23 марта на базе Свердловского областного педагогического колледжа прошло расширенное заседание федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе профессий и специальностей 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Особое внимание уделялось задачам Института развития профессионального образования на 2023 год.
Ирина Фомина, начальник отдела содержания среднего профессионального образования Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения, напомнила о целях федерального проекта «Профессионалитет».
«Внедрение новой образовательной технологии «Профессионалитет» предусматривает интенсификацию образовательной деятельности, совершенствование практической подготовки, автоматизированное конструирование образовательных программ с учетом требований работодателя, оптимизацию сроков обучения, профессионализацию общеобразовательной подготовки, возможность освоения обучающимися дополнительных компетенций», – отметила она.
Дмитрий Ковалев, проректор Института развития профессионального образования, добавил, что в новом образовательно пространстве меняется роль педагога. Это должен быть цифровой наставник, тьютор, упаковщик образовательного контента, тренер компетенций, разработчик образовательных траекторий, рассуждает он.
«Сегодня формируется перечень цифровых компетенций, которые будут преподаваться в рамках сквозного цифрового модуля образовательных программ. Это будет работать на задачу подготовки педагога-универсала, способного решать педагогические задачи, умело использующего всю палитру новых функциональных ролей», – сказал Ковалев.
Мария Редькина, начальник отдела сопровождения работы ФУМО в системе СПО, рассказала о перспективных направлениях подготовки педагогических кадров в системе среднего профессионального образования:
«Отмечу, что если в 2022 году наше внимание было сосредоточено на разработке единых подходов к структуре и содержанию образовательных программ, то уже в 2023 году перед Институтом стоит расширенная задача – разработать единые подходы к подготовке педагогических кадров в образовательных организациях СПО».
По словам Редькиной, Институт разрабатывает в этом году:
- Алгоритм внедрения единых подходов подготовки педагогических кадров в системе среднего профессионального образования.
- Проект плана мероприятий/дорожной карты.
- Перечень локальных нормативных актов.
- Рекомендации по совершенствованию технологий проектирования образовательных программ.
- Примерные учебные планы по специальностям подготовки педагогических кадров (44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах).
- Образовательный модуль по формированию цифровых компетенций педагогов.
- Примерные рабочие программы общепрофессиональной дисциплины и профессионального модуля и методические рекомендации по их реализации.
- Рекомендации по реализации непрерывного педагогического образования «школа – колледж – вуз».
На заседании форума были рассмотрены темы:
- Деятельность научно-методических центров сопровождения педагогических работников образовательных организаций высшего образования.
- Перспективные направления подготовки педагогических кадров в системе среднего профессионального образования.
- Взаимодействие педагогических университетов и колледжей в едином образовательном пространстве: направления и перспективы развития.
- Совершенствование воспитательной работы в образовательной среде педагогического колледжа.
- Подготовка учителей основного общего образования в условиях колледжа.
- Обучение кадров для школьного образования на базе среднего профессионального образования.
- Анализ ФГОС основного образования и организация реализации программ среднего профессионального педагогического образования.
- Подготовка педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования.
- Роль педагогических колледжей в решении кадровых дефицитов в основном общем образовании с учетом региональной потребности.
- Задачи профессиональной образовательной организации в условиях расширения перечня педагогических специальностей.