«Задача современной школы – подготовить человека к жизни. Главный вопрос, который задают учащиеся – мы пришли, но мы не знаем кем мы будем. Как настроить детей и школу на подготовку индивидуального продукта – человека креативного, и есть ли такая возможность?» – поставил перед собравшимися основную проблему Александр Милкус, заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, который модерировал панельную дискуссию.
Далее участники обсудили, как соблюсти баланс между творческой свободой, которая необходима при подготовке специалистов креативных индустрий, и необходимостью работать по образовательным стандартам. «Цель федеральных государственных образовательных стандартов – развитие творческих способностей. Однако оценка креативности в образовательных организациях должна быть стандартизированной и современной. Только так мы можем стимулировать развитие креативности», – отметил Сергей Тарасов, заместитель директора Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ.
«Креативность – это не только понятие «креативное мышление». В федеральном государственном образовательном стандарте сказано, что креативность – это метапредметная компетенция, которую нужно развивать не только на уроках творческих предметов, таких, как изобразительное искусство или мировая художественная культура, а в рамках любого урока», – добавила Вероника Молчанова, руководитель индустрии креатива в школе «Сколка».
Иоанн Клиндухов, проректор Института развития профессионального образования, объяснил, как креативное образование и методический подход к выстраиванию карьерного пути совмещаются в Школах креативных индустрий. «Современный подросток не будет ничего делать, если ему не интересно. Какой бы классной методология не была, у 95% слушателей отсутствует мотивация, и эту проблему мы начали решать в школах креативных индустрий. Мы давали возможность каждому подростку реализовать именно свой проект, причем именно в той форме, которую выбирал автор.
Если мы дадим возможность подростку сделать осознанный выбор в вопросе образования в возрасте с 14, то мы сэкономим ему до 10 лет жизни. Он не потратит это время на поиски, а будет осознанно образовываться в выбранной индустрии. В колледжах креативных индустрий мы даем конкретную профессию, причем работают ребята в командах. Каждая такая команда – это стартап, который уже умеет создавать проекты, которые потом мы интегрируем в бизнес, ведь наша главная задача – развитие креативной экономики!» – сказал Иоанн Клиндухов.
Модели, в которых студенты уже на этапе обучения создают действующие творческие проекты, уже внедрена в ряде программ креативного образования. «С первого семестра у нас внедрена дисциплина «Дизайн-мышление», где мы учим как раз креативности. В завершении семестра студенты делают первые концепции своих проектов, которые реализуются со второго семестра. А дальше включаются в 250 проектов, которые реализуются в том числе и с индустрией», – рассказала Екатерина Хохлогорская, креативный директор Московского политехнического университета.