— Как Вы пришли в педагогику?
— Мне не нужно было приходить в педагогику, так как я из нее и не уходил. Сначала школа, где у меня был чудесный учитель начальных классов Елена Владимировна. Для нее это был первый педагогический опыт после училища, но мы воспринимали любое ее слово с восторгом. Как она готовилась к каждому уроку! Чудесный директор школы — Татьяна Викторовна. Фраза «культурный код петербуржца» — это про нее.
Мой отец — инженер, технарь. Он приносил в школу радиодетали, лампы, диоды и — о ужас — паяльники! Вел в 1992–93 годы радиокружок без всякой оплаты. Это было сложное время.
Дальше — институт, волонтерская работа, сопровождение детей в лагерь. Вспоминаю свои вожатские смены — тогда было вообще непонятно, о чем в условиях слома привычной картины мира в масштабах целой страны нам, 20-летним, говорить с 10-летними.
Потом первый опыт работы в школах, подростковых клубах и в педагогическом колледже — уже в качестве педагога. Тамара Ивановна, директор колледжа, говорила: «У нас открывается новое отделение социальное педагогики, дети придут учиться непростые». Это был большой вызов.
Я всегда старался быть там, где нужнее. Сейчас это информатизация, внедрение IT уже в начальных классах. Коллектив школы № 368 — это «коллектив-наставник» в этом направлении. Быть его частью — большая ответственность.
— А у Вас были наставники?
— О многих уже сказал, но еще хочу поблагодарить Ирину Мефодьевну, много лет возглавлявшую школу № 268 Невского района. Во многом благодаря ей приобрел опыт работы завучем, научился принимать не всегда простые и брать ответственность за других.
— Наставниками рождаются или становятся?
— Рождаются, но это стоит рассматривать как «второе рождение». Сначала необходимо состояться в какой-то области деятельности. Необязательно это будет профессиональное мастерство. Может, особый образ жизни и поведения, или определенный культурный код. А дальше человек, иногда не осознавая этого, становится перед выбором — оставаться закрытой системой в отношении знаний, навыков, убеждений, традиций - или транслировать их. Так и происходит рождение наставника.
— Наставник и воспитатель — это мягкие навыки педагога наравне с жестким навыком — преподаванием дисциплины. Обучаете ли Вы таким навыкам своих учеников? Какие педагогические методы используете?
— Само сочетание понятий «мягкие навыки» и наставничество представляется несколько искусственным. Если и открывать «ремесло наставничества» ученикам, то нужно делать это ответственно. Наставник принимает участие в судьбе другого человека. Что может быть ответственнее? Поэтому наставничество — это как раз «жесткий навык», прежде всего в отношении себя самого. Это — самодисциплина и зачастую самоограничение, способность разделить с учеником любые промахи и неудачи - даже без тени мысли о собственном превосходстве.
Путь наставника, если идти по нему честно и до конца, редко усыпан розами. Единственные методы, которые я знаю — это доверие, полное принятие и абсолютная честность.
— Какими навыками должен обладать ученик, для которого Вы стали наставником?
— К сожалению или к счастью, не рассматриваю учеников как совокупность навыков. Это у Станислава Лема хорошо описано в «Сумме технологии». Если заменить навыки на качества, тогда говорить легче. Я вижу в учениках мысли и поступки, слова и сердца тех, кто в свое время были наставниками для меня. Трудно добавить к следу этих замечательных людей что-то свое. Но даже если наше назначение — проложить мостик между наставниками прошлых поколений и теми, кто сейчас входит в большую жизнь — это уже немало. А если удастся добавить частицу своего мировоззрения — это очень достойно.
— Какие жизненные уроки Вы могли бы передать подрастающему поколению?
— Верить в себя и в того, кто рядом! Именно второе — самое сложное. Невозможно поверить в того, кто рядом, без того, чтобы принять его. Будь то ученик, коллега, просто другой человек. Принятие другого — это большая работа над собой. Поэтому скажу строками поэта Андрея Дементьева:
«Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души».
— В чем особенности Вашего педагогического мастерства?
— Стремление во всем доходить до сути. Отвечать на вопрос «Почему так?» Уметь видеть мир глазами другого человека. Это не расхожий штамп, не педагогическая компетенция и не лицедейство. Надеюсь, именно так могут сказать обо мне, о моих наставниках и о тех, кто сейчас рядом со мной.