Иоанн Клиндухов: «В колледжах креативных индустрий студенты создают впечатляющие стартапы»

Иоанн Клиндухов: «В колледжах креативных индустрий студенты создают впечатляющие стартапы»

- Иоанн Викторович, в России креативный сектор стал значимой составляющей экономики, его вклад в ВВП – 3,5%. Цифры, сопоставимые по масштабу с традиционными отраслями, например, со строительством. Это данные исследования АСИ, обнародованного в конце 2024 года. В чем вы видите причины такого заметного роста креативного сектора экономики?

- Рост креативного сектора экономики в России, который составляет 3,5% от ВВП, действительно впечатляет. Этот феномен можно объяснить несколькими ключевыми факторами.

Во-первых, в ближайшем будущем работы, выполняемые по алгоритмам, будут полностью заменены роботами и машинами. Эти технологии уже сегодня позволяют одному человеку управлять десятками машин на заводах, выполняя задачи, которые ранее требовали сотен работников. Это освобождает человеческие ресурсы для более сложных и творческих задач.

Во-вторых, творческий и интеллектуальный труд — это сферы, которые машины никогда не смогут полностью заменить. Человек по своей природе создан для творчества, для воплощения идей и мыслей в жизнь. Именно в этом заключается уникальность человеческого труда, который машины не могут повторить.

Новые технологии и искусственный интеллект берут на себя автоматизированные задачи, освобождая время для человека, чтобы он мог разрабатывать новые решения и инновации, которые значительно улучшают качество жизни. Это делает творческий и интеллектуальный труд все более востребованным и высоко ценимым.

Таким образом, креативный сектор экономики получает все большее признание и финансирование, что и объясняет его значительный вклад в ВВП страны.

- Раз сектор экономики растет динамично, значит растет и потребность в квалифицированных специалистах в этой сфере. Какие задачи в этом смысле ставит перед собой Институт развития профессионального образования, и, в частности, профильный Центр, который вы возглавляете? Планируется ли масштабировать проект «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе СПО на основе модели Колледжа креативных индустрий»?

- Институт развития профессионального образования и наш профильный Центр развития профессионального образования в сфере креативных индустрий активно занимаются внедрением продвинутой модели подготовки специалистов для креативных индустрий. Мы понимаем, что стремительный рост этого сектора требует квалифицированных кадров, и наша цель — обеспечить их подготовку с учётом специфики и динамики креативных индустрий.

Креативные индустрии отличаются высокой скоростью изменений в технологиях и отдельных отраслях. Мы разрабатываем образовательные программы, которые позволяют студентам быстро адаптироваться к новым условиям и оставаться в курсе последних тенденций.

Важной задачей является подготовка специалистов, способных работать в индустрии с предпринимательским мышлением. Это включает обучение вопросам интеллектуальной собственности и авторского права, что является необходимым для успешной карьеры в креативных сферах.

Мы начинаем подготовку кадров с практикоориентированной профориентации по основным направлениям креативных индустрий. Это охватывает блоки по всем видам дизайна, цифровым технологиям, разработке игр и программного обеспечения, а также искусствам и медиа.

Проект «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе СПО на основе модели Колледжа креативных индустрий» занимает центральное место в нашей образовательной стратегии, и мы планируем его расширение. Это позволит нам подготовить больше креативных команд, готовых к вызовам и возможностям, которые предлагает динамично развивающийся креативный сектор экономики.

- Креативные индустрии опережают экономику России в целом по доле занятой молодежи, говорится все в том же исследовании АСИ. Вы по долгу службы много общаетесь с юными представителями креативных индустрий. Какие они? Чем живут студенты колледжей креативных индустрий? Что их мотивирует и вдохновляет?

- Студенты колледжей креативных индустрий, с которыми мы постоянно взаимодействуем, представляют собой амбициозное и открытое поколение, живущее реализацией разнообразных креативных проектов. Они стремятся работать в командах, как это принято в самой индустрии, и для них чрезвычайно важен личный пример старших товарищей, педагогов и экспертов. Эти наставники проводят мастер-классы, организуют встречи и сопровождают студентов на протяжении всего обучения.

Одним из ключевых элементов нашей работы является организация студенческих команд на креативных хакатонах. Здесь студенты решают реальные бизнес-задачи, полученные от заказчиков. Это могут быть рекламные кампании, включающие разработку айдентики, создание сайтов, видеоконтента с элементами моушен- и звукового дизайна, а также мобильные игры и приложения. Все проекты междисциплинарные, что позволяет студентам с первого курса работать над реальными проектами, а их выпускная квалификационная работа становится полноценным мультимедийным продуктом, созданным командой студентов из разных специальностей.

Наиболее востребованные направления среди студентов сегодня включают медиа-дизайн, рекламу и цифровой маркетинг, анимацию и моушен-дизайн, звукорежиссуру и звуковой дизайн, разработку компьютерных игр, а также кино- и телепроизводство. Эти сферы вдохновляют студентов и мотивируют их на создание уникальных и инновационных проектов.

- Среди креативных индустрий одно из крупнейших направлений – это «Программное обеспечение». Получается IT-специалисты – это тоже творцы? Где здесь можно прочертить грань? И насколько широко представлено IT-направление в колледжах креативных индустрий?

- В рамках креативных индустрий разработка программного обеспечения, мобильных приложений и компьютерных игр занимает значительное место. IT-специалисты, безусловно, являются творцами, так как они воплощают идеи в цифровой форме, создавая уникальные коды и решения.

Грань между рутинной и творческой работой в IT можно прочертить там, где действия повторяются по конкретному алгоритму. В таких случаях код уже разработан, и его нужно лишь собрать в определенной последовательности. Здесь специалисты могут быть быстро заменены нейросетями, которые выполняют эти задачи быстрее и дешевле, например, базовое программирование на Python.

Искусственный интеллект, как ChatGPT 4, может облегчить интеллектуальную рутину, помогая программистам с поиском информации, написанием простых текстов и работой с логами. Однако, несмотря на все преимущества, нейросети не могут полностью заменить разработчиков, так как их основная функция — предсказывать следующее слово в контексте, а выполнение рутины — это не самая сложная интеллектуальная задача.

В колледжах креативных индустрий IT-направление представлено достаточно широко. Наиболее востребованные направления среди студентов сегодня включают медиа-дизайн, рекламу и цифровой маркетинг, анимацию и моушен-дизайн, звукорежиссуру и звуковой дизайн, разработку компьютерных игр, а также кино- и телепроизводство. Эти сферы вдохновляют студентов и мотивируют их на создание уникальных и инновационных проектов, что подчеркивает важность IT как креативной индустрии.

- В колледжах креативных индустрий ребята уже работают в командах, которые создают стартапы. Какие проекты вас по-настоящему впечатлили?

В колледжах креативных индустрий студенты действительно работают в командах, создавая стартапы, и некоторые из их проектов по-настоящему впечатляют. Например, студенты Красноярского колледжа сферы услуг разработали масштабную рекламную кампанию для бизнес-лагеря «Улей». Они переработали фирменный стиль лагеря, создав актуальное и яркое визуальное решение, а также разработали уникальных персонажей-маскотов, что придало кампании свежий и запоминающийся облик.

Еще один впечатляющий проект был реализован студентами Кузбасского техникума архитектуры, строительства и геодезии для фиджитал-выставки Phygital Space, проходящей в Нижнем Новгороде в Арт-пространстве «Цех» от dreamlaser. Они подготовили интерактивную инсталляцию под названием «Ты – стихия». Этот проект сочетает в себе элементы семейных развлечений и активити-парков с миром иммерсивных технологий и интерактивных проекций, создавая уникальный опыт для посетителей.

Смелая и амбициозная идея была представлена студентами Оренбургского колледжа экономики и информатики. Они разработали трехмерную социальную сеть со встроенным конструктором контента и коммерческой составляющей, аналогичную Second Life — первому виртуальному миру, где один из пользователей заработал миллион реальных долларов. Этот проект не только демонстрирует креативность и инновационный подход студентов, но и их способность работать в команде, разрабатывать комплексные решения и воплощать идеи в жизнь.

- Каков вклад в развитие креативных индустрий больших отраслевых мероприятий, таких как Российская креативная неделя и форум-фестиваль «Креативные индустрии в СПО»?

Большие отраслевые мероприятия предоставляют платформу для обмена идеями и установления деловых контактов.

Особенно ценно, что студенты колледжей креативных индустрий имеют возможность представить свои проекты экспертному сообществу. Эти проекты нередко получают высокие оценки, что не только вдохновляет студентов, но и способствует внедрению их инноваций в индустрию. Такие события стимулируют профессиональный рост молодых талантов и укрепляют связи между образовательными учреждениями и профессиональным сообществом.

- В феврале стартует отборочный этап Национального чемпионата творческих компетенций «АртМастерс» в категории «Юниоры». Каковы ваши ожидания от нового чемпионатного цикла?

- Мы с большим энтузиазмом ожидаем старт нового чемпионатного цикла «АртМастерс» в категории «Юниоры». Наша команда организовывала первые три чемпионата, и мы наблюдали, как с каждым годом уровень конкурсантов рос, наряду с увеличением сложности заданий. Финалисты демонстрировали невероятные способности, создавая за 10 дней в командах кроссмедийные креативные продукты, включая сайты, анимационные фильмы, 3D графику, компьютерные игры, музыкальные композиции и клипы.В этом году мы ожидаем увидеть еще более высокий уровень участников, что, несомненно, приведет к созданию впечатляющих и инновационных проектов.

Другие события

Актуальные тренды в сфере машиностроения: мнение эксперта

Актуальные тренды в сфере машиностроения: мнение эксперта

Артур Явгастин, призер конкурса «Мастер года» 2024

Старт приема заявок на Предквалификационный отбор на участие в ФП «Активные меры содействия занятости» в качестве центра обучения

Старт приема заявок на Предквалификационный отбор на участие в ФП «Активные меры содействия занятости» в качестве центра обучения

ИРПО объявляет о старте приема заявок на участие в предварительном квалификационном отборе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в субъектах РФ в рамках федерального проекта «Активные меры содействия занятости» национального проекта «Кадры»

Эксперты ИРПО рассказали об актуальных трендах развития среднего профобразования

Эксперты ИРПО рассказали об актуальных трендах развития среднего профобразования

Дискуссия, посвященная актуальным вопросам развития среднего профобразования, открыла «Методические недели СПО»

Пельмени «Профессионалитетские» – проект «на вырост»

Пельмени «Профессионалитетские» – проект «на вырост»

Современная система СПО задает новые тренды: студенты колледжей предлагают проекты, которые имеют все шансы для того, чтобы стать лидерами рынка

Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс образовательных практик «Победе посвящаю!»

Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс образовательных практик «Победе посвящаю!»

Конкурс проводит Институт развития профессионального образования

Проект «Создаем. Предлагаем. Обсуждаем»: прямой диалог с экспертным сообществом

Проект «Создаем. Предлагаем. Обсуждаем»: прямой диалог с экспертным сообществом

Обсуждение программы обучения «Эксперт демонстрационного экзамена» продлится до 15 февраля

В Оренбурге дан старт новому соревновательному циклу Чемпионатного движения и «Абилимпикс»

В Оренбурге дан старт новому соревновательному циклу Чемпионатного движения и «Абилимпикс»

На торжественной церемонии наградили победителей и призеров Финалов 2024 года