Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»

Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»

Институт развития профессионального образования — единственный оператор системных проектов развития среднего профессионального образования, площадка для подготовки кадрового потенциала для суверенной экономики.

Ректор ФГБОУ ДПО ИРПО Сергей Кожевников рассказал KP.RU о том, как ведется эта работа.

— Сергей Михайлович, какие шаги предпринимаются для развития системы среднего профессионального образования?

— Трансформация системы профессионального образования отвечает на актуальные вызовы сегодняшнего дня. Новые подходы к организации системы должны помочь закрывать кадровую потребность нашей экономики. Важнейшая из инициатив, реализуемых нашим институтом по поручению Минпросвещения России, подведомственным учреждением которого мы являемся, — федеральный проект «Профессионалитет». Как недавно отмечал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов: «„Профессионалитет“ дал огромный толчок к развитию всей системы среднего профессионального образования. Мы наблюдаем конкурс на некоторые специальности от 8 до 10 человек на место. Мы готовим именно под те задачи отрасли, которые необходимы, причем по нескольким специализациям». Речь идет о специалистах для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства, оборонно-промышленного комплекса, строительства, транспорта, атомной, химической и других отраслей. Мы отдаем приоритет компетенциям, которые лежат в основе технологического суверенитета и конкурентоспособности нашей страны.

— Каким образом определяются эти компетенции?

— Новые компетенции проходят апробацию на площадках Всероссийского чемпионатного движения, в рамках которого мы проводим чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий. Чемпионатное движение работает в связке с предприятиями-партнерами, их уже больше семи тысяч. Они обозначают, какие компетенции самые востребованные в индустрии, а мы вводим эти компетенции в соревнования. В этом году Чемпионат высоких технологий мы провели во второй раз, 21 сентября его финальный этап завершился в Великом Новгороде. Соревнования прошли по 12 компетенциям. У нас были конкурсанты и участники деловой программы из 81 региона России. В соревнованиях участвовали 137 конкурсантов, в том числе из шести иностранных государств. Церемонии открытия и закрытия финала посетили больше 12 тысяч человек, а трансляции мероприятий деловой программы собрали больше 400 тысяч просмотров. Мы видим, что с каждым годом масштаб чемпионатов только растет. Пользуясь случаем, приглашаю всех на финал чемпионата «Профессионалы», который пройдет 25–29 ноября в Санкт-Петербурге.

— Вы сказали о сотрудничестве чемпионатного движения с предприятиями-партнерами. Получается, что благодаря деятельности института как оператора чемпионатов они получают готовые кадры нужных им специальностей?

— Совершенно верно, наш институт выступает в роли экспертного агрегатора, точки взаимодействия государства и бизнеса в части подготовки кадров. Трансформация системы профессионального образования проводится нами в тесной связке с представителями индустрии. Я уже сказал, что предприятия-партнеры чемпионатного движения обозначают компетенции, по которым мы проводим соревнования Чемпионата высоких технологий. За каждой из компетенций стоят предприятия, которые помогали ее разрабатывать. Своим трудом в формировании компетенции они доказали право представлять ее в финале чемпионата, ведь это значит, что компетенция реально востребована в экономике и ее нужно интегрировать в систему профессионального образования. Некоторые из компетенций будут интегрированы в федеральные государственные образовательные стандарты, на основе наиболее востребованных Минпросвещения России будет утверждать новые ФГОС.

Предприятия участвуют не только в чемпионатном движении. Федеральный проект «Профессионалитет» дает возможность компаниям — партнерам проекта (а их уже больше 1 800) определять содержание образовательных программ, чтобы целенаправленно готовить работников для закрытия кадровой потребности своих предприятий. «Профессионалитет» позволяет работодателям участвовать в подготовке специалистов, которые ведут страну к технологическому лидерству в самых разных отраслях.

— Вы рассказываете о множестве проектов, которые институт курирует по всей России. Как специалистам системы среднего профессионального образования разобраться в них, где отыскать нужное для себя?

— Для этого мы по поручению Минпросвещения России каждый год организуем Форум среднего профессионального образования — единую дискуссионную площадку для представителей государства, бизнеса и педагогов. На форуме, который в этом году прошел 26–27 августа, были широко представлены наши коллеги из стран БРИКС и СНГ.

У нас была насыщенная деловая программа, эксперты делились опытом подготовки кадров. В работе форума очно приняли участие около 1 700 человек, среди которых было больше 200 экспертов. Уверен, участники получили бесценный опыт, кто-то нашел единомышленников, кто-то придумал совместные проекты.

— Президент России поставил задачу подготовить к 2028 году миллион специалистов рабочих профессий. Как выполняется эта задача?

— В прошлом учебном году 397 тысяч студентов системы среднего профессионального образования выпустились по более чем 280 ключевым специальностям. В этом году на эти специальности поступило больше 596 тысяч студентов, причем 68,9 % из них принято на бюджет. Это реальный показатель того, что трансформация системы профессионального образования является приоритетом государственной политики.

Кроме того, чтобы оценить реакцию студентов и их родителей на нашу работу, институт дистанционно провел в 82 регионах России опрос абитуриентов колледжей и их родителей (6 035 и 3 898 респондентов, соответственно). Опрос показал, что 73,8 % учащихся планируют работать по полученной специальности, а больше 66 % заявили, что им полностью хватило информации о колледже, куда они собрались поступать. При этом 50 % опрошенных студентов сказали, что принимали решение о поступлении сами, то есть мы принимаем на учебу информированных молодых людей, которые с уверенностью смотрят в будущее.
— Сергей Михайлович, какие шаги предпринимаются для развития системы среднего профессионального образования?

— Трансформация системы профессионального образования отвечает на актуальные вызовы сегодняшнего дня. Новые подходы к организации системы должны помочь закрывать кадровую потребность нашей экономики. Важнейшая из инициатив, реализуемых нашим институтом по поручению Минпросвещения России, подведомственным учреждением которого мы являемся, — федеральный проект «Профессионалитет». Как недавно отмечал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов: «„Профессионалитет“ дал огромный толчок к развитию всей системы среднего профессионального образования. Мы наблюдаем конкурс на некоторые специальности от 8 до 10 человек на место. Мы готовим именно под те задачи отрасли, которые необходимы, причем по нескольким специализациям». Речь идет о специалистах для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства, оборонно-промышленного комплекса, строительства, транспорта, атомной, химической и других отраслей. Мы отдаем приоритет компетенциям, которые лежат в основе технологического суверенитета и конкурентоспособности нашей страны.

Поэтому, резюмируя сказанное, могу подтвердить: мы не просто выполняем поручение главы государства, но и планируем гарантированно закрывать кадровую потребность нашей экономики в будущем.

Интервью полностью читайте по ссылке на сайте Комсомольской правды https://www.kp.ru/daily/27641/4992274/
 

Другие события

285 победителей и призеров финалов Чемпионата высоких технологий и Чемпионата «Профессионалы» получили денежные выплаты

285 победителей и призеров финалов Чемпионата высоких технологий и Чемпионата «Профессионалы» получили денежные выплаты

Участниками Чемпионатного движения в 2024 году стали более 500 тысяч человек, включая более 130 тысяч конкурсантов

«Фестиваль наставников» объединил сто победителей конкурса «Наставничество»

«Фестиваль наставников» объединил сто победителей конкурса «Наставничество»

Участниками стали победители конкурса «Наставничество» – 100 человек из 44 регионов России

Министр просвещения отметил высокий уровень подготовки национальной сборной «Абилимпикс»

Министр просвещения отметил высокий уровень подготовки национальной сборной «Абилимпикс»

Двенадцать ребят из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан и Свердловской области вне зачета принимали участие в Национальном чемпионате «Абилимпикс», который проходил в Республике Индия

Подведены итоги конкурса цифрового образовательного контента для программ «Профессионалитета»

Подведены итоги конкурса цифрового образовательного контента для программ «Профессионалитета»

Эксперты определили победителей конкурса цифрового образовательного контента для использования при реализации образовательных программ федерального проекта «Профессионалитет».

Министр просвещения отметил вклад регионов в реализацию федерального проекта «Профессионалитет»

Министр просвещения отметил вклад регионов в реализацию федерального проекта «Профессионалитет»

Ведомственные награды получили представители Амурской, Калужской, Оренбургской, Ростовской, Ярославской областей, Республики Северная Осетия – Алания

Лариса Казакова: «Мы строим мост между прошлым и будущим»

Лариса Казакова: «Мы строим мост между прошлым и будущим»

Передвижные музеи – экспозиции, открытые на базе школьных автобусов, – кропотливо создавались при участии студентов колледжа

В Калуге обсудили результаты работы ЦОПП

В Калуге обсудили результаты работы ЦОПП

Организатор конференции «Создаем возможности. Развиваем кадры. Строим будущее» – Институт развития профессионального образования

Педагоги колледжей креативных индустрий прошли обучение в Нижегородском федеральном технопарке

Педагоги колледжей креативных индустрий прошли обучение в Нижегородском федеральном технопарке

Организаторы мероприятия – Центр развития профессионального образования в сфере креативных индустрий ИРПО и Казанский филиал ИРПО

В 2024 году 6,5 млн граждан были охвачены деятельностью Центров опережающей профподготовки

В 2024 году 6,5 млн граждан были охвачены деятельностью Центров опережающей профподготовки

Итоги работы ЦОПП подводят на Конференции в Федеральном технопарке профобразования в Калуге

На Всероссийской конференции «Создаем возможности. Развиваем кадры. Строим будущее» будут представлены результаты работы 100 ЦОПП

На Всероссийской конференции «Создаем возможности. Развиваем кадры. Строим будущее» будут представлены результаты работы 100 ЦОПП

В Федеральном технопарке профессионального образования в Калуге начала работу Всероссийская итоговая конференция центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) «Создаем возможности. Развиваем кадры. Строим будущее». В течение двух дней 100 Центров представят результаты своей работы.