Как меняются образовательные стандарты СПО под запросы работодателей

Как меняются образовательные стандарты СПО под запросы работодателей


Дискуссия на эту тему в формате круглого стола состоялась сегодня, 14 декабря, на международном конгрессе «Молодые профессионалы: кадровый потенциал экономики». В мероприятии приняли участие представители экспертного сообщества, руководители организаций среднего профессионального образования, а также компаний-работодателей.


Практически на всех секциях Конгресса отмечалось, как современные технологии и глобальные изменения в различных сферах меняют содержание бизнес-процессов, в которых система СПО является полноправным участником с точки зрения подготовки профессиональных кадров. Работодатели во многих сферах выдвигают свои требования к профессиональным и личностным компетенциям своих сотрудников. Удовлетворение этих требований на этапе обучения – задача образовательной системы. Вопросы изменения федеральных образовательных стандартов под запросы работодателей поднимали в дискуссии на специализированном круглом столе.


Наталья Гунявина, эксперт в области среднего профессионального образования, представила актуальный перечень профессий и специальностей, который, по ее мнению, соответствует процессам глобализации и ускорения жизненного цикла современных технологий. Владимир Блинов, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХИГС в своем докладе обратился к вопросам эволюции образовательных программ и стандартов. «Эпоха стабильных программ прошла, сегодня нужны гибкие программы на основе общих стандартов, которые могут быть приведены в соответствие запросам с помощью конструктора необходимых компетенций. Следующая ступень развития – персонифицированные программы, которые будут учитывать особенности и обучающегося, и работодателя, и внешние условия образовательного процесса».

О том, что уже сегодня содержание профессионального образования меняется говорила и его коллега Екатерина Есенина. В своем выступлении она привела слоган современной организации СПО: команда педагогов, сетевое взаимодействие, междисциплинарность, студентоцентрированность, целесообразность (бережливость), управление на основе анализа качественных данных.
«Мы должны обратить внимание на студентов, потому что успех обучения во многом зависит от мотивации – подчеркнула Елена Есина. – Мы часто говорим о работодателе, о системе, но забываем, что интенсификация обучения имеет свои пределы, а средства обучения для каждого студента индивидуальны и конкретны». Кроме этого, Елена Есенина отметила, что в свете изменения образовательных стандартов необходимо уделить внимание подготовке педагогов, разработке педагогических тренингов и технологий.


О своем подходе к совершенствованию стандартов рассказал заместитель директора Московского государственного образовательного комплекса Роман Асланов. «Мы выстраиваем партнерство с работодателем через их корпоративные стандарты. Таким образом мы решаем две задачи: содействуем повышению эффективности производства и готовим полезные кадры для партнеров.
Владислав Пылин, заместитель генерального директора НИИ Мониторинга качества образования, представил инструменты независимой оценки качества и соответствия подготовки в СПО образовательным стандартам и запросам работодателей. НИИ МКО давно занимается разработкой инструментов оценки образовательных программ. Наибольшей популярностью в системе СПО пользуются различные диагностические продукты, федеральный онлайн-экзамен в сфере профессионального образования, онлайн-тренажеры для отработки навыков и компетенций.

Об особенностях запросов работодателей говорили представители предприятий — партнеров учреждений СПО. Один из них — компания ESTEL, работающая с обучающими организациями в индустрии красоты. Алла Гаврилова, региональный менеджер ESTEL по работе с учебными заведениями, рассказала, что образовательная цель компании — познакомить и влюбить в профессию будущих мастеров, создать профессиональное сообщество, с которым в будущем предстоит работать компании. Эксперт отметила, что основная проблема выпускников – недостаток практики, «они приходят сырыми и приходится их переучивать, оснащение учебных аудиторий сейчас хорошее, а практики маловато».


С компанией ESTEL, в частности, работает Первый Московский образовательный комплекс.
Галина Герасимова, руководитель факультета «Индустрия красоты и гостеприимства», одной из главных проблем подготовки специалистов сферы сервиса считает отсутствие крупного партнёра. Для исправления ситуации учебные организации выстраивают диалог с профессиональным сообществом и предприятиями среднего и малого бизнеса.


Рынок труда меняется, и чтобы соответствовать запросам времени в образовательный план ввели модуль «Организация коммерческой деятельности». Это помогает выпускникам в дальнейшем строить собственный бизнес.


Анна Сикорская, первый проректор Института КЭМВИ – ДРК, международный эксперт WorldSkills Russia по компетенции «Эстетическая косметология», подтвердила, что современный рынок требует не профессии и специальности – а компетенции. При составлении стандартов и программ важно внедрять в процесс цифровые технологии, привлекать работодателей к разработке программ и к оценке компетенций.


О таком партнерстве образования и бизнеса рассказали Екатерина Слюсарь, начальник отдела практико-ориентированной подготовки ГБПОУ «Колледж связи № 54» и Александр Батищев, начальник отдела по работе с образовательными организациями ГК Astra Linux. «В последнее время вырос спрос на новые цифровые компетенции и специалистов в этой области. Мы сделали ставку на вендоров, чтобы наши выпускники после выпуска имели целый пакет сертификатов разных компаний», — рассказала Екатерина Слюсарь.


Учебная организация сосредоточилась на сотрудничестве с отечественными IT-компаниями. Это позволило расширить перечень работодателей, заинтересованных в специалистах колледжа. Теперь студенты выходят на практику в самые известные компании: РЖД, Росатом, Газпром, МВД и другие.

Заместитель председателя ФУМО СПО по укрупненной группе специальностей «Информатика и вычислительная техника» Дамира Рамазанова подтвердила, что отмечается высокий запрос на компетенции цифровой экономики у обучающихся профессиональных образовательных организаций. В новом году ФУМО приступает к разработке новых ФГОСов для специальностей «Сетевое администрирование» и «Веб-разработчик».


Об интересе IT-компаний к подготовке кадров в СПО говорила и Мария Правдина, заместитель директора фирмы «1С»: «Важно дать студентам некий цифровой кругозор с точки зрения применения цифровых продуктов на своем рабочем месте. Научить людей правильно ставить задачу, чтобы повысить эффективность за счет применения IT-технологий».


Об успешном опыте такой работы рассказал Андрей Ермаков, международный эксперт Ворлдскиллс Россия по компетенции «Промышленный дизайн», преподаватель Московского издательско-полиграфического колледжа имени Ивана Федорова. В колледже эффективно используется цифровизация традиционных этапов в современном производстве и образовании. Будущие дизайнеры — профессионалы участвуют в совместных международных проектах, применяя современные цифровые технологии.


Участники круглого стола отметили, что дискуссия была содержательной и полезной. Разговор о различных аспектах изменений образовательных стандартов, партнерстве с работодателями и цифровизации среднего профессионального образования продолжен на других площадках конгресса.

Другие события

Ректор ИРПО принял участие в «Диктанте Победы»

Ректор ИРПО принял участие в «Диктанте Победы»

Участники ответили на 25 вопросов о самых важных датах и именах из истории Великой Отечественной войны

Более 100 слушателей прошли очное обучение по программе «Совершенствование практического опыта полетной подготовки БАС»

Более 100 слушателей прошли очное обучение по программе «Совершенствование практического опыта полетной подготовки БАС»

Обучение проводилось на площадке Федерального технопарка профессионального образования в Калуге

Сергей Кравцов: Показатель трудоустройства выпускников педвузов 2024 года превысил аналогичные с 2021 по 2023 год

Сергей Кравцов: Показатель трудоустройства выпускников педвузов 2024 года превысил аналогичные с 2021 по 2023 год

Министр просвещения РФ выступил на пленарном заседании Всероссийского совещания региональных министров образования в центре «Корсунь»

На форуме «МАЛАЯ РОДИНА – СИЛА РОССИИ» рассказали о развитии независимой системы образования

На форуме «МАЛАЯ РОДИНА – СИЛА РОССИИ» рассказали о развитии независимой системы образования

Начальник управления ФП «Профессионалитет» ИРПО Елена Сафина приняла участие в панельной дискуссии «Суверенная система образования: ответ на внешние вызовы»

Утверждены даты и площадки проведения отборочного этапа чемпионата «Абилимпикс»

Утверждены даты и площадки проведения отборочного этапа чемпионата «Абилимпикс»

По результатам рассмотрения полученных заявок определены 13 региона в восьми федеральных округах

Советник ректора ИРПО Ольга Суханова выступила на форуме в Центре знаний «Машук»

Советник ректора ИРПО Ольга Суханова выступила на форуме в Центре знаний «Машук»

Участниками мероприятия стали представители семи регионов СКФО