С начала нового месяца и до 31 августа 2029 года будут действовать новые правила аттестации педагогических работников. Они не будут касаться педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. Аттестация для подтверждения соответствия занимаемым должностям по-прежнему будет проводиться 1 раз в 5 лет. Что касается аттестации для присвоения квалификационных категорий (первой или высшей), то срок их действия более не определяется (сейчас они присваиваются на 5 лет). По желанию педагогических работников проводится аттестация в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник». Ранее присвоенные квалификационные категории сохраняются в течение срока, на который они были установлены.
С сентября скорректирован порядок допуска студентов вузов к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам. В частности, в нем прописан запрет для иностранных агентов заниматься педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях.
С нового учебного года в школы вернутся серебряные медали – «За особые успехи в учении» II степени. Ученики, успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию, должны иметь итоговые оценки успеваемости «отлично» и не более двух итоговых оценок успеваемости «хорошо» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом.
В этом году начинает действовать Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Также вводится Федеральная адаптированная программа дошкольного образования (ФАОП ДО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с ней организации разрабатывают собственные программы для детей раннего и дошкольного возраста. Речь идет о детях с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития. Образовательная деятельность должна быть направлена на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка.
С 1 сентября является обязательным введение федеральных основных общеобразовательных программ и федеральных адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В каждую из них войдут учебный план, календарный учебный график, рабочие программы предметов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы.
Внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения. Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного цикла.
Новый предмет «Основы безопасности и защита Родины» появится в школьной программе только через год – с 1 сентября 2024 года. Но уже в новом учебном году будет проведена его апробация. Этот предмет вводится взамен ОБЖ, изменяется и содержание уроков. В частности, школьники получат возможность узнать о том, какую роль играет оборона страны для ее мирного социально-экономического развития, каков современный облик нашей армии.
Во всех школах страны до 1 сентября появится новый учебник истории для 10-11 классов. Он содержит два полностью синхронизированных курса – историю России и всеобщую историю. Также в нем имеется раздел, посвященный специальной военной операции на Украине, в котором раскрыты причины начала СВО и рассказано о вхождении в состав РФ четырех новых субъектов.
В новом учебном году будет проводиться обязательная диагностика детей с миграционной историей на уровень владения ими русским языком. По результатам проведения такой диагностики принимается решение о необходимости включения в учебный план дополнительных часов по изучению русского языка. Соответствующий приказ Минпросвещения России находится на государственной регистрации.
В рамках проекта «Школа Минпросвещения России», который реализуется с прошлого года, общеобразовательные организации Российской Федерации могут пройти самодиагностику. Основная задача самодиагностики – выявление дефицитов показателей соответствия уровню модели «Школы Минпросвещения России» и разработка комплексных мероприятий, направленных на ликвидацию этих дефицитов и повышение уровня. В 2023 году перечень критериев и показателей, их значения существенно скорректированы. Они показывают общеобразовательной организации пути и возможности совершенствования образовательной деятельности и достижения более высоких образовательных результатов. В результате самодиагностики управленческая команда получит рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности образовательной организации.
Инклюзивные и коррекционные общеобразовательные организации должны проводить мониторинг оценки положения дел в сфере соблюдения права обучающихся образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на общее и дополнительное образование. Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Заместителем Председателя Правительства РФ Татьяной Голиковой, рассчитан на долгосрочный период – до 2030 года.
Во всех школах Российской Федерации, в том числе и в новых субъектах, внедряется единая модель профориентации – профминимум, начиная с 6 класса. Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год). Также с нового учебного года в 6-11 классах еженедельно по четвергам будут проходить занятия по профориентации «Россия – Мои горизонты».
В рамках федерального проекта «Профессионалитет» осенью 2023 года открываются 60 образовательных кластеров среднего профессионального образования по отраслям, ориентированным на малый и средний бизнес, а также сферу услуг.
При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения будет использоваться ФГИС «Моя школа». Это образовательная платформа с единым доступом к цифровым сервисам и учебным материалам для учащихся, педагогов и родителей. Здесь есть расписание уроков, домашние задания, оценки, журнал.
1 сентября открывается регистрация участников Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту. В ней участвуют ученики 8-11 классов. Отборочный этап пройдет 26-30 сентября. Основной – 11-14 октября. Заключительный этап состоится 13-16 ноября. Победители и призеры олимпиады станут известны 16 ноября.
В новом учебном году дополнен перечень организаций, использующих при реализации соответствующих образовательных программ перечень печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов, предусмотренных пунктами 1-3 части 4 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В него вошли организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, реализуемым на базе основного общего образования или интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования.
Будет проведена апробация программы просветительской деятельности для родителей детей дошкольного возраста. С 28 августа по 18 сентября на базе ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» для них проводится дистанционный курс повышения квалификации по программе «Просвещение родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов в дошкольной образовательной организации». Слушателями курса являются представители пяти пилотных регионов Российской Федерации – Алтайского и Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Вологодской области и Санкт-Петербурга.
В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» продолжится реализация проектов в сфере дошкольного образования по итогам конкурсного отбора на предоставление в 2023 году из федерального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Основными целями таких проектов в рамках размера предоставляемых им грантов являются количество педагогических работников (в том числе воспитателей, управленческого персонала) организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, прошедших в текущем финансовом году повышение квалификации по компетенциям, необходимым для работы с детьми дошкольного возраста, а также создание системы организаций (стажировочных площадок) «Детский сад ‒ маршруты развития», выполняющих организационно-методическое сопровождение деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, включая обновление инфраструктуры стажировочных площадок.
Актуализированы рабочие программы воспитания и календарных планов воспитательной работы. С опубликованными правовыми актами Министерства просвещения РФ можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации.
В профессиональных образовательных и общеобразовательных организациях всех субъектов Российской Федерации вводится должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Такие специалисты уже работают в 45 регионах. А с нового учебного года такие специалисты появятся в школах, техникумах и колледжах по всей стране.
С 2021 года реализуется программа активности социализации обучающихся начальных классов «Орлята России». Участниками проекта становятся не только дети, но и педагоги, родители, ученики-наставники из старших классов. В содружестве и сотворчестве ребята и взрослые проходят образовательные треки, выполняют задания, получая уникальный опыт командной работы. В настоящее время проводится регистрация для участия в проекте.
Логическим продолжением программы развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» является реализация программы активной социализации для обучающихся 5-х классов «Я-Ты-Он-Она-вместе целая страна». Она направлена на формирование мировоззрения младших подростков и служит инструментом реализации рабочих программ воспитания образовательных организаций.
Будет продолжено создание и развитие школьных театров в субъектах Российской Федерации. Школьный театр как традиционная форма организации коллективного детского художественного творчества всегда имела значимость в развитии и воспитании детей. В истории развития отечественной школы на разных этапах можно встретить лучшие образцы обучения и воспитания детей посредством приобщения к театральному искусству: и как зрителей, и как создателей детских спектаклей, и как участников театрального творчества.
Спортивными школами системы образования продолжится реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.