Михаил Любчиков: инженерные  классы будут готовить достойную  смену российским кораблестроителям.

Михаил Любчиков: инженерные классы будут готовить достойную смену российским кораблестроителям.

Сегодня, 29 июня, в нашей стране отмечают День кораблестроителя. Ровно 355 лет назад царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве фрегата «Орёл» - первенца русского военно-морского флота. На протяжении трех с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов разных типов и классов и по праву считается одним из лидеров мирового судостроения. В 2017 году постановлением Правительства Российской Федерации эта дата была утверждена как профессиональный праздник современных корабелов-судостроителей. Сегодня в стране действует более тысячи предприятий в сфере строительства, судоремонта, производстве оборудования и комплектующих для судов. Крупнейшими центрами судостроения являются Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Северодвинск, Калининградская область, Приморский край. Удержать флагманские позиции в отрасли и продолжить славное дело российских корабелов предстоит нашей молодежи – будущим инженерам-судостроителям. С этой целью Минпросвещения России в регионах создаются инженерные классы судостроительного профиля. Подробнее о проекте в интервью Михаила Любчикова, начальника Центра координации проектов развития детей и молодежи Института развития профессионального образования.

 Первые инженерные классы появятся уже через два месяца. Получается, уже готова программа обучения? Есть педагоги, готовые работать по ней? Или все это будет разработано в кратчайшие сроки?

Работа над этим проектом началась еще в прошлом году: отбор регионов, взаимодействие с флагманскими вузами, определение основных участников и распределение зон ответственности между ними – все это уже было готово к началу текущего года. Минпросвещения совместно с флагманскими вузами были разработаны методические рекомендации по созданию инженерных классов судостроительного и авиастроительного профилей. В них коллеги из Московского авиационного института и Санкт-Петербурского Государственного Морского Технического университета предложили изменения, которые должны быть внесены в основную образовательную программу. Это углубленное изучение математики, физики и информатики, а также детальные программы внеурочной и внеучебной деятельности.

В качестве педагогов инженерных классов могут выступать несколько категорий специалистов. В первую очередь это, школьные учителя. Для проведения занятий в рамках реализации проекта флагманские вузы через сеть региональных вузов предоставляют учителям возможность пройти программы повышения квалификации. Помимо штатных педагогов общеобразовательной организации в проекте могут принимать участие преподаватели профессиональных образовательных организаций и вузов, прошедшие обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, а также студенты и выпускники организаций среднего профессионального образования и вузов.

Почему упор именно на судо- и авиастроение?

В настоящее время в Российской Федерации существует дисбаланс между потребностью рынка труда в кадрах и занятостью выпускников образовательных организаций. Минпросвещения России разработан механизм оценки соответствия системы подготовки кадров с потребностями экономики в разрезе данных по Федеральным округам и субъектам Российской Федерации посредством разработки более 20 показателей карты синхронизации и методик их расчета. По итогам проведенного мониторинга, было обнаружено, что существует дефицит специалистов в значимых для страны сферах деятельностисудостроительной и авиастроительной.

Необходимость реализации Проекта также обусловлена его актуальностью на различных уровнях. В частности:

-        федеральный уровень актуальности Проекта определяется посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию, в котором четко указывается на необходимость привлечения материальных и кадровых ресурсов для обеспечения высокого уровня образования населения, в том числе, через инженерные общеобразовательные организации.

-        региональный уровень актуальности проекта предусматривает решение проблем регионов в области ранней профориентации подрастающего поколения для сокращения кадрового дефицита по инженерным и техническим специальностям. Подобный дефицит подтверждается данными социологических исследований. Кроме того, проект может быть распространен среди других регионов для развития ранней профориентации молодежи;

-        локальный уровень актуальности проекта определяется запросом учащихся и родителей (законных представителей) на дополнительное образование в области физико-математического и инженерно-технического цикла, что может быть подтверждено высоким спросом на внеурочную деятельность и дополнительное образование данной направленности, которое реализуется в общеобразовательной организации.

Создание инженерных классов судостроительного и авиастроительного профилей соответствует:

  • Национальным целям развития России до 2030 года
  • Стратегии научно-технологического развития России
  • ключевым показателям эффективности Национального проекта «Образование»
  • задачам Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национального проекта «Цифровая экономика РФ»
  • приоритетам государственной политики в сфере реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы».

Вопрос профориентации учащихся по направлениям судо- и авиастроения является одним из важных для нашего государства в контексте развития оборонного комплекса. Заниматься подготовкой кадров к столь серьезным отраслям необходимо со школьной скамьи. Именно с целью ликвидации дефицита специалистов в индустриях судо- и авиастроения упор при создании инженерных классов был сделан на данные направления.

Предполагается, что дети будут изучать азы этих направлений прямо со школьной скамьи? С какого класса?

Всё верно, для того чтобы к окончанию школы ребята обладали определенными знаниями в областях судо- и авиастроения, а главное – сформировавшимся интересом к развитию в этих направлениях, обучение в инженерных классах необходимо организовывать уже со школьной скамьи. По направлению авиастроения предполагается начать с 5 класса, а по судостроению – с 10-го.

Помимо углубленного изучения некоторых предметов авиастроительные инженерные классы предусматривают проведение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инженер авиастроительного профиля», включающей, например, такие направления, как «Авиамоделирование», «Беспилотные авиационные системы», «3D-моделирование и 3D-печать» и т.д.

Программа занятий в судостроительных классах включает в себя в том числе дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «Оптика лазеров», «Морская робототехника и судомоделизм», «Компьютерное моделирование и проектирование», «Технологическое предпринимательство».

Для того, чтобы попасть в инженерный класс, нужны высокие результаты по физике, математике и информатике. Будут учитывать текущие? Или будет вступительный экзамен, отбор?

Поступление в инженерные классы не предполагает дополнительных вступительных испытаний для обучающихся. При отборе будут учитываться результаты как образовательной деятельности школьника, так и его достижения за рамками обучения до момента зачисления в инженерный класс. Критерии отбора – разные для двух направлений. В их перечень входят в том числе: хорошие и отличные годовые результаты по профильным предметам, мотивационное письмо на поступление в инженерный класс, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, в мероприятиях, предусмотренных планом внеучебной деятельности, и иных мероприятиях по инженерным направлениям.

А если ребёнок не силён в этих дисциплинах, но очень хочет в инженерный класс? Это будут учитывать? Ведь желание тоже важно.

В рамках определения своей образовательной траектории каждому ребенку, кто заинтересован именно в направлении инженерного класса, стоит попробовать свои силы при отборе в профильный класс. Потому что одним из важнейших факторов при поступлении является внутренняя мотивация школьника успешно завершить обучение в инженерном классе, затем продолжить его в базовом региональном вузе и по итогу устроиться на профильное предприятие. Даже если не получится пройти отбор с первого раза, у подростка будет шанс наверстать пробелы в дисциплинах и попробовать в следующем году, а также посещать внеучебные мероприятия, которые будут проходить в его школе.

Где эти классы появятся? В больших городах, каких-то специализированных математических школах или повсеместно? Сколько классов откроют уже с сентября?

–  В 2022 году в проекте участвуют 23 субъекта РФ, в 2023-м присоединятся еще 4. С сентября свои двери для обучающихся инженерных классов откроют более 60 школ. Каждый из субъектов-участников самостоятельно определил направление и количество школ, в которых будут открыты инженерные классы. У нас нет строгих требований ни к городу, ни к профилю школы. При создании инженерного класса школа должна понимать, что и базовый региональный вуз, и индустриальные партнеры, и другие задействованные участники должны находиться в непосредственной близости к самой школе.

Уже есть понимание, сколько таких классов нужно и какое количество их выпускников должно выбрать в будущем именно эту стезю, чтобы обеспечить потребности экономики?

Потребность в высококвалифицированных кадрах всегда будет актуальна в судо- и авиастроении. Например, общая численность работников предприятий, имеющих отношение к судостроительному комплексу, составляет около 235 тысяч человек. В последние годы их численность стабильно растет в среднем на 5% в год. При этом на данный момент существует нехватка специалистов широкого профиля, в том числе в области металлообработки, приборостроения, машиностроения, энергетики. Получается, что в среднем ежегодная потребность в кадрах как минимум по судостроению равна не менее 11 тысяч человек. Таким образом, только по этому направлению необходимо выпускать из школы каждый год более 400 классов. Подобная ситуация и в авиастроительном профиле. Эти запросы подчеркивают важнейшую роль деятельности по подготовке профильных специалистов со школьной скамьи.

Другие события

Билет в будущее для ребят из Узбекистана

Билет в будущее для ребят из Узбекистана

Продолжаем развивать направления взаимодействия с коллегами из Узбекистана. Провели второй вебинар по обмену опытом реализации профориентационной работы совместно с нашими партнерами – федеральным проектом «Билет в будущее».

Инженерные классы: готовность №1!

Инженерные классы: готовность №1!

Ровно через месяц, в День знаний, откроют свои двери первые в стране инженерные классы судо- и авиастроительного профилей. По поручению Президента в 23 регионах страны отобраны 96 школ, в которых были проведены необходимые ремонтные работы, закуплено современное оборудование.

Институт развития профессионального образования и Фонд Гуманитарных Проектов будут сотрудничать в вопросах профориентации школьников и развития инклюзивного образования

Институт развития профессионального образования и Фонд Гуманитарных Проектов будут сотрудничать в вопросах профориентации школьников и развития инклюзивного образования

Состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Институтом развития профессионального образования и Фондом Гуманитарных Проектов – оператором проекта «Билет в будущее».

16 июля стартует очный этап чемпионата ArtMasters Junior 2022

16 июля стартует очный этап чемпионата ArtMasters Junior 2022

16 июля стартует очный этап чемпионата ArtMasters Junior 2022. На площадке АРТ.Технограда соберется 100 финалистов из 44 городов. На чемпионате состоится жеребьевка командных соревнований – «Музыкальный клип» и «Анимационный фильм». В каждую команду войдет по одному финалисту из четырех компетенций.

Единство подходов в области обеспечения качества профобразования обсудили эксперты стран СНГ

Единство подходов в области обеспечения качества профобразования обсудили эксперты стран СНГ

Состоялась первая встреча рабочей группы Общественного совета в области обеспечения качества профессионального образования организации государств-участников СНГ по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в системе профессионально-технического и среднего специального образования.

4500 человек завершили изучение теоретического модуля программы повышения квалификации в рамках ФП «Профессионалитет»

4500 человек завершили изучение теоретического модуля программы повышения квалификации в рамках ФП «Профессионалитет»

Институт развития профессионального образования (ИРПО) провёл обучение по теоретическому модулю дополнительных профессиональных программ обучения педагогических работников образовательных организаций и работников других организаций, а также победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства в рамках Федерального проекта «Профессионалитет».

Институт развития профессионального образования и Федерация креативных индустрий заключили соглашение о взаимодействии

Институт развития профессионального образования и Федерация креативных индустрий заключили соглашение о взаимодействии

Институт развития профессионального образования и Федерация креативных индустрий заключили соглашение о взаимодействии

Делегация ИРПО посетила Региональный межотраслевой центр ДПО в Екатеринбурге 

Делегация ИРПО посетила Региональный межотраслевой центр ДПО в Екатеринбурге 

Представители Центра повышения квалификации кадров СПО Института развития профессионального образования посетили Региональный межотраслевой центр дополнительного профессионального образования в Екатеринбурге

Подписан совместный План мероприятий с Институтом педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих  и педагогических кадров профессионального образования Республики Узбекистан

Подписан совместный План мероприятий с Институтом педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования Республики Узбекистан

Сегодня, 1 июля, состоялась торжественная церемония подписания Плана мероприятий между Институтом развития профессионального образования (Российская Федерация) и Институтом педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования (Республика Узбекистан).