Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»
Ректор ФГБОУ ДПО ИРПО Сергей Кожевников рассказал KP.RU о том, как ведется эта работа.
— Сергей Михайлович, какие шаги предпринимаются для развития системы среднего профессионального образования?
— Трансформация системы профессионального образования отвечает на актуальные вызовы сегодняшнего дня. Новые подходы к организации системы должны помочь закрывать кадровую потребность нашей экономики. Важнейшая из инициатив, реализуемых нашим институтом по поручению Минпросвещения России, подведомственным учреждением которого мы являемся, — федеральный проект «Профессионалитет». Как недавно отмечал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов: «„Профессионалитет“ дал огромный толчок к развитию всей системы среднего профессионального образования. Мы наблюдаем конкурс на некоторые специальности от 8 до 10 человек на место. Мы готовим именно под те задачи отрасли, которые необходимы, причем по нескольким специализациям». Речь идет о специалистах для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства, оборонно-промышленного комплекса, строительства, транспорта, атомной, химической и других отраслей. Мы отдаем приоритет компетенциям, которые лежат в основе технологического суверенитета и конкурентоспособности нашей страны.
— Каким образом определяются эти компетенции?
— Новые компетенции проходят апробацию на площадках Всероссийского чемпионатного движения, в рамках которого мы проводим чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий. Чемпионатное движение работает в связке с предприятиями-партнерами, их уже больше семи тысяч. Они обозначают, какие компетенции самые востребованные в индустрии, а мы вводим эти компетенции в соревнования. В этом году Чемпионат высоких технологий мы провели во второй раз, 21 сентября его финальный этап завершился в Великом Новгороде. Соревнования прошли по 12 компетенциям. У нас были конкурсанты и участники деловой программы из 81 региона России. В соревнованиях участвовали 137 конкурсантов, в том числе из шести иностранных государств. Церемонии открытия и закрытия финала посетили больше 12 тысяч человек, а трансляции мероприятий деловой программы собрали больше 400 тысяч просмотров. Мы видим, что с каждым годом масштаб чемпионатов только растет. Пользуясь случаем, приглашаю всех на финал чемпионата «Профессионалы», который пройдет 25–29 ноября в Санкт-Петербурге.
— Вы сказали о сотрудничестве чемпионатного движения с предприятиями-партнерами. Получается, что благодаря деятельности института как оператора чемпионатов они получают готовые кадры нужных им специальностей?
— Совершенно верно, наш институт выступает в роли экспертного агрегатора, точки взаимодействия государства и бизнеса в части подготовки кадров. Трансформация системы профессионального образования проводится нами в тесной связке с представителями индустрии. Я уже сказал, что предприятия-партнеры чемпионатного движения обозначают компетенции, по которым мы проводим соревнования Чемпионата высоких технологий. За каждой из компетенций стоят предприятия, которые помогали ее разрабатывать. Своим трудом в формировании компетенции они доказали право представлять ее в финале чемпионата, ведь это значит, что компетенция реально востребована в экономике и ее нужно интегрировать в систему профессионального образования. Некоторые из компетенций будут интегрированы в федеральные государственные образовательные стандарты, на основе наиболее востребованных Минпросвещения России будет утверждать новые ФГОС.
Предприятия участвуют не только в чемпионатном движении. Федеральный проект «Профессионалитет» дает возможность компаниям — партнерам проекта (а их уже больше 1 800) определять содержание образовательных программ, чтобы целенаправленно готовить работников для закрытия кадровой потребности своих предприятий. «Профессионалитет» позволяет работодателям участвовать в подготовке специалистов, которые ведут страну к технологическому лидерству в самых разных отраслях.
— Вы рассказываете о множестве проектов, которые институт курирует по всей России. Как специалистам системы среднего профессионального образования разобраться в них, где отыскать нужное для себя?
— Для этого мы по поручению Минпросвещения России каждый год организуем Форум среднего профессионального образования — единую дискуссионную площадку для представителей государства, бизнеса и педагогов. На форуме, который в этом году прошел 26–27 августа, были широко представлены наши коллеги из стран БРИКС и СНГ.
У нас была насыщенная деловая программа, эксперты делились опытом подготовки кадров. В работе форума очно приняли участие около 1 700 человек, среди которых было больше 200 экспертов. Уверен, участники получили бесценный опыт, кто-то нашел единомышленников, кто-то придумал совместные проекты.
— Президент России поставил задачу подготовить к 2028 году миллион специалистов рабочих профессий. Как выполняется эта задача?
— В прошлом учебном году 397 тысяч студентов системы среднего профессионального образования выпустились по более чем 280 ключевым специальностям. В этом году на эти специальности поступило больше 596 тысяч студентов, причем 68,9 % из них принято на бюджет. Это реальный показатель того, что трансформация системы профессионального образования является приоритетом государственной политики.
Кроме того, чтобы оценить реакцию студентов и их родителей на нашу работу, институт дистанционно провел в 82 регионах России опрос абитуриентов колледжей и их родителей (6 035 и 3 898 респондентов, соответственно). Опрос показал, что 73,8 % учащихся планируют работать по полученной специальности, а больше 66 % заявили, что им полностью хватило информации о колледже, куда они собрались поступать. При этом 50 % опрошенных студентов сказали, что принимали решение о поступлении сами, то есть мы принимаем на учебу информированных молодых людей, которые с уверенностью смотрят в будущее.
— Сергей Михайлович, какие шаги предпринимаются для развития системы среднего профессионального образования?
— Трансформация системы профессионального образования отвечает на актуальные вызовы сегодняшнего дня. Новые подходы к организации системы должны помочь закрывать кадровую потребность нашей экономики. Важнейшая из инициатив, реализуемых нашим институтом по поручению Минпросвещения России, подведомственным учреждением которого мы являемся, — федеральный проект «Профессионалитет». Как недавно отмечал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов: «„Профессионалитет“ дал огромный толчок к развитию всей системы среднего профессионального образования. Мы наблюдаем конкурс на некоторые специальности от 8 до 10 человек на место. Мы готовим именно под те задачи отрасли, которые необходимы, причем по нескольким специализациям». Речь идет о специалистах для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства, оборонно-промышленного комплекса, строительства, транспорта, атомной, химической и других отраслей. Мы отдаем приоритет компетенциям, которые лежат в основе технологического суверенитета и конкурентоспособности нашей страны.
Поэтому, резюмируя сказанное, могу подтвердить: мы не просто выполняем поручение главы государства, но и планируем гарантированно закрывать кадровую потребность нашей экономики в будущем.
Интервью полностью читайте по ссылке на сайте Комсомольской правды https://www.kp.ru/daily/27641/4992274/