Международные эксперты обсудили роль Чемпионатного движения

Международные эксперты обсудили роль Чемпионатного движения

Чемпионатное движение – эффективный инструмент профориентации и обучения будущих специалистов не только в России, но и по всему миру. Эксперты из Уганды, Кувейта, КНР, Сирии и стран СНГ поделились опытом в ходе трех стратегических сессий международного трека Финала Чемпионата «Профессионалы».

Первую – «Роль работодателей: потребности в компетенциях и требованиях к их содержанию, механизмы и формы участия в подготовке и оценке квалификаций и компетенций» модерировала Ольга Олейникова – доктор педагогических наук, профессор Института развития профессионального образования.

Она отметила, что сейчас международное сотрудничество в сфере подготовки кадров и профессионального образования приобретает новые форматы. В России формируется модель Чемпионатного движения, которое должно стать площадкой международных и межкультурных коммуникаций.

С докладом на сессии выступили:

  • Андрей Хитров, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере атомной энергии;
  • Шерзод Рахимов, начальник Управления инновационного развития профессионального образования Института развития профессионального образования при Министерстве высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан;
  • Валерий Голубовский, ректор Республиканского института профессионального образования Республики Беларусь;
  • Юншэн Чжао, проректор Харбинского профессионально-технического института, Китай.

Андрей Хитров отметил, что у «Росатома» стоит план по развитию, руководствуясь которым, к 2030 году Госкорпорации необходимо вдвое увеличить штатную численность сотрудников. Прогнозы строят, ориентируясь на развитие технологий и появление новых компетенций, которые будет необходимо закрывать молодым специалистам.

Валерий Голубовский сообщил, что в Беларуси показатели рассчитывают, опираясь на данные, которые предоставляют предприятия – индустриальные партнеры колледжей. С ними учебное заведение заключает договор и передает прогнозные значения. Потенциальный работодатель формирует их на 5 лет и вносит в республиканскую автоматизированную систему. В итоге государство и система образования может формировать стратегию обучения будущих специалистов, исходя из запросов рынка.

«Государство измеряет систему профессионального образования тем, насколько люди, которые вышли с определенным уровнем образования, заняты в экономике. Работодатели хотят сегодня иметь квалифицированные кадры с высокой производительностью труда. Это влияет на показатели занятости, уровень безработицы, социальной стабильности, уровня доходов и так далее», – отметил ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский

Тему международного трека продолжили на второй сессии «Технологии подготовки по компетенциям: обмен лучшими практиками». Ее также провела Ольга Олейникова. На встрече эксперты рассказали о «Технологиях подготовки по компетенциям: обмен лучшими практиками».

С докладами выступили: 

  • Махмуд Бани Маржех, заместитель Министра просвещения Сирийской Арабской Республики;
  • Елена Васина, директор СПб ГБПОУ «Петровский колледж»;
  • Хун Вэй, начальник международного отдела Хэйлунцзянского профессионально-технического института транспорта, Китай;
  • Джон Муинго, заместитель министра образования и спорта Уганды;
  • Чинара Урумкалиева, директор Профессионального лицея информационных технологий №99 при Президенте Кыргызской Республики.

Начальник международного отдела Хэйлунцзянского профессионально-технического института транспорта Китая Хун Вэй сообщила о инновационном транспортном проекте, который успешно реализовали в учебном заведении. На территории действует полноразмерная железная дорога, среди кампусов курсируют поезда, которыми управляют студенты, там же расположены здания железнодорожного вокзала. Обучение проходит в депо, где происходит и ремонт локомотивов. Кроме того, в политехническом колледже есть симуляционные центры для начинающих специалистов.

«Мы первый раз приехали в Россию для участия в Чемпионате. Наша цель – обмен опытом, мы многому учимся, участвуя в соревнованиях.  Мы очень ценим роль международных соревнований в проверке наших знаний», – подчеркнула Вэй Хун.

Интерес к стране и системе образования, а также к уровню подготовки специалистов отметил заместитель Министра просвещения Сирийской Арабской Республики Махмуд Бани Маржех. На Чемпионате «Профессионалы» студентам из Сирии могут быть интересны методические материалы, пособия для обучения и техника, представленная на площадках компетенций.

«В Уганде для того, чтобы повышать шансы выпускников учебных заведений устроиться на работу, внедрили систему TVET», - рассказал заместитель министра образования и спорта Уганды Джон Муинго. Это все формы обучения в разных возрастных группах. Для будущих специалистов готовят образовательные программы и системы тренировки практических навыков, которые помогут освоить востребованную специальность в ключевых секторах экономики. Сейчас в стране 5 процентов населения младше 35 лет задействованы на рынке труда.

Продолжила международный трек сессия «Чемпионатное движение как катализатор процессов совершенствования подготовки кадров в профессиональном образовании». Модерировала совещание советник министра просвещения РФ, зампредседателя комитета Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию, член Экспертного совета при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию по вопросам ДПО, переподготовки и непрерывного образования, Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Наталия Золотарева.

В сессии приняли участие:

  • Аммануел Гарза, директор по управлению и поддержке ТПО Департамента высшего образования и подготовки кадров ЮАР;
  • Муна С.А.Салим, генеральный инспектор по ИКТ Министерства образования Кувейта;
  • Акобиров Шосафар, советник ректора Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования, Республика Таджикистан;
  • Елена Сартакова, директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева.

Представитель ЮАР рассказал, что страна участвует в международных чемпионатах профессионального мастерства с 2003 года. «Мы стремились повысить уровень мастерства. Мы поняли, что при подготовке к соревнованиям можно продуктивно учиться — это помогает повысить уровень мастерства, а на соревнованиях, при знакомстве с другими участниками и экспертами можно заполнить пробелы в навыках по сравнению с другими странами. Хорошо, что Россия хочет сотрудничать на мировом уровне, особенно с Югом. Россия показывает хороший пример возможностей промышленности и образования. Раньше обмен шел с Западными странами, а сейчас это хорошая возможность наладить отношения с Азией и Африкой», – отметил директор по управлению и поддержке ТПО Департамента высшего образования и подготовки кадров ЮАР Аммануел Гарза.

Эксперт из Кувейта рассказала, что в стране оборудуют лаборатории и компьютерные классы, чтобы изучать предметы при помощи информационных технологий. Школьников учат пользоваться текстовыми и графическими редакторами, поисковиками, переводчиками и программами для монтажа. С 6 класса детям преподают основы кибербезопасности, старшеклассникам – основы программирования. В этом году в школах ввели предмет «Этичное использование искусственного интеллекта».

Другие события

Управленческие команды кластеров «Профессионалитета» проходят курсы повышения квалификации

Управленческие команды кластеров «Профессионалитета» проходят курсы повышения квалификации

В 2024 году будут созданы ещё 150 кластеров «Профессионалитета» по 24 отраслям. Для региональных управленческих команд кластеров, присоединившихся к федеральному проекту в этом году, стартовал цикл очных модулей программы повышения квалификации. Обучение пройдет в несколько потоков и продлится до ноября.

Работу Центров опережающей профессиональной подготовки обсудили в Санкт-Петербурге

Работу Центров опережающей профессиональной подготовки обсудили в Санкт-Петербурге

В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Подготовка педагогов как ресурс стратегического развития профессионального образования». На секции «Центр опережающей профессиональной подготовки – инструмент развития педагогических кадров» обсуждалась роль ЦОПП в оптимизации условий взаимодействия образовательных систем с работодателями и социальными партнерами. Модератором выступила проректор Института развития профессионального образования Тамара Романова.

В Южном федеральном округе состоялась окружная сессия по проведению демонстрационного экзамена

В Южном федеральном округе состоялась окружная сессия по проведению демонстрационного экзамена

В Астрахани завершилась окружная сессия Южного федерального округа по вопросам проведения демонстрационного экзамена в 2024 году. Площадками проведения стали Институт развития образования и Центр опережающей профессиональной подготовки Астраханской области. Основной задачей события стала реализация комплекса мероприятий для качественной подготовки к грядущим демонстрационным экзаменам.

В технопарке Калуги открылась «Мастерская наставничества»

В технопарке Калуги открылась «Мастерская наставничества»

24 апреля на базе Федерального технопарка профессионального образования в г. Калуга в рамках реализации перечня поручений Президента РФ по наставничеству состоялось открытие «Мастерской наставничества».

Стартовала программа повышения квалификации для пяти тысяч преподавателей и мастеров

Стартовала программа повышения квалификации для пяти тысяч преподавателей и мастеров

Более пяти тысяч преподавателей и мастеров производственного обучения станут слушателями по дополнительной программе повышения квалификации «Обучение педагогических работников практическим навыкам на оборудовании в Центрах повышения квалификации кадров среднего профессионального образования в соответствии с компетенциями Всероссийского чемпионатного движения». Программа нацелена на разработку практико-ориентированных программ и качественный образовательный контент по востребованным компетенциям, а также на создание условий для стимулирования роста профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения. Образовательные мероприятия пройдут по 110 направлениям – компетенциям Чемпионатного движения. Программа состоит из двух модулей: теоретического (в дистанционном формате) и практического (в формате очной стажировки на базе Технопарков, а также в лабораториях и мастерских образовательных организаций, реализующих программы СПО). Первые занятия уже начались, а с мая до конца октября преподаватели и мастера производственного обучения смогут практически улучшить свои навыки. По результатам итоговой аттестации в формате демонстрационного (практико-ориентированного) экзамена слушатели получат удостоверения о повышении квалификации, а также будут включены в экспертное сообщество Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. «Обучение на современном оборудовании повысит профессиональный уровень преподавателей и мастеров производственного обучения. В рамках данной программы они получат знания, которые в дальнейшем смогут применить в своей педагогической деятельности, обучая будущих специалистов», – отметила Ксения Калугина, начальник Дирекции развития профессионального мастерства Всероссийского чемпионатного движения Института развития профессионального образования.

В технопарке Нижнего Новгорода представят серию мультимедийных инсталляций

В технопарке Нижнего Новгорода представят серию мультимедийных инсталляций

Команда Института развития профессионального образования представляет серию инсталляций «Как создается реальность» в Центре креативных индустрий Федерального технопарка профессионального образования (Нижний Новгород). В период с 27 апреля по 1 мая 2024 года с 12 до 20 часов будут представлены следующие инсталляции:

Подписано соглашение о сотрудничестве между Институтом развития профессионального образования и Институтом стратегии развития образования

Подписано соглашение о сотрудничестве между Институтом развития профессионального образования и Институтом стратегии развития образования

В рамках взаимодействия планируется совместная деятельность по обновлению содержания образования и методов обучения, обеспечение преемственности общего и среднего профессионального образования.

На встрече Министра просвещения РФ и Министра образования КНР ректор ИРПО подписал соглашение с китайскими коллегами

На встрече Министра просвещения РФ и Министра образования КНР ректор ИРПО подписал соглашение с китайскими коллегами

18 апреля в Москве состоялась встреча в рамках восьмого Совещания министров образования государств – членов Шанхайской организации сотрудничества.

К Чемпионатному движению присоединились восемь предприятий-партнеров

К Чемпионатному движению присоединились восемь предприятий-партнеров

16 апреля в павильоне 57 на ВДНХ состоялась встреча по развитию Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. На мероприятии между Институтом развития профессионального образования и восемью предприятиями были подписаны соглашения о сотрудничестве.

Единый день открытых дверей пройдет в 370 кластерах «Профессионалитета»

Единый день открытых дверей пройдет в 370 кластерах «Профессионалитета»

20 апреля в 370 кластерах федерального проекта «Профессионалитет», объединяющего колледжи, техникумы и ведущие российские предприятия, состоится Единый день открытых дверей. Школьники, их родители и педагоги смогут познакомиться с востребованными рабочими профессиями, возможностями обучения по практико-ориентированным образовательным программам и способами трудоустройства в ведущие компании страны.



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных