Союз России и Беларуси – за реформирование системы СПО

Союз России и Беларуси – за реформирование системы СПО

Об успехах проекта «Профессионалитет» знают и в России, и за рубежом. Артем Мельник, член Комиссии Молодежной палаты по образованию и науке Парламентского Собрания союза Беларуси и России, преподаватель Минского государственного политехнического колледжа, следил за продвижением проекта из Минска. Командировку в Москву, которая изначально была запланирована для участия в очередной сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России в Госдуме, Артем объединил с посещением Института развития профессионального образования. Ему было очень интересно узнать из первых уст, как работает флагманский проект.

Теплый прием в Институте оказали Дмитрий Ковалев, проректор, отвечающий за содержание образовательных программ, и Юлия Маркелова, начальник отдела международного и межрегионального взаимодействия.

Артем Мельник рассказал, что в колледже, в котором он преподает, в основном готовят специалистов для отрасли машиностроения и маркетологов. Он знает проблемы синхронизации образования с производственными запросами изнутри. Полгода назад он вошел в Комиссию Молодежной палаты по образованию и науке при Парламентском Собрании России и Беларуси. Сейчас он заинтересован в сотрудничестве с передовым оператором проектов- локомотивов изменений в системе СПО, который реализует государственную политику в сфере среднего профессионального образования в России. В сетевом взаимодействии помощь предложила Юлия Маркелова.

«Кластерное взаимодействие пока только на стадии зарождения. Я изучал опыт Витебской области – кластер фармацевтической области, Гомельской области – нефтепереработка, Полесского региона – зеленая экология, проект с Гомельским государственным университетом. Ваши успехи впечатляют. В планах – налаживание взаимодействия», – отметил делегат.

Представителя Республики Беларусь заинтересовали механизмы работы кластеров Профессионалитета. Как студенты комбинируют освоение теории и практики? Кто обучает ребят на предприятии? Каков процент трудоустройства по специальности и помогают ли в поиске работы студентам, которые учатся на платном отделении? Эти и многие другие вопросы задавал Артем Мельник. О лучших практиках ИРПО рассказывал Дмитрий Ковалев.

«В рамках Профессионалитета студенты знакомятся с рабочим местом уже на первом курсе, если это не противоречит требованиям безопасности. Мы привлекаем в учебный процесс как можно больше предприятий, работники обучают ребят пользоваться оборудованием. Те, кто не имеет педагогического образования, проходят профессиональную переподготовку. Программы в среднем рассчитаны на год, чаще всего обучение ведется в дистанционном формате так, чтобы они не отрывались от производства», – рассказал Дмитрий Ковалев.

По словам спикера ИРПО, единый федеральный государственный образовательный стандарт Профессионалитета будет включать в себя набор востребованных профессий и специальностей. Наиболее эффективные программы будут передаваться от региона к региону. В качестве примера Ковалев привел кластер «Машиностроение», созданный на базе подмосковного колледжа «Энергия». Его опыт может тиражироваться на все регионы России, точно такой же механизм может применяться и в Беларуси, заверили стороны.

Одна из насущных проблем синхронизации производственного и образовательного процесса – поиск общего языка. В профессиях есть трудовые функции, которые обозначены на языке работодателей, а в образовательной среде говорят о видах деятельности. Терминология различается.

«Задача – перевести это как можно более точно, чтобы ничего не потерялось, и чтобы профессиональные компетенции встроились в учебный план под потребность работодателя. В 2022 году было разработано 347 примерных образовательных программ, на их базе, 90% содержания, были доработаны основные – они уже размещены на сайтах колледжей. В разработке материалов мы опирались на конструктор компетенций. Это цифровая среда, которая помогает адаптировать программы под предприятия. Программы требуется обновлять раз в год, поэтому цифровое решение очень полезно», – пояснил проректор.

За содержания образовательных программ отвечают Федеральные учебно-методические объединения СПО, для максимального соответствия производству их верифицируют Советы по профессиональным квалификациям (входят в Национальное Агентство Развития Квалификаций).

Первые – структура Минпросвещения России, вторые – Минтруда. Совместные усилия помогают добиться положительных результатов. Тем не менее, Ковалев уверен, что у коллег из Республиканского института развития профессионального образования методическая работа выстроена более четко.

«Я вижу, что нам нравятся какие-то моменты у нас, а нам нравятся какие-то моменты у вас. К вашей систематичности в вопросах методической работы мы только стремимся. Уверен, что это может стать поводом для симбиоза, обмена лучшими практиками. Взаимное рецензирование программ – общая задача, поставленная руководителями Институтов в России и Беларуси, на следующий год. Думаю, у нас все получится», – подытожил Ковалев.

Коллеги поблагодарили друг друга за позитивную встречу. Проректор Дмитрий Ковалев вручил Артему Мельнику памятный новогодний подарок с символикой Института развития профессионального образования.

Другие события

К Чемпионатному движению присоединились восемь предприятий-партнеров

К Чемпионатному движению присоединились восемь предприятий-партнеров

16 апреля в павильоне 57 на ВДНХ состоялась встреча по развитию Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. На мероприятии между Институтом развития профессионального образования и восемью предприятиями были подписаны соглашения о сотрудничестве.

Единый день открытых дверей пройдет в образовательно-производственных кластерах «Профессионалитета»

Единый день открытых дверей пройдет в образовательно-производственных кластерах «Профессионалитета»

20 апреля в 370 образовательно-производственных кластерах федерального проекта «Профессионалитет», объединяющего колледжи, техникумы и ведущие российские предприятия, состоится Единый день открытых дверей. Школьники, их родители и педагоги смогут познакомиться с востребованными рабочими профессиями, возможностями обучения по практико-ориентированным образовательным программам и способами трудоустройства в ведущие компании страны.

В федеральных округах начались сессии по организации и проведению демонстрационного экзамена

В федеральных округах начались сессии по организации и проведению демонстрационного экзамена

С 15 апреля стартовали окружные сессии по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена. Мероприятия будут проходить во всех федеральных округах РФ.

В 2024 году более 137 тысяч специалистов станут выпускниками проекта «Профессионалитет»

В 2024 году более 137 тысяч специалистов станут выпускниками проекта «Профессионалитет»

На Международной выставке-форуме «Россия» в рамках Дня национальных приоритетов «Кадры» прошла пленарная сессия «Возможности будущего: Кадры». Ее участники обсудили актуальные вызовы современной экономики в части подготовки востребованных кадров, а также выстраивание системы образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Представители шести колледжей и техникумов России участвуют в Международном фестивале профмастерства «Лесные игры»

Представители шести колледжей и техникумов России участвуют в Международном фестивале профмастерства «Лесные игры»

Мероприятие проходит с 8 по 12 апреля в городе Полоцке Республики Беларусь. В соревнованиях участвуют юноши и девушки от 16 лет, получающие образование по специальности «Лесное хозяйство» профессии «Вальщик леса». Кроме конкурсной части, на фестивале организованы международная стажировка для преподавателей и культурная программа.

Сергей Кравцов, Глеб Никитин и руководители ИРПО посетили технопарк в Нижнем Новгороде

Сергей Кравцов, Глеб Никитин и руководители ИРПО посетили технопарк в Нижнем Новгороде

8 апреля министр просвещения РФ Сергей Кравцов, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и делегация ИРПО во главе с ректором Сергеем Кожевниковым осмотрели комплекс федерального технопарка профессионального образования в Нижнем Новгороде. 

В Санкт-Петербурге наградили победителей чемпионата «Профессионалы»

В Санкт-Петербурге наградили победителей чемпионата «Профессионалы»

Торжественная церемония награждения победителей регионального этапа Всероссийского Чемпионата «Профессионалы» прошла в Санкт-Петербурге 5 апреля. 

В России впервые началось обучение экспертов-разработчиков оценочных материалов

В России впервые началось обучение экспертов-разработчиков оценочных материалов

Институт развития профессионального образования 3 апреля запустил программу повышения квалификации «Основы разработки оценочных материалов демонстрационного экзамена». Обучение проводится в рамках Школы подготовки экспертов в области качества профессионального образования «ПрофИнтенсив».

Представители России и Киргизии обсудили сотрудничество в сфере образования

Представители России и Киргизии обсудили сотрудничество в сфере образования

В Центре знаний «Машук» в Пятигорске Ставропольского края состоялся семинар-совещание Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства образования и науки Киргизской Республики. В мероприятии приняли участие руководители министерств Сергей Кравцов и Догдуркул Кендирбаева. Участники обсудили ключевые направления для разработки и реализации совместных проектов и программ Российской Федерации и Киргизской Республики в сфере образования.



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных