На базе Всероссийского детского центра «Смена» состоялся масштабный семинар-совещание для специалистов по воспитательной работе из образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО), участвующих в федеральном проекте «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети». Мероприятие, собравшее 1132 представителей из 74 регионов России, было посвящено интеграции воспитательных практик в программы СПО в условиях современности.
Уникальный механизм самореализации молодежи в рамках проекта «Амбассадоры Профессионалитета» представила начальник центра организации межрегионального взаимодействия и управления сетевыми проектами Института развития профессионального образования (ИРПО) Наталия Минасян.
Амбассадоры – это студенты, которые делятся личным опытом обучения со школьниками и родителями – проводят экскурсии, мастер-классы и другие мероприятия в колледжах и техникумах, участвуют в приемной кампании, а также в региональных и федеральных просветительских мероприятиях, презентуют карьерные карты, демонстрируя возможности профессионального роста.
«Они становятся наставниками для первокурсников, помогают им адаптироваться, отвечают на вопросы, которые те порой стесняются задать преподавателям. Но самое важное, что амбассадоры создают среду, в которой каждый чувствует себя частью большого коллектива, пространство, где ценят инициативу, где молодёжь не просто слушает, а имеет право голоса», – подчеркнула начальник центра организации межрегионального взаимодействия и управления сетевыми проектами ИРПО.
Наталия Минасян также отметила, что когда студенты становятся амбассадорами, они получают уникальный практический опыт: например, выступлений перед аудиторией, ведения социальных сетей, организации мероприятий и т.д. Этим навыкам нельзя научиться, изучая теорию, они вырабатываются только на практике.
«Амбассадоры для колледжей – мощнейший инструмент. Это – живой имидж, который создают сами студенты. Важно помнить, что воспитательная работа – это не только дисциплина и порядок. Это – становление личности, которая будет действовать, вдохновлять, менять. Амбассадоры сегодня – это 600 команд и 4000 амбассадоров из 81 региона, которые делают наши колледжи лучше, современнее и человечнее», – подытожила Наталия Минасян.
С докладом на тему «Опыт разработки и реализации примерной программы воспитания для СПО. Новые вызовы» выступил главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Василий Косырев. Он подчеркнул значительное влияние автоматизации и цифровизации на рынок труда, что требует от выпускников СПО новой гибкости и адаптивности.
«Поэтому если говорить об образовательных программах, то они должны быть максимально приближены к реальным условиям. То же самое можно сказать и о программах воспитания. Все это требует полной интеграции образовательных и воспитательных задач с акцентом на дуальное обучение. Кроме того, современные работодатели требуют от выпускников способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Соответственно, мы должны формировать у студентов базовую универсальность и готовность к постоянному повышению квалификации. Именно такие качества мы должны закладывать в рамках воспитательной работы», – сказал Василий Косырев.
Центр воспитания в системе среднего профессионального образования ВДЦ «Смена» презентовала его руководитель Светлана Волкова. «Смена» — это круглогодичный детский центр, расположенный в с. Сукко Анапского района. Он включает в себя шесть детских образовательных лагерей («Лидер», «Профи», «Арт», «Профессиум», «Наставник», «Рубеж»), на базе которых реализуется более 80 образовательных программ. С 2017 года здесь действует Всероссийский учебно-тренировочный центр профессионального мастерства и популяризации рабочих профессий, созданный по поручению президента РФ.
«Смена обладает колоссальным потенциалом в вопросах синергии образовательного и воспитательного процессов благодаря 40-летнему опыту. Именно поэтому с 2025 года здесь функционирует Центр воспитания в системе среднего профессионального образования, который призван повысить эффективность работы в направлении наполнения жизненного пространства подрастающего поколения важными смыслами. В результате работы проекта «Профессионалитет» работодатели России стали активно принимать участие в образовательном процессе, а благодаря таким мероприятиям, как семинар-совещание, образовательные программы в колледжах будут наполняться новыми смыслами, в том числе в разрезе формирования профессиональной идентичности. Наша задача – воспитать человека труда так, чтобы самореализация молодого человека находилась в балансе с потребностями развития страны», – отметила Светлана Волкова.
Семинар-совещание на базе Всероссийского детского центра «Смена» стало важным этапом в выработке единых подходов к воспитанию в системе СПО, где инициативы, подобные проекту «Амбассадоры Профессионалитета» играют ключевую роль в формировании современной, привлекательной и эффективной образовательной среды.
Институт развития профессионального образования реализует федеральный проект «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети» по поручению Минпросвещения России.