную переподготовку. Программы в среднем рассчитаны на год, чаще всего обучение ведется в дистанционном формате так, чтобы они не отрывались от производства», – рассказал Дмитрий Ковалев.

По словам спикера ИРПО, единый федеральный государственный образовательный стандарт Профессионалитета будет включать в себя набор востребованных профессий и специальностей. Наиболее эффективные программы будут передаваться от региона к региону. В качестве примера Ковалев привел кластер «Машиностроение», созданный на базе подмосковного колледжа «Энергия». Его опыт может тиражироваться на все регионы России, точно такой же механизм может применяться и в Беларуси, заверили стороны.

Одна из насущных проблем синхронизации производственного и образовательного процесса – поиск общего языка. В профессиях есть трудовые функции, которые обозначены на языке работодателей, а в образовательной среде говорят о видах деятельности. Терминология различается.

«Задача – перевести это как можно более точно, чтобы ничего не потерялось, и чтобы профессиональные компетенции встроились в учебный план под потребность работодателя. В 2022 году было разработано 347 примерных образовательных программ, на их базе, 90% содержания, были доработаны основные – они уже размещены на сайтах колледжей. В разработке материалов мы опирались на конструктор компетенций. Это цифровая среда, которая помогает адаптировать программы под предприятия. Программы требуется обновлять раз в год, поэтому цифровое решение очень полезно», – пояснил проректор.

За содержания образовательных программ отвечают Федеральные учебно-методические объединения СПО, для максимального соответствия производству их верифицируют Советы по профессиональным квалификациям (входят в Национальное Агентство Развития Квалификаций).

Первые – структура Минпросвещения России, вторые – Минтруда. Совместные усилия помогают добиться положительных результатов. Тем не менее, Ковалев уверен, что у коллег из Республиканского института развития профессионального образования методическая работа выстроена более четко.

«Я вижу, что нам нравятся какие-то моменты у нас, а нам нравятся какие-то моменты у вас. К вашей систематичности в вопросах методической работы мы только стремимся. Уверен, что это может стать поводом для симбиоза, обмена лучшими практиками. Взаимное рецензирование программ – общая задача, поставленная руководителями Институтов в России и Беларуси, на следующий год. Думаю, у нас все получится», – подытожил Ковалев.

Коллеги поблагодарили друг друга за позитивную встречу. Проректор Дмитрий Ковалев вручил Артему Мельнику памятный новогодний подарок с символикой Института развития профессионального образования.

Другие события

Всероссийский съезд наставников начал работу в технопарке Калуги

Всероссийский съезд наставников начал работу в технопарке Калуги

На базе Федерального технопарка профессионального образования в Калуге 26-27 июля проходит Всероссийский съезд наставников. Событие собрало более 350 участников со всей страны, которые в течение двух дней участвуют в проектно-аналитических сессиях, мастер-классах и панельных дискуссиях.

Более 4 тысяч педагогов и методистов пройдут стажировки на предприятиях в рамках федерального проекта «Профессионалитет»

Более 4 тысяч педагогов и методистов пройдут стажировки на предприятиях в рамках федерального проекта «Профессионалитет»

Более 4 000 педагогических работников колледжей, модернизируемых в рамках федерального проекта «Профессионалитет» в 2024 году, примут участие в стажировках на предприятиях федерального проекта «Профессионалитет» в 58 регионах страны. Педагоги познакомятся с современным оборудованием и технологиями производства, изучат процессы организации деятельности более чем на 90 площадках. Программы обучения реализуются Институтом развития профессионального образования по 19 отраслям экономики.

Стартовал уникальный всероссийский опрос абитуриентов и их родителей!

Стартовал уникальный всероссийский опрос абитуриентов и их родителей!

ИРПО проводит опрос абитуриентов и их родителей о системе СПО

Первый Всероссийский съезд наставников пройдет в Калуге

Первый Всероссийский съезд наставников пройдет в Калуге

Он состоится с 26 по 27 июля на базе Федерального технопарка профессионального образования в Калуге и объединит ведущих экспертов в области наставничества.

Более 6 тысяч человек участвуют в мероприятиях итогового этапа Чемпионатного движения по профессиональному мастерству

Более 6 тысяч человек участвуют в мероприятиях итогового этапа Чемпионатного движения по профессиональному мастерству

В России продолжается итоговый (межрегиональный) этап Чемпионатного движения по профессиональному мастерству. В нем принимают участие более 4 500 студентов учреждений среднего профессионального образования (СПО) и свыше 1 500 школьников из 89 субъектов страны.

Стартует конкурс цифрового образовательного контента для кластеров «Профессионалитета»!

Стартует конкурс цифрового образовательного контента для кластеров «Профессионалитета»!

Главная цель конкурса – создание образовательных технологий, которые помогают оптимизировать учебную деятельность обучающихся за счет структурирования информации, четкости изложения материалов и внедрения мультимедийных элементов. Конкурс проводится в рамках Федерального проекта «Профессионалитет».

Представители ИРПО приняли участие в стратегической сессии по развитию Чемпионатного движения

Представители ИРПО приняли участие в стратегической сессии по развитию Чемпионатного движения

В Федеральном технопарке профессионального образования в Калуге в период с 4 по 6 июля состоялась стратегическая сессия «Развитие Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству до 2030 года».

Более 5 тысяч педагогов повысят квалификацию по компетенциям Чемпионатного движения по профессиональному мастерству

Более 5 тысяч педагогов повысят квалификацию по компетенциям Чемпионатного движения по профессиональному мастерству

В 2024 году педагоги со всей страны повышают квалификацию по 110 компетенциям Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству.

Проректор ИРПО поучаствовал в панельной дискуссии на Российской креативной неделе

Проректор ИРПО поучаствовал в панельной дискуссии на Российской креативной неделе

«Может ли современная школа развивать креативные навыки учеников?» – главный вопрос панельной дискуссии, которая состоялась в рамках Российской креативной недели в Москве. Что думают на этот счёт эксперты?

Стратегическая сессия Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству стартовала в Калуге

Стратегическая сессия Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству стартовала в Калуге

На площадке Федерального технопарка профессионального образования в Калуге с 4 по 6 июля проходит стратегическая сессия «Развитие Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству до 2030 года». В мероприятии принимает участие более 300 человек, в том числе представители Министерства просвещения Российской Федерации, Института развития профессионального образования, ГК «Росатом», «АО «ОЭЗ ППТ «АЛАБУГА», ООО «1С», АО «АСКОН» и других предприятий-партнеров, представители органов власти субъектов, члены экспертного сообщества.



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных