19 сентября в рамках деловой программы финала Чемпионата высоких технологий, который проходит в Великом Новгороде, состоялась панельная дискуссия «Искусственный интеллект: прорыв в будущее высоких технологий». В мероприятии принял участие директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин.
Эксперты в сфере образования, науки и бизнеса обсудили влияние искусственного интеллекта (ИИ) на рынок труда, трансформацию профессий, выработку новых требований к компетенциям специалистов будущего и необходимость сохранения человеческого контроля над технологиями. Особое внимание было уделено практическим аспектам внедрения новейших технологий в системе среднего профессионального образования.
Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин подчеркнул, что искусственный интеллект – это реальность сегодняшнего дня, а не отдаленного завтра. Технологии активно входят в повседневную жизнь, и, например, подростки все чаще предпочитают ИИ традиционным поисковым системам.
«Система профессионального образования, ключевой особенностью которой является внешняя ориентированность, не могла остаться в стороне от этих изменений, и ярким примером тому являются чемпионаты профессионального мастерства, где многие компетенции уже используют ИИ в своих заданиях. В рамках финала Чемпионата высоких технологий сразу две компетенции сформированы с применением искусственного интеллекта – «Цифровой двойник пациента» и «Специалист по коллаборативной промышленной робототехнике». В колледжах появилась новая специальность, которая называется «интеграция решений с применением технологии искусственного интеллекта». В этом году мы ее запустили. Это первый подход к формированию специальности про искусственный интеллект в системе среднего профессионального образования», – сказал Виктор Неумывакин.
По его словам, ИИ будет все больше внедряться в различные профессии и в образовательных программах понадобятся отдельные цифровые модули. Для этого нужно методически поддержать преподавателей. Однако еще предстоит решить, в какой форме оптимально готовить поддерживающие материалы, поскольку сфера ИИ стремительно развивается и требует постоянного пересмотра и обновления подходов.
Участники сессии сошлись во мнении, что искусственный интеллект никогда не заменит педагогов, но может стать для них помощником при выполнении рутинных задач. Директор по региональному развитию, руководитель общественно-научного отдела ООО «ГлобалЛаб» Ольга Руднева рассказала о том, какие компетенции необходимо развивать современному специалисту, в том числе педагогу.
«Для эффективной работы с искусственным интеллектом важно освоить новые компетенции: это постановка задач для ИИ, управление жизненными циклами проектов, работа с данными. Именно развитие этих компетенций позволит педагогам максимально эффективно использовать потенциал новых технологий в образовательном процессе», – подчеркнула она.
Председатель Российского содружества колледжей Антон Актуганов отметил, что сегодня важно не только уметь писать запросы и инструкции для нейросетей, но и понимать основные принципы их работы, чтобы использовать новые возможности наиболее эффективно для самых разных задач.
«Главный барьер для ИИ в образовании не технологический, а управленческий. Задача руководителя сегодня – не уговаривать педагогов использовать нейросети, а проектировать рабочую среду так, чтобы применение ИИ стало для них не дополнительной нагрузкой, а естественным и самым эффективным способом решения привычных задач», – пояснил он.
Практический опыт внедрения искусственного интеллекта в управление образовательной организацией представил директор Ногинского колледжа Андрей Чистов.
«Искусственный интеллект – не замена преподавателя и руководителя, а мощный помощник, который усиливает их возможности и автоматизирует рутинные процессы, такие как проверка работ, создание учебных материалов, обратная связь и другие. Мы обучаем команду преподавателей колледжа и внедряем ИИ-инструменты в практику, учим использовать доступные сервисы для создания методических разработок, презентаций, видео, аудио. Для помощи управленческой команде колледжа наши студенты разработали автоматизированную информационную систему для анкетирования и опроса студентов, родителей и преподавателей в режиме реального времени. Нейросеть на основании ответов формирует задачи для управленцев, в групповом чате ответственный за задачу устанавливает себе срок и устраняет проблему. Это очень актуально: в Ногинском колледже обучаются более 2 300 студентов в четырех разных зданиях в двух разных городах Подмосковья», – рассказал руководитель образовательного учреждения.
Директор по информационным технологиям Кингисеппского машиностроительного завода Артем Венгрженовский добавил, что ИИ сегодня существенно влияет на рабочие процессы.
«С моей точки зрения, для максимально эффективного освоения новых технологий предприятия должны начать активно обмениваться опытом, чаще встречаться, готовить различные выставки, проводить локальные чемпионаты и т. д. Важно, чтобы студенты и школьники, которые приходят к нам, видели, как мы работаем, с какими деталями и с какими технологиями. Так мы однозначно добьемся серьезных технологических прорывов», – резюмировал Артем Венгрженовский.
Чемпионат высоких технологий – это опытно-конструкторское бюро новых профессий, соревнования проходят по инновационным компетенциям, востребованным в условиях высокотехнологичного производства и цифровой экономики. Деловая программа финала чемпионата проходит с 18 по 20 сентября по трем трекам: «Технологическое лидерство», «Кадровый суверенитет» и «Культура труда».
Чемпионат организован Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети». Федеральный оператор – Институт развития профессионального образования.