Комментарий эксперта о ФГОС СПО по специальности 43.02.17 «Технологии индустрии красоты»

Комментарий эксперта о ФГОС СПО по специальности 43.02.17 «Технологии индустрии красоты»

В 2022 году Министерством просвещения РФ был утвержден и зарегистрирован новый ФГОС среднего профессионального образования по специальности 43.02.17 Технологии индустрии красоты.

О нововведениях в данном ФГОС мы побеседовали с Татьяной Ананьевой, которая более 5 лет является председателем ФУМО в системе СПО по УГПС 43.00.00 Сервис и туризм.


                      Татьяна Ананьева

                     Председатель ФУМО по УГПС 43.00.00 Сервис и туризм

                    Советник ректора Российского государственного университета туризма и сервиса


Татьяна Николаевна, спасибо, что нашли время побеседовать с нами. Начнем с основного — какова цель актуализации данного ФГОС СПО?

Законодательство Российской Федерации об образовании предусматривает требования и механизмы разработки образовательных программ СПО в соответствии с ФГОС СПО, актуальными потребностями рынка труда, в том числе с учётом развития цифровых технологий.

В соответствии с поставленной нами задачей, в 2021/22 учебном году была проведена большая работа по актуализации ФГОС СПО укрупнённой группы «Сервис и туризм», в том числе и по специальности 43.02.17 «Технологии индустрии красоты».

ФГОС приведён в соответствие с требованиями профессиональных стандартов и предусматривает возможность разработки образовательными организациями гибких образовательных программ в соответствии с выбранной направленностью.

Кроме того, новый перечень профессий и специальностей и новый макет ФГОС СПО предусматривал укрупнение профессий и специальностей и создание на этой основе комплексных специальностей при условии оптимизации сроков обучения.

Прокомментируйте, пожалуйста, основные изменения, заложенные в обновленный ФГОС?

Новый ФГОС 43.02.17 «Технологии индустрии красоты» по сути объединил в себе 3 специальности: «Стилистика и искусство визажа» (43.02.03); «Технология эстетических услуг» (43.02.12) и «Технология парикмахерского искусства» (43.02.13). Таким образом, у обучающихся образовательных организаций СПО появилась возможность получить широкую квалификацию «Специалист индустрии красоты». При этом срок обучения на базе среднего общего образования составил 1 год 10 месяцев; на базе основного общего – 2 года 10 месяцев.

Новый ФГОС большое внимание уделяет практической подготовке студентов, что помогает обучающимся создать образ будущей специальности, освоить профессиональные умения и навыки и получить нужный профессиональный опыт в рамках оптимизированных сроков обучения за счёт интенсификации подготовки.

Во ФГОС включена цифровая компетенция, направленная на формирование у выпускников способности понимать принципы работы и использовать современные информационные технологии и программные средства при решении задач профессиональной деятельности.

Кто работал над содержательным наполнением данного ФГОС СПО?

Разработкой ФГОС СПО «Технологии индустрии красоты» занималась команда I Московского образовательного комплекса (руководитель рабочей группы Герасимова Г.В.) под руководством ФУМО «Сервис и туризм» (Ананьева Т.Н.) в содружестве с СПК и Союзом парикмахеров и косметологов России (Горелик В.М.) при сопровождении Института развития профессионального образования.

Какие новые перспективы открываются для студентов благодаря внедрению актуализированных образовательных стандартов?

Новый ФГОС СПО по специальности 43.02.17 «Технологии индустрии красоты» предусматривает введение широкой квалификации «Специалист индустрии красоты».

В рамках общепрофессионального цикла студенты получают  знания, которые необходимы во всех сферах индустрии красоты. В рамках профессионального цикла студенты осваивают конкретные направленности по выбору: «Визаж и стилистика», «Эстетическая косметология», «Парикмахерское искусство».

Кроме того, выпускники специальности «Технологии индустрии красоты» осваивают одну или несколько рабочих профессий (специалист по маникюру, специалист по педикюру и др.). Всё это способствует тому, что выпускники приобретают широкие возможности трудоустройства на предприятиях индустрии красоты.

Как отразится внедрение актуализированных образовательных стандартов среднего профессионального образования на образовательной организации, реализующей образовательные программы СПО?

Внедрение актуализированных образовательных стандартов СПО предъявляет новые требования к управлению учебным заведением, организации учебного процесса и повышению квалификации преподавательского состава. Потребуется изменить нормативно-правовое регулирование учебного процесса (учебные планы и графики), стандарты подготовки, информационное обеспечение и др.

По-видимому, придётся пересмотреть требования к материально-техническому обеспечению (перечень лабораторий и др.).

Широкая квалификация выпускников требует и широкой квалификации преподавателей. Поэтому необходимо в кратчайший срок разработать и экспериментально апробировать новые программы повышения квалификации преподавателей с целью освоения ими смежных профессиональных дисциплин. И наконец, учебники и учебные пособия по новым дисциплинам нового стандарта. Этим тоже надо заниматься уже сейчас.

Другие события

Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда» проверит ваши знания в сфере инклюзии

Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда» проверит ваши знания в сфере инклюзии

Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда» проверит ваши знания в сфере инклюзии С 2 по 10 декабря 2022 года в 10:00 по московскому времени состоится ежегодная Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда».

VII Всероссийский Форум федеральных учебно-методических объединений СПО пройдет в Санкт-Петербурге

VII Всероссийский Форум федеральных учебно-методических объединений СПО пройдет в Санкт-Петербурге

28-29 ноября 2022 года более 120 экспертов соберутся на площадке Петровского колледжа для подведения итогов работы федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) системы среднего профессионального образования (СПО).

Cотрудники ИРПО встретились со школьниками на площадке Переславль-Залесского санаторного детского дома

Cотрудники ИРПО встретились со школьниками на площадке Переславль-Залесского санаторного детского дома

20 ноября 2022 года сотрудники Института развития профессионального образования встретились со школьниками на площадке Переславль-Залесского санаторного детского дома. В этом заведении воспитывают детей, которые осиротели в раннем возрасте или остались без попечения родителей.

Всероссийский форум «Билет в Будущее» прошел с 18 по 19 ноября

Всероссийский форум «Билет в Будущее» прошел с 18 по 19 ноября

Всероссийский форум «Билет в Будущее» прошел с 18 по 19 ноября. В мероприятии приняли участие более 200 специалистов в области профориентации, включая систему среднего профессионального образования.

Завершился IV Международный конкурс профессионального мастерства для студентов педагогических специальностей

Завершился IV Международный конкурс профессионального мастерства для студентов педагогических специальностей

15-18 ноября 2022 года на площадке Бурятского республиканского педагогического колледжа проходил IV Международный конкурс профессионального мастерства «Урок на родном языке». За победу соревновались студенты педагогических колледжей, институтов и университетов из 22 регионов России, а также Китайской Народной Республики и Монголии.

На итоговых защитах в Свердловской области обсудили первые результаты Профессионалитета

На итоговых защитах в Свердловской области обсудили первые результаты Профессионалитета

В Екатеринбурге участники федерального проекта «Профессионалитет» подвели итоги работы образовательно-производственных центров (кластеров) в 2022 году.

В Госдуме обсудили условия развития инклюзивного образования, профессиональной ориентации и содействия трудоустройству инвалидов в сельских территориях

В Госдуме обсудили условия развития инклюзивного образования, профессиональной ориентации и содействия трудоустройству инвалидов в сельских территориях

17 ноября в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялся круглый стол «Создание условия для развития инклюзивного образования, профессиональная ориентация и содействие трудоустройству инвалидов в сельских территориях»

В Совете Федерации состоялся круглый стол по вопросам подготовки специалистов в области инклюзивного образования

В Совете Федерации состоялся круглый стол по вопросам подготовки специалистов в области инклюзивного образования

Заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Мохмад Ахмадов и член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Елена Писарева провели круглый стол на тему «Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, обеспечивающих получение образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».

Состоялся вебинар по укреплению потенциала педагогов Альянса ПОО БРИКС

Состоялся вебинар по укреплению потенциала педагогов Альянса ПОО БРИКС

16 ноября в онлайн-формате в рамках Альянса сотрудничества стран БРИКС в области профессионального образования и обучения состоялся вебинар по укреплению потенциала педагогов государств БРИКС. Темой вебинара стали «Цифровые ресурсы: укрепление институционального партнерства между профессиональными образовательными организациями и предприятиями»

Образовательно-производственный кластер Профессионалитета открылся в Ярославской области

Образовательно-производственный кластер Профессионалитета открылся в Ярославской области

В рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» в Ярославской области создан образовательно-производственный кластер по направлению «Биохимическое производство». На данный момент заработал тренинг-центр, ставший аналогом реального производственного участка предприятия фармацевтической отрасли. Торжественное открытие состоялось 14 ноября.