- Иоанн Викторович, в России креативный сектор стал значимой составляющей экономики, его вклад в ВВП – 3,5%. Цифры, сопоставимые по масштабу с традиционными отраслями, например, со строительством. Это данные исследования АСИ, обнародованного в конце 2024 года. В чем вы видите причины такого заметного роста креативного сектора экономики?
- Рост креативного сектора экономики в России, который составляет 3,5% от ВВП, действительно впечатляет. Этот феномен можно объяснить несколькими ключевыми факторами.
Во-первых, в ближайшем будущем работы, выполняемые по алгоритмам, будут полностью заменены роботами и машинами. Эти технологии уже сегодня позволяют одному человеку управлять десятками машин на заводах, выполняя задачи, которые ранее требовали сотен работников. Это освобождает человеческие ресурсы для более сложных и творческих задач.
Во-вторых, творческий и интеллектуальный труд — это сферы, которые машины никогда не смогут полностью заменить. Человек по своей природе создан для творчества, для воплощения идей и мыслей в жизнь. Именно в этом заключается уникальность человеческого труда, который машины не могут повторить.
Новые технологии и искусственный интеллект берут на себя автоматизированные задачи, освобождая время для человека, чтобы он мог разрабатывать новые решения и инновации, которые значительно улучшают качество жизни. Это делает творческий и интеллектуальный труд все более востребованным и высоко ценимым.
Таким образом, креативный сектор экономики получает все большее признание и финансирование, что и объясняет его значительный вклад в ВВП страны.
- Раз сектор экономики растет динамично, значит растет и потребность в квалифицированных специалистах в этой сфере. Какие задачи в этом смысле ставит перед собой Институт развития профессионального образования, и, в частности, профильный Центр, который вы возглавляете? Планируется ли масштабировать проект «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе СПО на основе модели Колледжа креативных индустрий»?
- Институт развития профессионального образования и наш профильный Центр развития профессионального образования в сфере креативных индустрий активно занимаются внедрением продвинутой модели подготовки специалистов для креативных индустрий. Мы понимаем, что стремительный рост этого сектора требует квалифицированных кадров, и наша цель — обеспечить их подготовку с учётом специфики и динамики креативных индустрий.
Креативные индустрии отличаются высокой скоростью изменений в технологиях и отдельных отраслях. Мы разрабатываем образовательные программы, которые позволяют студентам быстро адаптироваться к новым условиям и оставаться в курсе последних тенденций.
Важной задачей является подготовка специалистов, способных работать в индустрии с предпринимательским мышлением. Это включает обучение вопросам интеллектуальной собственности и авторского права, что является необходимым для успешной карьеры в креативных сферах.
Мы начинаем подготовку кадров с практикоориентированной профориентации по основным направлениям креативных индустрий. Это охватывает блоки по всем видам дизайна, цифровым технологиям, разработке игр и программного обеспечения, а также искусствам и медиа.
Проект «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе СПО на основе модели Колледжа креативных индустрий» занимает центральное место в нашей образовательной стратегии, и мы планируем его расширение. Это позволит нам подготовить больше креативных команд, готовых к вызовам и возможностям, которые предлагает динамично развивающийся креативный сектор экономики.
- Креативные индустрии опережают экономику России в целом по доле занятой молодежи, говорится все в том же исследовании АСИ. Вы по долгу службы много общаетесь с юными представителями креативных индустрий. Какие они? Чем живут студенты колледжей креативных индустрий? Что их мотивирует и вдохновляет?
- Студенты колледжей креативных индустрий, с которыми мы постоянно взаимодействуем, представляют собой амбициозное и открытое поколение, живущее реализацией разнообразных креативных проектов. Они стремятся работать в командах, как это принято в самой индустрии, и для них чрезвычайно важен личный пример старших товарищей, педагогов и экспертов. Эти наставники проводят мастер-классы, организуют встречи и сопровождают студентов на протяжении всего обучения.
Одним из ключевых элементов нашей работы является организация студенческих команд на креативных хакатонах. Здесь студенты решают реальные бизнес-задачи, полученные от заказчиков. Это могут быть рекламные кампании, включающие разработку айдентики, создание сайтов, видеоконтента с элементами моушен- и звукового дизайна, а также мобильные игры и приложения. Все проекты междисциплинарные, что позволяет студентам с первого курса работать над реальными проектами, а их выпускная квалификационная работа становится полноценным мультимедийным продуктом, созданным командой студентов из разных специальностей.
Наиболее востребованные направления среди студентов сегодня включают медиа-дизайн, рекламу и цифровой маркетинг, анимацию и моушен-дизайн, звукорежиссуру и звуковой дизайн, разработку компьютерных игр, а также кино- и телепроизводство. Эти сферы вдохновляют студентов и мотивируют их на создание уникальных и инновационных проектов.
- Среди креативных индустрий одно из крупнейших направлений – это «Программное обеспечение». Получается IT-специалисты – это тоже творцы? Где здесь можно прочертить грань? И насколько широко представлено IT-направление в колледжах креативных индустрий?
- В рамках креативных индустрий разработка программного обеспечения, мобильных приложений и компьютерных игр занимает значительное место. IT-специалисты, безусловно, являются творцами, так как они воплощают идеи в цифровой форме, создавая уникальные коды и решения.
Грань между рутинной и творческой работой в IT можно прочертить там, где действия повторяются по конкретному алгоритму. В таких случаях код уже разработан, и его нужно лишь собрать в определенной последовательности. Здесь специалисты могут быть быстро заменены нейросетями, которые выполняют эти задачи быстрее и дешевле, например, базовое программирование на Python.
Искусственный интеллект, как ChatGPT 4, может облегчить интеллектуальную рутину, помогая программистам с поиском информации, написанием простых текстов и работой с логами. Однако, несмотря на все преимущества, нейросети не могут полностью заменить разработчиков, так как их основная функция — предсказывать следующее слово в контексте, а выполнение рутины — это не самая сложная интеллектуальная задача.
В колледжах креативных индустрий IT-направление представлено достаточно широко. Наиболее востребованные направления среди студентов сегодня включают медиа-дизайн, рекламу и цифровой маркетинг, анимацию и моушен-дизайн, звукорежиссуру и звуковой дизайн, разработку компьютерных игр, а также кино- и телепроизводство. Эти сферы вдохновляют студентов и мотивируют их на создание уникальных и инновационных проектов, что подчеркивает важность IT как креативной индустрии.
- В колледжах креативных индустрий ребята уже работают в командах, которые создают стартапы. Какие проекты вас по-настоящему впечатлили?
В колледжах креативных индустрий студенты действительно работают в командах, создавая стартапы, и некоторые из их проектов по-настоящему впечатляют. Например, студенты Красноярского колледжа сферы услуг разработали масштабную рекламную кампанию для бизнес-лагеря «Улей». Они переработали фирменный стиль лагеря, создав актуальное и яркое визуальное решение, а также разработали уникальных персонажей-маскотов, что придало кампании свежий и запоминающийся облик.
Еще один впечатляющий проект был реализован студентами Кузбасского техникума архитектуры, строительства и геодезии для фиджитал-выставки Phygital Space, проходящей в Нижнем Новгороде в Арт-пространстве «Цех» от dreamlaser. Они подготовили интерактивную инсталляцию под названием «Ты – стихия». Этот проект сочетает в себе элементы семейных развлечений и активити-парков с миром иммерсивных технологий и интерактивных проекций, создавая уникальный опыт для посетителей.
Смелая и амбициозная идея была представлена студентами Оренбургского колледжа экономики и информатики. Они разработали трехмерную социальную сеть со встроенным конструктором контента и коммерческой составляющей, аналогичную Second Life — первому виртуальному миру, где один из пользователей заработал миллион реальных долларов. Этот проект не только демонстрирует креативность и инновационный подход студентов, но и их способность работать в команде, разрабатывать комплексные решения и воплощать идеи в жизнь.
- Каков вклад в развитие креативных индустрий больших отраслевых мероприятий, таких как Российская креативная неделя и форум-фестиваль «Креативные индустрии в СПО»?
Большие отраслевые мероприятия предоставляют платформу для обмена идеями и установления деловых контактов.
Особенно ценно, что студенты колледжей креативных индустрий имеют возможность представить свои проекты экспертному сообществу. Эти проекты нередко получают высокие оценки, что не только вдохновляет студентов, но и способствует внедрению их инноваций в индустрию. Такие события стимулируют профессиональный рост молодых талантов и укрепляют связи между образовательными учреждениями и профессиональным сообществом.
- В феврале стартует отборочный этап Национального чемпионата творческих компетенций «АртМастерс» в категории «Юниоры». Каковы ваши ожидания от нового чемпионатного цикла?
- Мы с большим энтузиазмом ожидаем старт нового чемпионатного цикла «АртМастерс» в категории «Юниоры». Наша команда организовывала первые три чемпионата, и мы наблюдали, как с каждым годом уровень конкурсантов рос, наряду с увеличением сложности заданий. Финалисты демонстрировали невероятные способности, создавая за 10 дней в командах кроссмедийные креативные продукты, включая сайты, анимационные фильмы, 3D графику, компьютерные игры, музыкальные композиции и клипы.В этом году мы ожидаем увидеть еще более высокий уровень участников, что, несомненно, приведет к созданию впечатляющих и инновационных проектов.