«Не рассматриваю учеников как совокупность навыков»

«Не рассматриваю учеников как совокупность навыков»

— Как Вы пришли в педагогику?

— Мне не нужно было приходить в педагогику, так как я из нее и не уходил. Сначала школа, где у меня был чудесный учитель начальных классов Елена Владимировна. Для нее это был первый педагогический опыт после училища, но мы воспринимали любое ее слово с восторгом. Как она готовилась к каждому уроку! Чудесный директор школы — Татьяна Викторовна. Фраза «культурный код петербуржца» — это про нее.

Мой отец — инженер, технарь. Он приносил в школу радиодетали, лампы, диоды и — о ужас — паяльники! Вел в 1992–93 годы радиокружок без всякой оплаты. Это было сложное время.

Дальше — институт, волонтерская работа, сопровождение детей в лагерь. Вспоминаю свои вожатские смены — тогда было вообще непонятно, о чем в условиях слома привычной картины мира в масштабах целой страны нам, 20-летним, говорить с 10-летними.

Потом первый опыт работы в школах, подростковых клубах и в педагогическом колледже — уже в качестве педагога. Тамара Ивановна, директор колледжа, говорила: «У нас открывается новое отделение социальное педагогики, дети придут учиться непростые». Это был большой вызов.

Я всегда старался быть там, где нужнее. Сейчас это информатизация, внедрение IT уже в начальных классах. Коллектив школы № 368 — это «коллектив-наставник» в этом направлении. Быть его частью — большая ответственность.

— А у Вас были наставники?

— О многих уже сказал, но еще хочу поблагодарить Ирину Мефодьевну, много лет возглавлявшую школу № 268 Невского района. Во многом благодаря ей приобрел опыт работы завучем, научился принимать не всегда простые и брать ответственность за других.

— Наставниками рождаются или становятся?

— Рождаются, но это стоит рассматривать как «второе рождение». Сначала необходимо состояться в какой-то области деятельности. Необязательно это будет профессиональное мастерство. Может, особый образ жизни и поведения, или определенный культурный код. А дальше человек, иногда не осознавая этого, становится перед выбором — оставаться закрытой системой в отношении знаний, навыков, убеждений, традиций - или транслировать их. Так и происходит рождение наставника.

— Наставник и воспитатель — это мягкие навыки педагога наравне с жестким навыком — преподаванием дисциплины. Обучаете ли Вы таким навыкам своих учеников? Какие педагогические методы используете?

— Само сочетание понятий «мягкие навыки» и наставничество представляется несколько искусственным. Если и открывать «ремесло наставничества» ученикам, то нужно делать это ответственно. Наставник принимает участие в судьбе другого человека. Что может быть ответственнее? Поэтому наставничество — это как раз «жесткий навык», прежде всего в отношении себя самого. Это — самодисциплина и зачастую самоограничение, способность разделить с учеником любые промахи и неудачи - даже без тени мысли о собственном превосходстве.

Путь наставника, если идти по нему честно и до конца, редко усыпан розами. Единственные методы, которые я знаю — это доверие, полное принятие и абсолютная честность.

— Какими навыками должен обладать ученик, для которого Вы стали наставником?

— К сожалению или к счастью, не рассматриваю учеников как совокупность навыков. Это у Станислава Лема хорошо описано в «Сумме технологии». Если заменить навыки на качества, тогда говорить легче. Я вижу в учениках мысли и поступки, слова и сердца тех, кто в свое время были наставниками для меня. Трудно добавить к следу этих замечательных людей что-то свое. Но даже если наше назначение — проложить мостик между наставниками прошлых поколений и теми, кто сейчас входит в большую жизнь — это уже немало. А если удастся добавить частицу своего мировоззрения — это очень достойно.

— Какие жизненные уроки Вы могли бы передать подрастающему поколению?

— Верить в себя и в того, кто рядом! Именно второе — самое сложное. Невозможно поверить в того, кто рядом, без того, чтобы принять его. Будь то ученик, коллега, просто другой человек. Принятие другого — это большая работа над собой. Поэтому скажу строками поэта Андрея Дементьева:

«Кто-то пусть гениально играет на флейте.

Но ведь песни берет он из вашей души».

— В чем особенности Вашего педагогического мастерства?

— Стремление во всем доходить до сути. Отвечать на вопрос «Почему так?» Уметь видеть мир глазами другого человека. Это не расхожий штамп, не педагогическая компетенция и не лицедейство. Надеюсь, именно так могут сказать обо мне, о моих наставниках и о тех, кто сейчас рядом со мной.

Другие события

К Чемпионатному движению присоединились восемь предприятий-партнеров

К Чемпионатному движению присоединились восемь предприятий-партнеров

16 апреля в павильоне 57 на ВДНХ состоялась встреча по развитию Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. На мероприятии между Институтом развития профессионального образования и восемью предприятиями были подписаны соглашения о сотрудничестве.

Единый день открытых дверей пройдет в образовательно-производственных кластерах «Профессионалитета»

Единый день открытых дверей пройдет в образовательно-производственных кластерах «Профессионалитета»

20 апреля в 370 образовательно-производственных кластерах федерального проекта «Профессионалитет», объединяющего колледжи, техникумы и ведущие российские предприятия, состоится Единый день открытых дверей. Школьники, их родители и педагоги смогут познакомиться с востребованными рабочими профессиями, возможностями обучения по практико-ориентированным образовательным программам и способами трудоустройства в ведущие компании страны.

В федеральных округах начались сессии по организации и проведению демонстрационного экзамена

В федеральных округах начались сессии по организации и проведению демонстрационного экзамена

С 15 апреля стартовали окружные сессии по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена. Мероприятия будут проходить во всех федеральных округах РФ.

В 2024 году более 137 тысяч специалистов станут выпускниками проекта «Профессионалитет»

В 2024 году более 137 тысяч специалистов станут выпускниками проекта «Профессионалитет»

На Международной выставке-форуме «Россия» в рамках Дня национальных приоритетов «Кадры» прошла пленарная сессия «Возможности будущего: Кадры». Ее участники обсудили актуальные вызовы современной экономики в части подготовки востребованных кадров, а также выстраивание системы образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Представители шести колледжей и техникумов России участвуют в Международном фестивале профмастерства «Лесные игры»

Представители шести колледжей и техникумов России участвуют в Международном фестивале профмастерства «Лесные игры»

Мероприятие проходит с 8 по 12 апреля в городе Полоцке Республики Беларусь. В соревнованиях участвуют юноши и девушки от 16 лет, получающие образование по специальности «Лесное хозяйство» профессии «Вальщик леса». Кроме конкурсной части, на фестивале организованы международная стажировка для преподавателей и культурная программа.

Сергей Кравцов, Глеб Никитин и руководители ИРПО посетили технопарк в Нижнем Новгороде

Сергей Кравцов, Глеб Никитин и руководители ИРПО посетили технопарк в Нижнем Новгороде

8 апреля министр просвещения РФ Сергей Кравцов, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и делегация ИРПО во главе с ректором Сергеем Кожевниковым осмотрели комплекс федерального технопарка профессионального образования в Нижнем Новгороде. 

В Санкт-Петербурге наградили победителей чемпионата «Профессионалы»

В Санкт-Петербурге наградили победителей чемпионата «Профессионалы»

Торжественная церемония награждения победителей регионального этапа Всероссийского Чемпионата «Профессионалы» прошла в Санкт-Петербурге 5 апреля. 

В России впервые началось обучение экспертов-разработчиков оценочных материалов

В России впервые началось обучение экспертов-разработчиков оценочных материалов

Институт развития профессионального образования 3 апреля запустил программу повышения квалификации «Основы разработки оценочных материалов демонстрационного экзамена». Обучение проводится в рамках Школы подготовки экспертов в области качества профессионального образования «ПрофИнтенсив».

Представители России и Киргизии обсудили сотрудничество в сфере образования

Представители России и Киргизии обсудили сотрудничество в сфере образования

В Центре знаний «Машук» в Пятигорске Ставропольского края состоялся семинар-совещание Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства образования и науки Киргизской Республики. В мероприятии приняли участие руководители министерств Сергей Кравцов и Догдуркул Кендирбаева. Участники обсудили ключевые направления для разработки и реализации совместных проектов и программ Российской Федерации и Киргизской Республики в сфере образования.



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных