«Не рассматриваю учеников как совокупность навыков»

«Не рассматриваю учеников как совокупность навыков»

— Как Вы пришли в педагогику?

— Мне не нужно было приходить в педагогику, так как я из нее и не уходил. Сначала школа, где у меня был чудесный учитель начальных классов Елена Владимировна. Для нее это был первый педагогический опыт после училища, но мы воспринимали любое ее слово с восторгом. Как она готовилась к каждому уроку! Чудесный директор школы — Татьяна Викторовна. Фраза «культурный код петербуржца» — это про нее.

Мой отец — инженер, технарь. Он приносил в школу радиодетали, лампы, диоды и — о ужас — паяльники! Вел в 1992–93 годы радиокружок без всякой оплаты. Это было сложное время.

Дальше — институт, волонтерская работа, сопровождение детей в лагерь. Вспоминаю свои вожатские смены — тогда было вообще непонятно, о чем в условиях слома привычной картины мира в масштабах целой страны нам, 20-летним, говорить с 10-летними.

Потом первый опыт работы в школах, подростковых клубах и в педагогическом колледже — уже в качестве педагога. Тамара Ивановна, директор колледжа, говорила: «У нас открывается новое отделение социальное педагогики, дети придут учиться непростые». Это был большой вызов.

Я всегда старался быть там, где нужнее. Сейчас это информатизация, внедрение IT уже в начальных классах. Коллектив школы № 368 — это «коллектив-наставник» в этом направлении. Быть его частью — большая ответственность.

— А у Вас были наставники?

— О многих уже сказал, но еще хочу поблагодарить Ирину Мефодьевну, много лет возглавлявшую школу № 268 Невского района. Во многом благодаря ей приобрел опыт работы завучем, научился принимать не всегда простые и брать ответственность за других.

— Наставниками рождаются или становятся?

— Рождаются, но это стоит рассматривать как «второе рождение». Сначала необходимо состояться в какой-то области деятельности. Необязательно это будет профессиональное мастерство. Может, особый образ жизни и поведения, или определенный культурный код. А дальше человек, иногда не осознавая этого, становится перед выбором — оставаться закрытой системой в отношении знаний, навыков, убеждений, традиций - или транслировать их. Так и происходит рождение наставника.

— Наставник и воспитатель — это мягкие навыки педагога наравне с жестким навыком — преподаванием дисциплины. Обучаете ли Вы таким навыкам своих учеников? Какие педагогические методы используете?

— Само сочетание понятий «мягкие навыки» и наставничество представляется несколько искусственным. Если и открывать «ремесло наставничества» ученикам, то нужно делать это ответственно. Наставник принимает участие в судьбе другого человека. Что может быть ответственнее? Поэтому наставничество — это как раз «жесткий навык», прежде всего в отношении себя самого. Это — самодисциплина и зачастую самоограничение, способность разделить с учеником любые промахи и неудачи - даже без тени мысли о собственном превосходстве.

Путь наставника, если идти по нему честно и до конца, редко усыпан розами. Единственные методы, которые я знаю — это доверие, полное принятие и абсолютная честность.

— Какими навыками должен обладать ученик, для которого Вы стали наставником?

— К сожалению или к счастью, не рассматриваю учеников как совокупность навыков. Это у Станислава Лема хорошо описано в «Сумме технологии». Если заменить навыки на качества, тогда говорить легче. Я вижу в учениках мысли и поступки, слова и сердца тех, кто в свое время были наставниками для меня. Трудно добавить к следу этих замечательных людей что-то свое. Но даже если наше назначение — проложить мостик между наставниками прошлых поколений и теми, кто сейчас входит в большую жизнь — это уже немало. А если удастся добавить частицу своего мировоззрения — это очень достойно.

— Какие жизненные уроки Вы могли бы передать подрастающему поколению?

— Верить в себя и в того, кто рядом! Именно второе — самое сложное. Невозможно поверить в того, кто рядом, без того, чтобы принять его. Будь то ученик, коллега, просто другой человек. Принятие другого — это большая работа над собой. Поэтому скажу строками поэта Андрея Дементьева:

«Кто-то пусть гениально играет на флейте.

Но ведь песни берет он из вашей души».

— В чем особенности Вашего педагогического мастерства?

— Стремление во всем доходить до сути. Отвечать на вопрос «Почему так?» Уметь видеть мир глазами другого человека. Это не расхожий штамп, не педагогическая компетенция и не лицедейство. Надеюсь, именно так могут сказать обо мне, о моих наставниках и о тех, кто сейчас рядом со мной.

Другие события

Расписание трансляций чемпионата «Абилимпикс» на 2 ноября

Расписание трансляций чемпионата «Абилимпикс» на 2 ноября

Прямая трансляция мероприятий деловой программы Национального чемпионата «Абилимпикс» 2 ноября.

ИРПО развивает стратегическое партнерство с техническим колледжем «Логос»

ИРПО развивает стратегическое партнерство с техническим колледжем «Логос»

В реализации совместных проектов участвует компания «Геоскан»

Расписание трансляций чемпионата «Абилимпикс» на 1 ноября

Расписание трансляций чемпионата «Абилимпикс» на 1 ноября

Прямая трансляция мероприятий деловой программы Национального чемпионата «Абилимпикс» 1 ноября.

Дмитрий Чернышенко рассказал о перспективах для участников Национального чемпионата «Абилимпикс»

Дмитрий Чернышенко рассказал о перспективах для участников Национального чемпионата «Абилимпикс»

Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко поприветствовал участников Национального чемпионата «Абилимпикс», оценил площадку проведения соревнований и пообщался с конкурсантами

Сергей Кожевников: «В России обеспечивается широкая доступность среднего профессионального образования»

Сергей Кожевников: «В России обеспечивается широкая доступность среднего профессионального образования»

Ректор ИРПО выступил на Международном научно-образовательном конгрессе стран СНГ «Интеллектуальный код Содружества»

Расписание трансляций чемпионата «Абилимпикс» на 31 октября

Расписание трансляций чемпионата «Абилимпикс» на 31 октября

Прямая трансляция деловой программы Национального чемпионата «Абилимпикс» 31 октября.

Церемония гашения марок серии «Рабочие профессии» состоялась в Москве

Церемония гашения марок серии «Рабочие профессии» состоялась в Москве

Мероприятие прошло на площадке Национального чемпионата «Абилимпикс» в столичном выставочном комплексе «Тимирязев Центр»