Общеобразовательные дисциплины в СПО: участники Методических недель теперь знают, как их преподавать будущим профессионалам

Общеобразовательные дисциплины в СПО: участники Методических недель теперь знают, как их преподавать будущим профессионалам

Более девяти тысяч педагогов, методистов, руководителей колледжей и техникумов, а также представителей региональной власти из 85 регионов страны приняли участие в Методических неделях общеобразовательной подготовки в СПО.

Профессиональное сообщество было вовлечено в широкую дискуссию о подходах к общеобразовательной подготовке в среднем профессиональном образовании с 23 января по 17 февраля.

В ходе пленарного заседания «Учет профессиональной направленности в общеобразовательной подготовке» участники проанализировали новые ФГОС среднего общего и профессионального образования и познакомились с методологией разработки обновленных программ среднего профессионального образования. Значительное внимание было уделено организации занятий по общеобразовательным дисциплинам одновременно с обучением по профессиональным модулям.

Галина Макеева, начальник Центра методического сопровождения СПО Института развития профобразования, уверена, что студенты должны осваивать оба модуля параллельно, начиная с первого курса.

«Ребята, которые раньше начали погружаться в профессию, быстрее понимают, как применять полученные знания в своей профессиональной деятельности. Поэтому параллельное изучение общеобразовательных предметов и специальности позволяет студентам в первый год обучения выстроить систему приоритетов. Они учатся эффективно использовать информацию, полученную при изучении общеобразовательных дисциплин в работе. Тем не менее, решение о комбинировании этих двух видов подготовки остается за профессиональной образовательной организацией», – отметила Галина Макеева.

Дидактические требования к электронным учебно-методическим комплексам (ЭУМК) обозначили на круглом столе «Подходы к интенсивной общеобразовательной подготовке». Организация познавательной деятельности с использованием технологий дистанционного и электронного обучения».

Екатерина Лавренова, кандидат педагогических наук, директор Института цифрового образования МГПУ, руководитель экспертной группы разработчиков методических материалов по математике, рассказала о ключевых метриках дистанционного обучения на примере своей дисциплины.

По ее мнению, показатели, которые нужно учитывать при организации обучения с применением дистанционных технологий, следующие:

  • Активность студента. Комплекс материалов должен стимулировать познавательную деятельность студентов на основе использования активных методов обучения.
  • Профессиональная направленность. Материалы должны быть ориентированы на выбранную студентом специальность, овладение необходимыми компетенциями благодаря выполнению практических заданий.
  • Актуальность и полнота информации. Электронный способ хранения данных позволяет постоянно обновлять информацию в ЭУМК.
  • Оптимизация учебного процесса. Преподаватель должен четко определить учебные цели и необходимое количество студенческих активностей для закрепления пройденного материала.
  • Комплексный характер. Комплекс материалов по дисциплине должен содержать методическое обеспечение ко всем видам и формам учебной деятельности студента.
  • Единство требований к структуре и оформлению. Оно позволит организовать междисциплинарные и межпредметные связи с электронными учебно-методическими материалами по другим дисциплинам.

Александр Молчанов, кандидат педагогических наук, советник ректора Института развития профессионального образования, сравнил традиционное и дистанционные обучение и на основе анализа предложил основные принципы интенсификации:

  • Индивидуальные траектории обучения (требуется высокий уровень осознанности у обучающихся).
  • Корректировка образовательных групп по уровню предметных знаний таким образом, чтобы педагог мог больше работать со студентами с низкими образовательными результатами.
  • «Перевернутый» класс: вся теория в онлайн, практика в аудитории.
  • Проектное обучение и, как следствие, обучение по запросу.
  • Обучение в малых группах с самоконтролем и самопроверкой.

«Чтение одинаковых лекций разным группам студентов как в аудитории – растрачивание сил педагога», – заявил Александр Молчанов.

О пользе проектной деятельности как способе достижения конкретного результата рассказала Евгения Миньяр-Белоручева, заместитель начальника Центра содержания и оценки качества СПО Института развития профобразования. В своем выступлении Евгения рассказала об общих компетенциях и метапредметных навыках. По ее мнению, современная экономика требует постоянного обновления знаний профессионалов любого уровня, что в свою очередь неотделимо от постоянной работы с информацией. Способность к самообразованию закладывается в средней школе, уверена методист.

Наиболее значимым документом, обсуждавшимся в ходе Методических недель, стал проект рекомендаций по получению среднего общего образования при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. Их представила Галина Макеева.

Другие специалисты Центра методического сопровождения СПО рассказали о подходах к формированию общеобразовательного цикла в образовательных программах СПО.

Алгоритм планирования реализации общеобразовательного цикла, который удалось выстроить на мероприятии:

  • Формирование междисциплинарных связей.
  • Работа с примерным учебным планом.
  • Распределение общеобразовательных дисциплин по семестрам.
  • Формирование моделей интеграции разных предметов для лучшего усвоения программы (преемственность, отбор содержания, комплексная оценка, реализация индивидуального проекта, бинарные занятия и т.д.).
  • Формирование учебного плана.

Всероссийская конференция «Актуальные вопросы общего образования в среднем профессиональном образовании», которая замкнула «Методические недели», была поделена на тематические секции:

  • Педагогические технологии, формы и методы преподавания общеобразовательных дисциплин в СПО (руководитель – Елена Комарницкая, кандидат педагогических наук, советник ректора Института развития профессионального образования).
  • Интеграция и интенсификация методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессионализации в рамках проекта «Профессионалитет» (руководитель – Елена Сафина, заместитель начальника Центра сопровождения проектов и программ развития системы СПО Института развития профобразования).
  • Актуальные вопросы реализации воспитательной деятельности в СПО (руководитель – Татьяна Питкиева, начальник отдела координации воспитательной деятельности в СПО Института развития профобразования).
  • Перспективы и риски цифровой трансформации среднего профессионального образования (руководитель – Роман Васильев, директор Института развития цифровых компетенций, руководитель проектов Казанского филиала Института развития профобразования).

Если у вас не было возможности посетить мероприятие, то со всеми материалами вы можете ознакомиться в группе Вконтакте Общеобразовательный блок СПО. Точки развития  

По всем вопросам, связанным с общеобразовательным циклом в СПО, можете писать на почту info@gosspo.ru, звонить по телефону +7 (495) 114-55-21 (добавочный 801) или обратиться в группу Вконтакте.

Другие события

Дальневосточный федеральный округ принял эстафету флага конкурса «Мастер года»

Дальневосточный федеральный округ принял эстафету флага конкурса «Мастер года»

Торжественная церемония состоялась в рамках закрытия Дальневосточного слета «Лидеры изменений СПО»

Новые задачи, идеи и инициативы: во Владивостоке завершил работу Дальневосточный слет «Лидеры изменений СПО»

Новые задачи, идеи и инициативы: во Владивостоке завершил работу Дальневосточный слет «Лидеры изменений СПО»

Во Владивостоке состояласьторжественная церемония закрытия II Дальневосточного слета «Лидеры изменений СПО. Восточный маяк: открываем новые горизонты».

Наставничество в СПО обсудили на II Дальневосточном слете «Лидеры изменений СПО»

Наставничество в СПО обсудили на II Дальневосточном слете «Лидеры изменений СПО»

В рамках II Дальневосточного слета «Лидеры изменений СПО»: Восточный маяк: открываем новые горизонты» состоялся круглый стол «Наставничество в СПО. Путь в профессию. Опыт, традиции и перспективы», посвященный 85-летию системы профтехобразования. Модератором дискуссии выступила проректор Института развития профессионального образования Светлана Наумова.

Завершился курс повышения квалификации по программированию беспилотных авиационных систем

Завершился курс повышения квалификации по программированию беспилотных авиационных систем

Организатор – Институт развития профессионального образования

В России и за рубежом отмечается Международный день русского языка

В России и за рубежом отмечается Международный день русского языка

Праздник традиционно отмечается в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина

Поздравление Министра просвещения РФ Сергея Кравцова с Днем русского языка

Поздравление Министра просвещения РФ Сергея Кравцова с Днем русского языка

Поздравляю вас с Днем русского языка – праздником, который объединяет миллионы людей в нашей стране и за ее пределами.

Развитие межотраслевых проектов в туризме обсудили участники II Дальневосточного слета

Развитие межотраслевых проектов в туризме обсудили участники II Дальневосточного слета

Начальник Управления федерального проекта «Профессионалитет» Института развития профессионального образования Елена Сафина подчеркнула особую роль туризма в системе СПО

Кадры для техлидерства страны: главные тренды развития системы СПО обсудили во Владивостоке

Кадры для техлидерства страны: главные тренды развития системы СПО обсудили во Владивостоке

Ректор ИРПО выступил на пленарном заседании Дальневосточного слета «Лидеры изменений СПО»

На II Дальневосточном слете «Лидеры изменений СПО» обсудили построение бесшовной подготовки кадров для экономики

На II Дальневосточном слете «Лидеры изменений СПО» обсудили построение бесшовной подготовки кадров для экономики

Участниками мероприятия стали представители ИРПО, ЦОПП и образовательных организаций СПО

Иоанн Клиндухов представил стратегию развития креативных индустрий на Дальнем Востоке

Иоанн Клиндухов представил стратегию развития креативных индустрий на Дальнем Востоке

Проректор ИРПО представил географию колледжей креативных индустрий и модель проектно-продюсерского центра