Развитие наставничества как фактор повышения производительности труда в высокотехнологичных отраслях промышленности обсудили в рамках Чемпионата высоких технологий

Развитие наставничества как фактор повышения производительности труда в высокотехнологичных отраслях промышленности обсудили в рамках Чемпионата высоких технологий

За последние 5-6 лет многие крупные промышленные компании провели реформы систем наставничества, функционирующих на предприятиях еще с советских времен. Этот этап был необходим для привлечения и удержания персонала, которого на рынке труда становилось все меньше. В настоящее время, в связи с демографической ситуацией и повышением потребности в рабочих кадрах для промышленного производства, фокус внимания систем подготовки и адаптации персонала смещается на молодежь – студентов колледжей и вузов. С первого дня обучения студентам необходимы наставники, которые проведут по треку получения профессиональных компетенций, помогут с адаптацией и развитием карьеры в первые годы работы. 


На панельной сессии выступили эксперты, получившие опыт реновации систем наставничества на своих предприятиях. Они обсудили трудности и успехи своей работы и поделились планами на ближайшее будущее.

Модератором сессии выступил Кондратьев Эдуард Викторович, президент отделения «Бережливое производство и управление» Академии проблем качества, профессор кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, доктор экономических наук, бизнес-консультант. Участниками дискуссии стали:

Чекмарев Иван Витальевич, Министр промышленности и торговли Новгородской области

​​Михеева Светлана Александровна, директор центра образовательных программ профессиональной подготовки АНО «Корпоративная Академия Росатома» 

Латышев Андрей Сергеевич, директор кампуса «Школа 21» Сбер в Великом Новгороде, советник ректора НовГУ по стратегическому развитию (ВКС)

Макарова Анна Геннадьевна, член управляющего совета металлургических образовательно-производственных кластеров в Липецкой и Свердловской области, эксперт АНО «Центральный Институт Труда», доцент Кафедры экономики труда и управления персоналом УрГЭУ, кандидат экономических наук

Посадский Александр Владимирович, руководитель кафедры «Сервис на транспорте» Корпоративного университета Транспортного комплекса ГУП «Московский метрополитен»

Томилова Елена Валерьевна, руководитель Центра оценки квалификаций ПАО «МЗиК»

Порхунова Софья Константиновна, руководитель направления Дирекции по корпоративному обучению и работе с вовлеченностью ООО «ЕВРАЗ» (ВКС)

Белякова Ольга Владиславовна, руководитель проекта «Профессионалитет» АНО «Корпоративной Академии Росатома» 

Долженко Светлана Борисовна, президент Свердловской региональной общественной организации «Ассоциация руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами» (СРОО «АРС УЧР»), кандидат экономических наук, заведующий кафедрой Экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета.

В своем приветственном слове модератор сессии Эдуард Кондратьев отметил важность системы наставничества на предприятиях:

«Наставничество - целостная система, в современных реалиях наставничество не может существовать, как отдельная утилита для накачивания мышцы знаний. Наставничество — нервная система, которая помогает жить. Любой руководить — наставник. Он выращивает из подчиненных тех, кто заменит его в последствии. В организации должна существовать структура», - заявил Эдуард Кондратьев.

Успешным опытом поделилась руководитель проекта «Профессионалитет» АНО «Корпоративной академии Росатом» Ольга Белякова. Она рассказала, что после введения структурированной системы наставничества, трудоустраиваются 100% обучающихся в системе.

«Профессиональной дееспособностью мы мерим профессиональные компетенции, помещая обучающихся в производственную среду. Мы говорим, что наши специалисты на предприятиях «Росатома» должны быть способны и готовы к любой производственной ситуации. Если мы хотим, как работодатели, увидеть у себя выпускников, хорошо освоивших профессиональную дееспособность как компетенцию, мы должны предоставить пространство для освоения. Мы разрабатываем ключевые показатели наставничества, которые должны быть понятны всем наставникам и организаторам системы наставничества и актуализировать систему наставничества так, чтобы вместе с образовательными организациями сформировать профессиональную дееспособность у обучающихся», - заявила Ольга Белякова.

Также участники панельной сессии обсудили проблемные стороны, которые удается решить при помощи системы наставничества. Основная проблема – кадровый голод, особенно на машиностроительных предприятиях. Участники сессии считают, что для привлечения молодых специалистов на предприятия необходимо обеспечить качественное обучение наставников, большая материально-техническая база, современное оборудование для обучения и мотивация для новичков и их наставников, в том числе финансовая. Эти факторы, по мнению участников сессии, помогут пробудить в специалистах интерес к профессии и закрыть вакансии.

Другие события

Атласы доступных профессий: инклюзивное образование и трудоустройство для людей с инвалидностью

Атласы доступных профессий: инклюзивное образование и трудоустройство для людей с инвалидностью

Атласы размещены на сайте Федерального методического центра по инклюзивному образованию

7 600 компаний выступили партнерами Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы» в 2025 году

7 600 компаний выступили партнерами Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы» в 2025 году

Они участвуют в проведении ключевых соревнований системы среднего профессионального образования – Чемпионата «Профессионалы» и Чемпионата высоких технологий

Продолжается приемная кампания в организациях СПО

Продолжается приемная кампания в организациях СПО

Для абитуриентов подготовлено 834,7 тыс. бюджетных мест

Сергей Кравцов рассказал о развитии взаимодействия со странами СНГ в сфере образования в рамках «правительственного часа» в Госдуме

Сергей Кравцов рассказал о развитии взаимодействия со странами СНГ в сфере образования в рамках «правительственного часа» в Госдуме

Глава Минпросвещения России подчеркнул, что ключевыми направлениями сотрудничества со странами – участниками СНГ в сфере образования являются гуманитарные проекты

Сергей Кожевников в интервью «КП» рассказал о стратегических задачах ИРПО

Сергей Кожевников в интервью «КП» рассказал о стратегических задачах ИРПО

Он подчеркнул, что ИРПО участвует в реализации нацпроектов, направленных на технологическое лидерство

Сергей Кравцов принял участие во встрече Владимира Путина с редакторами учебников истории

Сергей Кравцов принял участие во встрече Владимира Путина с редакторами учебников истории

Президент Российской Федерации Владимир Путин 22 июня провел встречу с редакторами государственной линейки учебников истории для 5–11-х классов и учреждений СПО

МГТУ им. Н.Э. Баумана и Федеральный технопарк профессионального образования в Калуге будут совместно готовить инженеров нового поколения ​​​​​​​

МГТУ им. Н.Э. Баумана и Федеральный технопарк профессионального образования в Калуге будут совместно готовить инженеров нового поколения ​​​​​​​

В церемонии подписания соглашения приняли участие Министр просвещения РФ Сергей Кравцов и Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков