В Москве прошло заседание Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по международному сотрудничеству (РСПП) «Развитие БРИКС новые возможности для российских промышленников». Одной из тем мероприятия стало обсуждение опыта российской системы среднего профессионального образования и тенденции ее развития.
Ректор Института развития профессионального образования Сергей Кожевников выступил с докладом, посвященным вкладу системы профессионального образования в развитие промышленности стран БРИКС.
Он напомнил, что в 2024 году Россия председательствует в Альянсе БРИКС в сфере технического и профессионального образования и подготовки.
«Особенностями развития системы профессионального образования в России являются востребованность у граждан и работодателей, а также значительная поддержка со стороны государства. В последние годы государство активно способствует модернизации системы среднего профессионального образования, ориентируя ее на потребности рынка труда. Яркий пример такой инициативы – федеральный проект «Профессионалитет». Этот проект вызывает высокий интерес у партнеров из Альянса БРИКС», – подчеркнул ректор ИРПО.
Сергей Кожевников в 2024 году возглавляет объединенный координационный комитет БРИКС в сфере технического и профессионального образования и подготовки от России. Он подчеркнул, что в странах БРИКС крепнет связь между организациями подготовки рабочих кадров и реальным сектором экономики.
Ректор ИРПО рассказал о проекте «Профессионалитет», ставшем катализатором создания новых структурных единиц в системе СПО – кластеров, которые объединяют работодателей и образовательные организации для совместной подготовки кадров. В настоящее время уже создано 370 кластеров, которые консолидировали усилия почти 1,3 тысяч колледжей и свыше 2 тысяч предприятий из 79 регионов России.
В рамках реализации проекта до 2030 года будет создано 940 кластеров, количество партнеров увеличится до 4 тысяч, а образовательных организаций – до 3 тысяч.
Ректор ИРПО представил также опыт работы Федеральных технопарков профессионального образования и обозначил основные направления взаимодействия системы технического профессионального образования и подготовки и реального сектора экономики в странах БРИКС, в том числе развитие программ ученичества и дуального образования, участие предприятий в формировании образовательных стандартов и актуализации программ, формирование ресурсной базы колледжей и специальных площадок для получения студентами практического опыта, применение программ долгосрочного кадрового планирования предприятий.