Сергей Кожевников в интервью «КП» рассказал о стратегических задачах ИРПО

Сергей Кожевников в интервью «КП» рассказал о стратегических задачах ИРПО

Колледжи и техникумы стали стратегическим инструментом для развития экономики, точками роста для отраслей, которые в нынешних условиях должны опираться на собственные технологии и кадры.

Россия сегодня делает ставку на собственные технологии и производство. В этих условиях важнейшее значение приобретает подготовка специалистов, которые смогут работать с новыми материалами, беспилотниками, умными системами и водородным транспортом. И именно система СПО берет на себя ключевую роль в обеспечении этого процесса.

На реализацию таких задач выходит Институт развития профессионального образования. Он участвует в реализации национальных проектов, направленных на технологическое лидерство – например, таких, как «Беспилотные авиационные системы».

В сферу деятельности ИРПО сейчас входят также нацпроекты техлидерства «Новые материалы и химия» и «Промышленное обеспечение транспортной мобильности». Стратегический приоритет Института – развитие СПО как ключевого поставщика кадров для технологического прорыва страны.
«В 2024/25 учебном году порядка 1,72 млн студентов обучаются по программам СПО, связанным с обеспечением технологического лидерства России. Таким образом, система СПО становится важным участником формирования кадрового резерва, способного обеспечить технологический прогресс и конкурентоспособность страны», – рассказал ректор ИРПО Сергей Кожевников.

Федеральный проект «Профессионалитет» призван закрыть потребности промышленности в высококлассных специалистах. Реализуя этот проект, ИРПО помогает выстраивать не просто совместную работу колледжей и предприятий, а целую экосистему кластеров, в которой студенты получают практико-ориентированное образование, а работодатели – молодых, но владеющих нужными навыками сотрудников. На сегодняшний день более 2 тысяч компаний участвуют в подготовке будущих специалистов, и 90% выпускников, участников программы, трудоустраиваются.

По данным на 2025 год, в рамках проекта «Профессионалитет» созданы 493 кластера в 81 регионе. Учебные заведения и предприятия объединяются по 24 ключевым отраслям экономики. К 2030 году в кластеры войдут около 3 тысяч образовательных организаций СПО.

Не менее значимое место в развитии СПО занимает чемпионатное движение. Оно позволяет молодым специалистам не только совершенствовать свои навыки, но и решать реальные производственные задачи. Ежегодно в этих соревнованиях участвуют десятки тысяч человек, а их задачи разрабатываются с участием самих работодателей.

«Мы видим чемпионатное движение мощным драйвером раскрытия кадрового потенциала страны. На соревновательных площадках всегда задействованы работодатели. В этом году их более 7,5 тысячи. Они участвуют в подготовке заданий для конкурсантов, оценивают их старания, предоставляют стажировки и вакансии. Таким образом, чемпионатное движение – это постоянный диалог между системой СПО и предприятиями, это возможность услышать друг друга, подстроить процесс обучения под нужды работодателя», – отметил Сергей Кожевников.

Особое внимание уделяется и инклюзивным форматам. Например, чемпионат «Абилимпикс» ежегодно собирает около пяти тысяч участников с ограниченными возможностями здоровья, доказывая, что желание развиваться и быть полезным обществу не зависит от обстоятельств.

СПО – это не только профессия, но и воспитание отношения к работе как к жизненному предназначению. Для этого возрождается институт наставничества: опытные мастера передают знания молодежи, помогают освоить не только технические навыки, но и культуру труда.

Студенты учатся не только в классах, но и в центрах карьеры, где им рассказывают о корпоративной этике, командной работе и планировании профессионального пути. А истории успеха выпускников СПО становятся примером для новых поколений. Такие люди, как токарь Алексей Стаханов, чьи технологические разработки применяются на оборонных заводах, или Мария Семенова, победительница «Абилимпикса», ставшая IT-специалистом, доказывают, что высокий уровень мастерства доступен каждому.

Во многом от тех, кто передает молодежи знания и навыки, зависит будущее экономики. Поэтому Институт развития профессионального образования активно работает над повышением квалификации педагогов и мастеров производственного обучения.

Целостная система подготовки педагогических кадров СПО выстраивается на базе Федеральных технопарков профобразования в Калуге и Нижнем Новгороде. В 2024 году на базе технопарков прошли обучение порядка 3 тысяч человек, включая педагогических работников и мастеров производственного обучения, педагогов дополнительного образования, школьников и студентов. В 2025 году на площадках технопарков запланировано обучение более 2 тысяч педагогических работников в рамках реализации проекта «Профессионалитет» и порядка 1 тысячи – в рамках реализации проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем».

Одна из задач ИРПО – сформировать высокоэффективный кадровый потенциал преподавателей и мастеров производственного обучения. Они должны владеть самыми современными профессиональными технологиями, знать все об актуальном оборудовании, инструментах и материалах на предприятиях.

Институт развития профессионального образования реализует ключевые проекты в системе СПО по поручению Минпросвещения России.

Полная версия статьи доступна по ссылке.
 

Другие события

На чемпионате по профмастерству среди участников СВО «Абилимпикс» обсудят системную поддержку ветеранов

На чемпионате по профмастерству среди участников СВО «Абилимпикс» обсудят системную поддержку ветеранов

Деловая программа сформирована при поддержке Российского общества «Знание»

Сергей Кравцов отметил рост популярности инженерного образования среди школьников

Сергей Кравцов отметил рост популярности инженерного образования среди школьников

Президент России Владимир Путин провел в Кремле совещание, посвященное вопросам образования

Сергей Кравцов: «Основной период ЕГЭ-2025 прошел на высоком организационном уровне и без серьезных нарушений»

Сергей Кравцов: «Основной период ЕГЭ-2025 прошел на высоком организационном уровне и без серьезных нарушений»

Глава Минпросвещения России подвел предварительные итоги экзаменационной кампании 2025 года

Демонстрационный экзамен сдали более 392 тысяч выпускников колледжей и техникумов

Демонстрационный экзамен сдали более 392 тысяч выпускников колледжей и техникумов

Более половины выпускников сделали выбор в пользу сдачи демоэкзамена профильного уровня

Первый чемпионат по профмастерству среди участников СВО состоится по 15 востребованным компетенциям

Первый чемпионат по профмастерству среди участников СВО состоится по 15 востребованным компетенциям

Участниками соревнований станут более 400 человек – конкурсанты, эксперты и сопровождающие

Дмитрий Чернышенко: Сформирован перечень основных показателей оценки состояния отечественной системы образования

Дмитрий Чернышенко: Сформирован перечень основных показателей оценки состояния отечественной системы образования

Ключевые показатели сформированы в разрезе уровней образования, а также по тематическим группам

Атласы доступных профессий: инклюзивное образование и трудоустройство для людей с инвалидностью

Атласы доступных профессий: инклюзивное образование и трудоустройство для людей с инвалидностью

Атласы размещены на сайте Федерального методического центра по инклюзивному образованию