Наталья Вистунова: «Мрия» формирует национальный стандарт гостеприимства»

Наталья Вистунова: «Мрия» формирует национальный стандарт гостеприимства»

                                        
На одном из лучших курортов России запустили уникальную модель подготовки кадров: здесь школьники под руководством опытных наставников получают свой первый профессиональный опыт, а преподаватели колледжей и техникумов осваивают лучшие практики гостеприимства. Проект «Класс гостеприимства», созданный специалистами Федерального учебного центра «Академия гостеприимства» курорта «Мрия», оказался настолько успешным, что получил премию Правительства России в области туризма. 

В День воссоединения Крыма с Россией о подготовке будущих профессионалов, первом профильном классе в сфере туризма и стажировках для педагогов, а также об участии в проекте «Профессионалитет» рассказывает заместитель генерального директора по стратегическому развитию курорта «Мрия» Наталья Вистунова. 


 Наталья Александровна, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания «Академии гостеприимства»? С чего все начиналось?

Федеральный учебный центр «Академия гостеприимства» родился из мечты – мечты превратить российский сервис в международный бренд на основе лучших практик курорта «Мрия». Шесть лет назад появился учебный центр, который занимался обучением специалистов и развитием индустрии гостеприимства во всей стране. Сразу отмечу, что индустрия гостеприимства – это понятие широкое, сегодня отрасль объединяет более 60 направлений, всех, кто занимается вашим путешествием – от бронирования и покупки билетов до размещения в отеле и организации отдыха. Важно, чтобы эти команды работали в партнерстве, имели стратегию развития и были ориентированными на людей – в основе гостеприимства человек – ключевой подход – человекоцентричность.

По большому счету мы формируем национальный стандарт гостеприимства, мотивируем молодых людей к выбору востребованных профессий. Команда курорта выступает в качестве наставников для молодежи и передает лучшие практики профессионалов молодому поколению. Наш проект получил поддержку Министерства образования, науки и молодежи и Министерства курортов и туризма Республики Крым.

За два года к проекту присоединились пять учебных заведений региона. Эксперты Академии провели мероприятия «Класс гостеприимства» более чем для 120 детей. И по результатам опроса, порядка 70% ребят, прошедших обучение, хотят связать свою жизнь этой индустрией.

Почему образовательные организации проявили такой интерес к вашему проекту?

Думаю, что одной из привлекательных сторон стала его практикоориентированность. Наш учебный центр рожден из практики, из бизнеса. Мы знаем стандарты и процедуры, которым необходимо обучать молодых людей, пришедших в отрасль гостеприимства, чтобы они стали востребованными специалистами, получили хороший фундамент для построения карьеры и смогли себя реализовать в профессиональном плане. За нашими выпускниками, без преувеличения, выстраиваются очереди из работодателей.


Какие возможности для развития индустрии гостеприимства дало участие в федеральном проекте «Профессионалитет»?

Проект «Профессионалитет» выводит образовательный процесс на новый уровень. Подготовкой специалистов занимаются не только учебные заведения, но и работодатели, и такой подход дает отличные результаты. Второй важный фактор – обучение преподавательского состав. Ведь люди, которые преподают в колледжах и техникумах, должны иметь практический опыт работы в отрасли, и наша задача – дать им возможность этот опыт получить в реальных условиях. Преподаватели, которые приезжают к нам на стажировку, встают за стойку вместе с администраторами, сервируют стол вместе с официантами, встречают и сопровождают гостей. Такая практика – это бесценный личный опыт, а еще она дает импульс для развития системы среднего профобразования в сфере туристической индустрии и гостеприимства. Преподаватели знакомятся с работой лучших специалистов и потом делятся своими знаниями со студентами.

Востребован ли такой формат обучения у преподавателей?

Да, очень востребован. Мы получаем много хороших отзывов и знаем, что преподаватели ждут возможности пройти стажировку в «Мрии». Стажировки длятся от 5 дней до 3 недель – в зависимости от запроса, от профилей и направлений, которые необходимо освоить. Например, подготовка администраторов или специалистов службы приема и размещения занимает 5 дней, но если идет речь о блоках, связанных с управлением номерным фондом, рестораном и другими комплексными задачами – то срок обучения увеличивается.

Расскажите, пожалуйста, про проекты «Учим мечтать» и «Класс гостеприимства». Чем они ценны и интересны?

Проект «Учим мечтать» появился, чтобы дать возможность ребятам, которые никогда не сталкивались с развитием индустрии туризма и гостеприимства, посетить наш комплекс, встретиться с топ-менеджерами и научиться мечтать о будущем. По инициативе «Сбера» и крымских предпринимателей для нескольких групп общей численностью более тысячи человек, в том числе из отдаленных районов и сельской местности мы организовали настоящий день мечты. Ребята провели незабываемый день в «Мрии», посетили мастер-классы нашей команды и обсудили, каким бы они хотели видеть свое будущее.

Четыре года назад глава Республики Крым предложил нам как одному из ключевых предприятий региона провести шефскую программу в школе. Так мы создали уникальный отраслевой проект «Класс гостеприимства».
Обучение проходит в течение девяти месяцев, и за это время ребята знакомятся с девятью профессиями, важными для развития отрасли.

В течение трех недель они изучают специальности индустрии, получают «мягкие навыки», необходимые для освоения профессии и встречаются с сотрудником, который построил успешную карьеру в своей сфере. Четвертая неделя – самая любимая у наших учеников, потому что она проходит на территории пятизвездочного курорта, и ребята имеют возможность применить полученные навыки на практике. В завершение каждого учебного модуля проходит аттестация: школьники принимают гостей в локации, которую они изучали. По итогам обучения ребята выбирают одну из специальностей, сдают экзамен и получают первые документы об освоении профессии. Для учеников это не просто знакомство с новой профессиональной отраслью, это возможность попробовать себя в 9 разных профессиях – от сыровара до ИТ-специалиста – и получение первого трудового опыта. Активными участникам обучения становятся родители, они поддерживают ребят, приезжают с ними на практические модули, готовят вместе с ними выпускной, радуются первым профессиональным победам, а часто и сами приходят работать в отрасль.

Сегодня по такой программе учатся три параллели – 9, 10 и 11 классы.

Какую поддержку оказывает команда курорта «Мрия»?

Программы обучения Федерального учебного центра «Академия гостеприимства» реализуется при поддержке опытных наставников и практиков курорта, в основе каждой программы стандарты работы флагмана индустрии, золотые правила сервиса и абсолютная любовь к гостю. Они передают ребятам не только профессиональные знания, но и делятся опытом, любовью к своему делу. Наставники сопровождают ребят, помогают им создавать свои проекты и представить их на конкурсах. Успешные проекты получают поддержку и реализуются на практике.

Можно ли будет тиражировать опыт вашего проекта?

Да, несомненно. Это наша цель. Сегодня нужны такие проекты – в первую очередь в регионах с высоким туристическим потенциалом. В нашей стране много удивительных мест – Байкал, Камчатка, Алтай, Мурманск… Здесь прекрасная природа, но пока нет инфраструктурных решений и премиальных туристических объектов, а это значит, что наш опыт будет полезен для формирования индустрии гостеприимства.

Мы планируем, что в перспективе в каждом регионе появится своя «Академия гостеприимства», где педагоги смогут повышать свою квалификацию, а ребята будут знакомиться интересными и востребованными профессиями в «Классах гостеприимства». Все это позволит вывести подготовку кадров для туристической индустрии нашей страны на новый уровень.

Другие события

Проректор ИРПО Иоанн Клиндухов посетил Хабаровский технологический колледж

Проректор ИРПО Иоанн Клиндухов посетил Хабаровский технологический колледж

В начале апреля колледж получил статус федеральной пилотной площадки по реализации проекта «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе СПО на основе модели колледжа креативных индустрий»

Эксперты ИРПО представили сборник «Среднее профессиональное образование в России: люди, факты, тренды»

Эксперты ИРПО представили сборник «Среднее профессиональное образование в России: люди, факты, тренды»

При составлении сборника была проведена комплексная аналитическая работа, включающая изучение статистики, обработку данных из различных информационных сервисов, результаты социологических исследований

Северо-Кавказский федеральный округ принял эстафету флага конкурса «Мастер года»

Северо-Кавказский федеральный округ принял эстафету флага конкурса «Мастер года»

Чеченская Республика стала первым регионом Северо-Кавказского федерального округа, принявшим флаг конкурса

Маргарита Скворцова рассказала о роли технопарков в подготовке кадров для обеспечения технологического лидерства страны

Маргарита Скворцова рассказала о роли технопарков в подготовке кадров для обеспечения технологического лидерства страны

Директор Федерального технопарка профессионального образования в Калуге приняла участие в ежегодной онлайн-конференции «Digital Innopolis Days 2025.Online. Время профессионалов»

ИРПО проведет отбор экспертов – разработчиков единых оценочных материалов демонстрационного экзамена

ИРПО проведет отбор экспертов – разработчиков единых оценочных материалов демонстрационного экзамена

Проекты документов для предварительного ознакомления опубликованы на сайте Института