Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»

Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»

Институт развития профессионального образования — единственный оператор системных проектов развития среднего профессионального образования, площадка для подготовки кадрового потенциала для суверенной экономики.

Ректор ФГБОУ ДПО ИРПО Сергей Кожевников рассказал KP.RU о том, как ведется эта работа.

— Сергей Михайлович, какие шаги предпринимаются для развития системы среднего профессионального образования?

— Трансформация системы профессионального образования отвечает на актуальные вызовы сегодняшнего дня. Новые подходы к организации системы должны помочь закрывать кадровую потребность нашей экономики. Важнейшая из инициатив, реализуемых нашим институтом по поручению Минпросвещения России, подведомственным учреждением которого мы являемся, — федеральный проект «Профессионалитет». Как недавно отмечал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов: «„Профессионалитет“ дал огромный толчок к развитию всей системы среднего профессионального образования. Мы наблюдаем конкурс на некоторые специальности от 8 до 10 человек на место. Мы готовим именно под те задачи отрасли, которые необходимы, причем по нескольким специализациям». Речь идет о специалистах для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства, оборонно-промышленного комплекса, строительства, транспорта, атомной, химической и других отраслей. Мы отдаем приоритет компетенциям, которые лежат в основе технологического суверенитета и конкурентоспособности нашей страны.

— Каким образом определяются эти компетенции?

— Новые компетенции проходят апробацию на площадках Всероссийского чемпионатного движения, в рамках которого мы проводим чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий. Чемпионатное движение работает в связке с предприятиями-партнерами, их уже больше семи тысяч. Они обозначают, какие компетенции самые востребованные в индустрии, а мы вводим эти компетенции в соревнования. В этом году Чемпионат высоких технологий мы провели во второй раз, 21 сентября его финальный этап завершился в Великом Новгороде. Соревнования прошли по 12 компетенциям. У нас были конкурсанты и участники деловой программы из 81 региона России. В соревнованиях участвовали 137 конкурсантов, в том числе из шести иностранных государств. Церемонии открытия и закрытия финала посетили больше 12 тысяч человек, а трансляции мероприятий деловой программы собрали больше 400 тысяч просмотров. Мы видим, что с каждым годом масштаб чемпионатов только растет. Пользуясь случаем, приглашаю всех на финал чемпионата «Профессионалы», который пройдет 25–29 ноября в Санкт-Петербурге.

— Вы сказали о сотрудничестве чемпионатного движения с предприятиями-партнерами. Получается, что благодаря деятельности института как оператора чемпионатов они получают готовые кадры нужных им специальностей?

— Совершенно верно, наш институт выступает в роли экспертного агрегатора, точки взаимодействия государства и бизнеса в части подготовки кадров. Трансформация системы профессионального образования проводится нами в тесной связке с представителями индустрии. Я уже сказал, что предприятия-партнеры чемпионатного движения обозначают компетенции, по которым мы проводим соревнования Чемпионата высоких технологий. За каждой из компетенций стоят предприятия, которые помогали ее разрабатывать. Своим трудом в формировании компетенции они доказали право представлять ее в финале чемпионата, ведь это значит, что компетенция реально востребована в экономике и ее нужно интегрировать в систему профессионального образования. Некоторые из компетенций будут интегрированы в федеральные государственные образовательные стандарты, на основе наиболее востребованных Минпросвещения России будет утверждать новые ФГОС.

Предприятия участвуют не только в чемпионатном движении. Федеральный проект «Профессионалитет» дает возможность компаниям — партнерам проекта (а их уже больше 1 800) определять содержание образовательных программ, чтобы целенаправленно готовить работников для закрытия кадровой потребности своих предприятий. «Профессионалитет» позволяет работодателям участвовать в подготовке специалистов, которые ведут страну к технологическому лидерству в самых разных отраслях.

— Вы рассказываете о множестве проектов, которые институт курирует по всей России. Как специалистам системы среднего профессионального образования разобраться в них, где отыскать нужное для себя?

— Для этого мы по поручению Минпросвещения России каждый год организуем Форум среднего профессионального образования — единую дискуссионную площадку для представителей государства, бизнеса и педагогов. На форуме, который в этом году прошел 26–27 августа, были широко представлены наши коллеги из стран БРИКС и СНГ.

У нас была насыщенная деловая программа, эксперты делились опытом подготовки кадров. В работе форума очно приняли участие около 1 700 человек, среди которых было больше 200 экспертов. Уверен, участники получили бесценный опыт, кто-то нашел единомышленников, кто-то придумал совместные проекты.

— Президент России поставил задачу подготовить к 2028 году миллион специалистов рабочих профессий. Как выполняется эта задача?

— В прошлом учебном году 397 тысяч студентов системы среднего профессионального образования выпустились по более чем 280 ключевым специальностям. В этом году на эти специальности поступило больше 596 тысяч студентов, причем 68,9 % из них принято на бюджет. Это реальный показатель того, что трансформация системы профессионального образования является приоритетом государственной политики.

Кроме того, чтобы оценить реакцию студентов и их родителей на нашу работу, институт дистанционно провел в 82 регионах России опрос абитуриентов колледжей и их родителей (6 035 и 3 898 респондентов, соответственно). Опрос показал, что 73,8 % учащихся планируют работать по полученной специальности, а больше 66 % заявили, что им полностью хватило информации о колледже, куда они собрались поступать. При этом 50 % опрошенных студентов сказали, что принимали решение о поступлении сами, то есть мы принимаем на учебу информированных молодых людей, которые с уверенностью смотрят в будущее.
— Сергей Михайлович, какие шаги предпринимаются для развития системы среднего профессионального образования?

— Трансформация системы профессионального образования отвечает на актуальные вызовы сегодняшнего дня. Новые подходы к организации системы должны помочь закрывать кадровую потребность нашей экономики. Важнейшая из инициатив, реализуемых нашим институтом по поручению Минпросвещения России, подведомственным учреждением которого мы являемся, — федеральный проект «Профессионалитет». Как недавно отмечал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов: «„Профессионалитет“ дал огромный толчок к развитию всей системы среднего профессионального образования. Мы наблюдаем конкурс на некоторые специальности от 8 до 10 человек на место. Мы готовим именно под те задачи отрасли, которые необходимы, причем по нескольким специализациям». Речь идет о специалистах для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства, оборонно-промышленного комплекса, строительства, транспорта, атомной, химической и других отраслей. Мы отдаем приоритет компетенциям, которые лежат в основе технологического суверенитета и конкурентоспособности нашей страны.

Поэтому, резюмируя сказанное, могу подтвердить: мы не просто выполняем поручение главы государства, но и планируем гарантированно закрывать кадровую потребность нашей экономики в будущем.

Интервью полностью читайте по ссылке на сайте Комсомольской правды https://www.kp.ru/daily/27641/4992274/
 

Другие события

Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС: выбор общих путей и технологий развития.

Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС: выбор общих путей и технологий развития.

3 октября 2024 года на базе Института развития профессионального образования участники международной координационной рабочей группы Альянса БРИКС в области технического и профессионального образования и подготовки (BRICS-TCA) провели встречу, на которой обсудили особенности структуры профессионального образования Бразилии, Российской Федерации, Индии и Южно-Африканской Республики. Встреча прошла в рамках проведения международного исследования «Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС».

В День СПО Владимир Путин посетил первую площадку практической подготовки колледжей Москвы в индустриальном парке «Руднево»

В День СПО Владимир Путин посетил первую площадку практической подготовки колледжей Москвы в индустриальном парке «Руднево»

Президент России Владимир Путин принял участие в открытии первой площадки практической подготовки колледжей Москвы, созданной на территории индустриального парка «Руднево». Мероприятие приурочено ко Дню среднего профессионального образования, который отмечается 2 октября.

Дмитрий Медведев из Курской области стал победителем конкурса «Мастер года» в 2024 году

Дмитрий Медведев из Курской области стал победителем конкурса «Мастер года» в 2024 году

В День среднего профессионального образования в Тюмени назвали имя победителя Всероссийского конкурса педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». Им стал преподаватель Курского автотехнического колледжа Дмитрий Медведев. Организаторы конкурса - Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов поздравил с Днём среднего профессионального образования

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов поздравил с Днём среднего профессионального образования

С Днём среднего профессионального образования поздравляет Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов. Он рассказал, каких результатов достигла система СПО в 2024 году, пожелал успехов студентам и педагогам.

Опубликованы комплекты оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году

Опубликованы комплекты оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году

Для проведения государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации по программам среднего профессионального образования в формате демонстрационного экзамена в 2025 году разработан 531 оценочный материал по 296 профессиям и специальностям, которые относятся к 349 федеральным образовательным стандартам.

Названы десять призеров конкурса «Мастер года»

Названы десять призеров конкурса «Мастер года»

Эксперты выбрали десять призеров финального этапа Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». Конкурсанты, попавшие в десятку, завершили с самыми высокими баллами два испытания: «Конкурс образовательных кейсов» и «Открытый урок». Организаторы конкурса – Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования.

В Тюмени преподаватели, работодатели и эксперты обсудили, как система СПО влияет на развитие экономики страны

В Тюмени преподаватели, работодатели и эксперты обсудили, как система СПО влияет на развитие экономики страны

В Тюмени продолжается финальный этап Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». В Тюменском Технопарке стартовала деловая программа, которая объединила конкурсантов, экспертов, работодателей – партнеров системы СПО, сотрудников колледжей и техникумов и региональных образовательных ведомств.

«78% россиян заявили, что у них был или есть наставник». Развитие института наставничества обсудили на деловой программе финала конкурса «Мастер года»

«78% россиян заявили, что у них был или есть наставник». Развитие института наставничества обсудили на деловой программе финала конкурса «Мастер года»

Панельная дискуссия «Наставничество в системе среднего профессионального образования» прошла в рамках деловой программы финального этапа конкурса «Мастер года» в Тюмени. Дискуссию провела проректор Института развития профессионального образования Тамара Романова.

В Тюмени дан старт финальному этапу конкурса «Мастер года»

В Тюмени дан старт финальному этапу конкурса «Мастер года»

В Тюмени состоялась торжественная церемония открытия финального этапа Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года» 2024 года. В финале примут участие преподаватели и мастера производственного обучения колледжей и техникумов из 89 субъектов Российской Федерации. Организаторы конкурса – Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования, федеральным оператором выступает Институт развития профессионального образования.

Ко Дню среднего профессионального образования в России начинаются масштабные мероприятия

Ко Дню среднего профессионального образования в России начинаются масштабные мероприятия

В ТАСС 24 сентября состоялась пресс-конференция, посвященная проведению Дня среднего профессионального образования и финала Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года».



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных