Михаил Любчиков: инженерные  классы будут готовить достойную  смену российским кораблестроителям.

Михаил Любчиков: инженерные классы будут готовить достойную смену российским кораблестроителям.

Сегодня, 29 июня, в нашей стране отмечают День кораблестроителя. Ровно 355 лет назад царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве фрегата «Орёл» - первенца русского военно-морского флота. На протяжении трех с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов разных типов и классов и по праву считается одним из лидеров мирового судостроения. В 2017 году постановлением Правительства Российской Федерации эта дата была утверждена как профессиональный праздник современных корабелов-судостроителей. Сегодня в стране действует более тысячи предприятий в сфере строительства, судоремонта, производстве оборудования и комплектующих для судов. Крупнейшими центрами судостроения являются Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Северодвинск, Калининградская область, Приморский край. Удержать флагманские позиции в отрасли и продолжить славное дело российских корабелов предстоит нашей молодежи – будущим инженерам-судостроителям. С этой целью Минпросвещения России в регионах создаются инженерные классы судостроительного профиля. Подробнее о проекте в интервью Михаила Любчикова, начальника Центра координации проектов развития детей и молодежи Института развития профессионального образования.

 Первые инженерные классы появятся уже через два месяца. Получается, уже готова программа обучения? Есть педагоги, готовые работать по ней? Или все это будет разработано в кратчайшие сроки?

Работа над этим проектом началась еще в прошлом году: отбор регионов, взаимодействие с флагманскими вузами, определение основных участников и распределение зон ответственности между ними – все это уже было готово к началу текущего года. Минпросвещения совместно с флагманскими вузами были разработаны методические рекомендации по созданию инженерных классов судостроительного и авиастроительного профилей. В них коллеги из Московского авиационного института и Санкт-Петербурского Государственного Морского Технического университета предложили изменения, которые должны быть внесены в основную образовательную программу. Это углубленное изучение математики, физики и информатики, а также детальные программы внеурочной и внеучебной деятельности.

В качестве педагогов инженерных классов могут выступать несколько категорий специалистов. В первую очередь это, школьные учителя. Для проведения занятий в рамках реализации проекта флагманские вузы через сеть региональных вузов предоставляют учителям возможность пройти программы повышения квалификации. Помимо штатных педагогов общеобразовательной организации в проекте могут принимать участие преподаватели профессиональных образовательных организаций и вузов, прошедшие обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, а также студенты и выпускники организаций среднего профессионального образования и вузов.

Почему упор именно на судо- и авиастроение?

В настоящее время в Российской Федерации существует дисбаланс между потребностью рынка труда в кадрах и занятостью выпускников образовательных организаций. Минпросвещения России разработан механизм оценки соответствия системы подготовки кадров с потребностями экономики в разрезе данных по Федеральным округам и субъектам Российской Федерации посредством разработки более 20 показателей карты синхронизации и методик их расчета. По итогам проведенного мониторинга, было обнаружено, что существует дефицит специалистов в значимых для страны сферах деятельностисудостроительной и авиастроительной.

Необходимость реализации Проекта также обусловлена его актуальностью на различных уровнях. В частности:

-        федеральный уровень актуальности Проекта определяется посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию, в котором четко указывается на необходимость привлечения материальных и кадровых ресурсов для обеспечения высокого уровня образования населения, в том числе, через инженерные общеобразовательные организации.

-        региональный уровень актуальности проекта предусматривает решение проблем регионов в области ранней профориентации подрастающего поколения для сокращения кадрового дефицита по инженерным и техническим специальностям. Подобный дефицит подтверждается данными социологических исследований. Кроме того, проект может быть распространен среди других регионов для развития ранней профориентации молодежи;

-        локальный уровень актуальности проекта определяется запросом учащихся и родителей (законных представителей) на дополнительное образование в области физико-математического и инженерно-технического цикла, что может быть подтверждено высоким спросом на внеурочную деятельность и дополнительное образование данной направленности, которое реализуется в общеобразовательной организации.

Создание инженерных классов судостроительного и авиастроительного профилей соответствует:

  • Национальным целям развития России до 2030 года
  • Стратегии научно-технологического развития России
  • ключевым показателям эффективности Национального проекта «Образование»
  • задачам Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национального проекта «Цифровая экономика РФ»
  • приоритетам государственной политики в сфере реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы».

Вопрос профориентации учащихся по направлениям судо- и авиастроения является одним из важных для нашего государства в контексте развития оборонного комплекса. Заниматься подготовкой кадров к столь серьезным отраслям необходимо со школьной скамьи. Именно с целью ликвидации дефицита специалистов в индустриях судо- и авиастроения упор при создании инженерных классов был сделан на данные направления.

Предполагается, что дети будут изучать азы этих направлений прямо со школьной скамьи? С какого класса?

Всё верно, для того чтобы к окончанию школы ребята обладали определенными знаниями в областях судо- и авиастроения, а главное – сформировавшимся интересом к развитию в этих направлениях, обучение в инженерных классах необходимо организовывать уже со школьной скамьи. По направлению авиастроения предполагается начать с 5 класса, а по судостроению – с 10-го.

Помимо углубленного изучения некоторых предметов авиастроительные инженерные классы предусматривают проведение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инженер авиастроительного профиля», включающей, например, такие направления, как «Авиамоделирование», «Беспилотные авиационные системы», «3D-моделирование и 3D-печать» и т.д.

Программа занятий в судостроительных классах включает в себя в том числе дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «Оптика лазеров», «Морская робототехника и судомоделизм», «Компьютерное моделирование и проектирование», «Технологическое предпринимательство».

Для того, чтобы попасть в инженерный класс, нужны высокие результаты по физике, математике и информатике. Будут учитывать текущие? Или будет вступительный экзамен, отбор?

Поступление в инженерные классы не предполагает дополнительных вступительных испытаний для обучающихся. При отборе будут учитываться результаты как образовательной деятельности школьника, так и его достижения за рамками обучения до момента зачисления в инженерный класс. Критерии отбора – разные для двух направлений. В их перечень входят в том числе: хорошие и отличные годовые результаты по профильным предметам, мотивационное письмо на поступление в инженерный класс, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, в мероприятиях, предусмотренных планом внеучебной деятельности, и иных мероприятиях по инженерным направлениям.

А если ребёнок не силён в этих дисциплинах, но очень хочет в инженерный класс? Это будут учитывать? Ведь желание тоже важно.

В рамках определения своей образовательной траектории каждому ребенку, кто заинтересован именно в направлении инженерного класса, стоит попробовать свои силы при отборе в профильный класс. Потому что одним из важнейших факторов при поступлении является внутренняя мотивация школьника успешно завершить обучение в инженерном классе, затем продолжить его в базовом региональном вузе и по итогу устроиться на профильное предприятие. Даже если не получится пройти отбор с первого раза, у подростка будет шанс наверстать пробелы в дисциплинах и попробовать в следующем году, а также посещать внеучебные мероприятия, которые будут проходить в его школе.

Где эти классы появятся? В больших городах, каких-то специализированных математических школах или повсеместно? Сколько классов откроют уже с сентября?

–  В 2022 году в проекте участвуют 23 субъекта РФ, в 2023-м присоединятся еще 4. С сентября свои двери для обучающихся инженерных классов откроют более 60 школ. Каждый из субъектов-участников самостоятельно определил направление и количество школ, в которых будут открыты инженерные классы. У нас нет строгих требований ни к городу, ни к профилю школы. При создании инженерного класса школа должна понимать, что и базовый региональный вуз, и индустриальные партнеры, и другие задействованные участники должны находиться в непосредственной близости к самой школе.

Уже есть понимание, сколько таких классов нужно и какое количество их выпускников должно выбрать в будущем именно эту стезю, чтобы обеспечить потребности экономики?

Потребность в высококвалифицированных кадрах всегда будет актуальна в судо- и авиастроении. Например, общая численность работников предприятий, имеющих отношение к судостроительному комплексу, составляет около 235 тысяч человек. В последние годы их численность стабильно растет в среднем на 5% в год. При этом на данный момент существует нехватка специалистов широкого профиля, в том числе в области металлообработки, приборостроения, машиностроения, энергетики. Получается, что в среднем ежегодная потребность в кадрах как минимум по судостроению равна не менее 11 тысяч человек. Таким образом, только по этому направлению необходимо выпускать из школы каждый год более 400 классов. Подобная ситуация и в авиастроительном профиле. Эти запросы подчеркивают важнейшую роль деятельности по подготовке профильных специалистов со школьной скамьи.

Другие события

Управленческие команды готовы к защите

Управленческие команды готовы к защите

Подходит к завершению обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации региональных управленческих команд, обеспечивающих реализацию мероприятий федерального проекта «Молодые профессионалы» в субъектах Российской Федерации.

Пресс-конференция «Кадры СПО – ресурс для экономического роста России»

Пресс-конференция «Кадры СПО – ресурс для экономического роста России»

6 декабря 2022 г. в 12.00 МСК в Пресс-центре информационного агентства ТАСС состоится пресс-конференция «Кадры СПО – ресурс для экономического роста России»

В Санкт-Петербурге завершил работу VII Всероссийский Форум учебно-методических объединений в системе СПО

В Санкт-Петербурге завершил работу VII Всероссийский Форум учебно-методических объединений в системе СПО

Форум ФУМО проходил на площадке Петровского колледжа, 28-29 ноября. 200 участников – представителей учебно-методических объединений и образовательных организаций СПО, федеральных и региональных органов исполнительной власти. 

Завершился Студенческий лагерь Альянса СПО БРИКС

Завершился Студенческий лагерь Альянса СПО БРИКС

28 ноября в рамках Альянса сотрудничества стран БРИКС в области профессионального образования и обучения закончил работу Студенческий лагерь TVET Rising Star

Программа Всероссийского Форума федеральных учебно-методических объединений СПО

Программа Всероссийского Форума федеральных учебно-методических объединений СПО

Программа Всероссийского Форума федеральных учебно-методических объединений СПО, который состоится 28-29 ноября 2022 года на площадке Петровского колледжа. Трансляция будет вестись в официальной группе Института развития профессионального образования Вконтакте.

Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда» проверит ваши знания в сфере инклюзии

Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда» проверит ваши знания в сфере инклюзии

Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда» проверит ваши знания в сфере инклюзии С 2 по 10 декабря 2022 года в 10:00 по московскому времени состоится ежегодная Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда».

VII Всероссийский Форум федеральных учебно-методических объединений СПО пройдет в Санкт-Петербурге

VII Всероссийский Форум федеральных учебно-методических объединений СПО пройдет в Санкт-Петербурге

28-29 ноября 2022 года более 120 экспертов соберутся на площадке Петровского колледжа для подведения итогов работы федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) системы среднего профессионального образования (СПО).

Cотрудники ИРПО встретились со школьниками на площадке Переславль-Залесского санаторного детского дома

Cотрудники ИРПО встретились со школьниками на площадке Переславль-Залесского санаторного детского дома

20 ноября 2022 года сотрудники Института развития профессионального образования встретились со школьниками на площадке Переславль-Залесского санаторного детского дома. В этом заведении воспитывают детей, которые осиротели в раннем возрасте или остались без попечения родителей.

Всероссийский форум «Билет в Будущее» прошел с 18 по 19 ноября

Всероссийский форум «Билет в Будущее» прошел с 18 по 19 ноября

Всероссийский форум «Билет в Будущее» прошел с 18 по 19 ноября. В мероприятии приняли участие более 200 специалистов в области профориентации, включая систему среднего профессионального образования.

Завершился IV Международный конкурс профессионального мастерства для студентов педагогических специальностей

Завершился IV Международный конкурс профессионального мастерства для студентов педагогических специальностей

15-18 ноября 2022 года на площадке Бурятского республиканского педагогического колледжа проходил IV Международный конкурс профессионального мастерства «Урок на родном языке». За победу соревновались студенты педагогических колледжей, институтов и университетов из 22 регионов России, а также Китайской Народной Республики и Монголии.