
Сергей Кожевников в интервью «КП» рассказал о стратегических задачах ИРПО
Россия сегодня делает ставку на собственные технологии и производство. В этих условиях важнейшее значение приобретает подготовка специалистов, которые смогут работать с новыми материалами, беспилотниками, умными системами и водородным транспортом. И именно система СПО берет на себя ключевую роль в обеспечении этого процесса.
На реализацию таких задач выходит Институт развития профессионального образования. Он участвует в реализации национальных проектов, направленных на технологическое лидерство – например, таких, как «Беспилотные авиационные системы».
В сферу деятельности ИРПО сейчас входят также нацпроекты техлидерства «Новые материалы и химия» и «Промышленное обеспечение транспортной мобильности». Стратегический приоритет Института – развитие СПО как ключевого поставщика кадров для технологического прорыва страны.
«В 2024/25 учебном году порядка 1,72 млн студентов обучаются по программам СПО, связанным с обеспечением технологического лидерства России. Таким образом, система СПО становится важным участником формирования кадрового резерва, способного обеспечить технологический прогресс и конкурентоспособность страны», – рассказал ректор ИРПО Сергей Кожевников.
Федеральный проект «Профессионалитет» призван закрыть потребности промышленности в высококлассных специалистах. Реализуя этот проект, ИРПО помогает выстраивать не просто совместную работу колледжей и предприятий, а целую экосистему кластеров, в которой студенты получают практико-ориентированное образование, а работодатели – молодых, но владеющих нужными навыками сотрудников. На сегодняшний день более 2 тысяч компаний участвуют в подготовке будущих специалистов, и 90% выпускников, участников программы, трудоустраиваются.
По данным на 2025 год, в рамках проекта «Профессионалитет» созданы 493 кластера в 81 регионе. Учебные заведения и предприятия объединяются по 24 ключевым отраслям экономики. К 2030 году в кластеры войдут около 3 тысяч образовательных организаций СПО.
Не менее значимое место в развитии СПО занимает чемпионатное движение. Оно позволяет молодым специалистам не только совершенствовать свои навыки, но и решать реальные производственные задачи. Ежегодно в этих соревнованиях участвуют десятки тысяч человек, а их задачи разрабатываются с участием самих работодателей.
«Мы видим чемпионатное движение мощным драйвером раскрытия кадрового потенциала страны. На соревновательных площадках всегда задействованы работодатели. В этом году их более 7,5 тысячи. Они участвуют в подготовке заданий для конкурсантов, оценивают их старания, предоставляют стажировки и вакансии. Таким образом, чемпионатное движение – это постоянный диалог между системой СПО и предприятиями, это возможность услышать друг друга, подстроить процесс обучения под нужды работодателя», – отметил Сергей Кожевников.
Особое внимание уделяется и инклюзивным форматам. Например, чемпионат «Абилимпикс» ежегодно собирает около пяти тысяч участников с ограниченными возможностями здоровья, доказывая, что желание развиваться и быть полезным обществу не зависит от обстоятельств.
СПО – это не только профессия, но и воспитание отношения к работе как к жизненному предназначению. Для этого возрождается институт наставничества: опытные мастера передают знания молодежи, помогают освоить не только технические навыки, но и культуру труда.
Студенты учатся не только в классах, но и в центрах карьеры, где им рассказывают о корпоративной этике, командной работе и планировании профессионального пути. А истории успеха выпускников СПО становятся примером для новых поколений. Такие люди, как токарь Алексей Стаханов, чьи технологические разработки применяются на оборонных заводах, или Мария Семенова, победительница «Абилимпикса», ставшая IT-специалистом, доказывают, что высокий уровень мастерства доступен каждому.
Во многом от тех, кто передает молодежи знания и навыки, зависит будущее экономики. Поэтому Институт развития профессионального образования активно работает над повышением квалификации педагогов и мастеров производственного обучения.
Целостная система подготовки педагогических кадров СПО выстраивается на базе Федеральных технопарков профобразования в Калуге и Нижнем Новгороде. В 2024 году на базе технопарков прошли обучение порядка 3 тысяч человек, включая педагогических работников и мастеров производственного обучения, педагогов дополнительного образования, школьников и студентов. В 2025 году на площадках технопарков запланировано обучение более 2 тысяч педагогических работников в рамках реализации проекта «Профессионалитет» и порядка 1 тысячи – в рамках реализации проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем».
Одна из задач ИРПО – сформировать высокоэффективный кадровый потенциал преподавателей и мастеров производственного обучения. Они должны владеть самыми современными профессиональными технологиями, знать все об актуальном оборудовании, инструментах и материалах на предприятиях.
Институт развития профессионального образования реализует ключевые проекты в системе СПО по поручению Минпросвещения России.
Полная версия статьи доступна по ссылке.