«Не рассматриваю учеников как совокупность навыков»

«Не рассматриваю учеников как совокупность навыков»

— Как Вы пришли в педагогику?

— Мне не нужно было приходить в педагогику, так как я из нее и не уходил. Сначала школа, где у меня был чудесный учитель начальных классов Елена Владимировна. Для нее это был первый педагогический опыт после училища, но мы воспринимали любое ее слово с восторгом. Как она готовилась к каждому уроку! Чудесный директор школы — Татьяна Викторовна. Фраза «культурный код петербуржца» — это про нее.

Мой отец — инженер, технарь. Он приносил в школу радиодетали, лампы, диоды и — о ужас — паяльники! Вел в 1992–93 годы радиокружок без всякой оплаты. Это было сложное время.

Дальше — институт, волонтерская работа, сопровождение детей в лагерь. Вспоминаю свои вожатские смены — тогда было вообще непонятно, о чем в условиях слома привычной картины мира в масштабах целой страны нам, 20-летним, говорить с 10-летними.

Потом первый опыт работы в школах, подростковых клубах и в педагогическом колледже — уже в качестве педагога. Тамара Ивановна, директор колледжа, говорила: «У нас открывается новое отделение социальное педагогики, дети придут учиться непростые». Это был большой вызов.

Я всегда старался быть там, где нужнее. Сейчас это информатизация, внедрение IT уже в начальных классах. Коллектив школы № 368 — это «коллектив-наставник» в этом направлении. Быть его частью — большая ответственность.

— А у Вас были наставники?

— О многих уже сказал, но еще хочу поблагодарить Ирину Мефодьевну, много лет возглавлявшую школу № 268 Невского района. Во многом благодаря ей приобрел опыт работы завучем, научился принимать не всегда простые и брать ответственность за других.

— Наставниками рождаются или становятся?

— Рождаются, но это стоит рассматривать как «второе рождение». Сначала необходимо состояться в какой-то области деятельности. Необязательно это будет профессиональное мастерство. Может, особый образ жизни и поведения, или определенный культурный код. А дальше человек, иногда не осознавая этого, становится перед выбором — оставаться закрытой системой в отношении знаний, навыков, убеждений, традиций - или транслировать их. Так и происходит рождение наставника.

— Наставник и воспитатель — это мягкие навыки педагога наравне с жестким навыком — преподаванием дисциплины. Обучаете ли Вы таким навыкам своих учеников? Какие педагогические методы используете?

— Само сочетание понятий «мягкие навыки» и наставничество представляется несколько искусственным. Если и открывать «ремесло наставничества» ученикам, то нужно делать это ответственно. Наставник принимает участие в судьбе другого человека. Что может быть ответственнее? Поэтому наставничество — это как раз «жесткий навык», прежде всего в отношении себя самого. Это — самодисциплина и зачастую самоограничение, способность разделить с учеником любые промахи и неудачи - даже без тени мысли о собственном превосходстве.

Путь наставника, если идти по нему честно и до конца, редко усыпан розами. Единственные методы, которые я знаю — это доверие, полное принятие и абсолютная честность.

— Какими навыками должен обладать ученик, для которого Вы стали наставником?

— К сожалению или к счастью, не рассматриваю учеников как совокупность навыков. Это у Станислава Лема хорошо описано в «Сумме технологии». Если заменить навыки на качества, тогда говорить легче. Я вижу в учениках мысли и поступки, слова и сердца тех, кто в свое время были наставниками для меня. Трудно добавить к следу этих замечательных людей что-то свое. Но даже если наше назначение — проложить мостик между наставниками прошлых поколений и теми, кто сейчас входит в большую жизнь — это уже немало. А если удастся добавить частицу своего мировоззрения — это очень достойно.

— Какие жизненные уроки Вы могли бы передать подрастающему поколению?

— Верить в себя и в того, кто рядом! Именно второе — самое сложное. Невозможно поверить в того, кто рядом, без того, чтобы принять его. Будь то ученик, коллега, просто другой человек. Принятие другого — это большая работа над собой. Поэтому скажу строками поэта Андрея Дементьева:

«Кто-то пусть гениально играет на флейте.

Но ведь песни берет он из вашей души».

— В чем особенности Вашего педагогического мастерства?

— Стремление во всем доходить до сути. Отвечать на вопрос «Почему так?» Уметь видеть мир глазами другого человека. Это не расхожий штамп, не педагогическая компетенция и не лицедейство. Надеюсь, именно так могут сказать обо мне, о моих наставниках и о тех, кто сейчас рядом со мной.

Другие события

Дмитрий Чернышенко: Сформирован перечень основных показателей оценки состояния отечественной системы образования

Дмитрий Чернышенко: Сформирован перечень основных показателей оценки состояния отечественной системы образования

Ключевые показатели сформированы в разрезе уровней образования, а также по тематическим группам

Атласы доступных профессий: инклюзивное образование и трудоустройство для людей с инвалидностью

Атласы доступных профессий: инклюзивное образование и трудоустройство для людей с инвалидностью

Атласы размещены на сайте Федерального методического центра по инклюзивному образованию

7 600 компаний выступили партнерами Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы» в 2025 году

7 600 компаний выступили партнерами Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы» в 2025 году

Они участвуют в проведении ключевых соревнований системы среднего профессионального образования – Чемпионата «Профессионалы» и Чемпионата высоких технологий

Продолжается приемная кампания в организациях СПО

Продолжается приемная кампания в организациях СПО

Для абитуриентов подготовлено 834,7 тыс. бюджетных мест

Сергей Кравцов рассказал о развитии взаимодействия со странами СНГ в сфере образования в рамках «правительственного часа» в Госдуме

Сергей Кравцов рассказал о развитии взаимодействия со странами СНГ в сфере образования в рамках «правительственного часа» в Госдуме

Глава Минпросвещения России подчеркнул, что ключевыми направлениями сотрудничества со странами – участниками СНГ в сфере образования являются гуманитарные проекты

Сергей Кожевников в интервью «КП» рассказал о стратегических задачах ИРПО

Сергей Кожевников в интервью «КП» рассказал о стратегических задачах ИРПО

Он подчеркнул, что ИРПО участвует в реализации нацпроектов, направленных на технологическое лидерство

Сергей Кравцов принял участие во встрече Владимира Путина с редакторами учебников истории

Сергей Кравцов принял участие во встрече Владимира Путина с редакторами учебников истории

Президент Российской Федерации Владимир Путин 22 июня провел встречу с редакторами государственной линейки учебников истории для 5–11-х классов и учреждений СПО