Общеобразовательные дисциплины в СПО: участники Методических недель теперь знают, как их преподавать будущим профессионалам

Общеобразовательные дисциплины в СПО: участники Методических недель теперь знают, как их преподавать будущим профессионалам

Более девяти тысяч педагогов, методистов, руководителей колледжей и техникумов, а также представителей региональной власти из 85 регионов страны приняли участие в Методических неделях общеобразовательной подготовки в СПО.

Профессиональное сообщество было вовлечено в широкую дискуссию о подходах к общеобразовательной подготовке в среднем профессиональном образовании с 23 января по 17 февраля.

В ходе пленарного заседания «Учет профессиональной направленности в общеобразовательной подготовке» участники проанализировали новые ФГОС среднего общего и профессионального образования и познакомились с методологией разработки обновленных программ среднего профессионального образования. Значительное внимание было уделено организации занятий по общеобразовательным дисциплинам одновременно с обучением по профессиональным модулям.

Галина Макеева, начальник Центра методического сопровождения СПО Института развития профобразования, уверена, что студенты должны осваивать оба модуля параллельно, начиная с первого курса.

«Ребята, которые раньше начали погружаться в профессию, быстрее понимают, как применять полученные знания в своей профессиональной деятельности. Поэтому параллельное изучение общеобразовательных предметов и специальности позволяет студентам в первый год обучения выстроить систему приоритетов. Они учатся эффективно использовать информацию, полученную при изучении общеобразовательных дисциплин в работе. Тем не менее, решение о комбинировании этих двух видов подготовки остается за профессиональной образовательной организацией», – отметила Галина Макеева.

Дидактические требования к электронным учебно-методическим комплексам (ЭУМК) обозначили на круглом столе «Подходы к интенсивной общеобразовательной подготовке». Организация познавательной деятельности с использованием технологий дистанционного и электронного обучения».

Екатерина Лавренова, кандидат педагогических наук, директор Института цифрового образования МГПУ, руководитель экспертной группы разработчиков методических материалов по математике, рассказала о ключевых метриках дистанционного обучения на примере своей дисциплины.

По ее мнению, показатели, которые нужно учитывать при организации обучения с применением дистанционных технологий, следующие:

  • Активность студента. Комплекс материалов должен стимулировать познавательную деятельность студентов на основе использования активных методов обучения.
  • Профессиональная направленность. Материалы должны быть ориентированы на выбранную студентом специальность, овладение необходимыми компетенциями благодаря выполнению практических заданий.
  • Актуальность и полнота информации. Электронный способ хранения данных позволяет постоянно обновлять информацию в ЭУМК.
  • Оптимизация учебного процесса. Преподаватель должен четко определить учебные цели и необходимое количество студенческих активностей для закрепления пройденного материала.
  • Комплексный характер. Комплекс материалов по дисциплине должен содержать методическое обеспечение ко всем видам и формам учебной деятельности студента.
  • Единство требований к структуре и оформлению. Оно позволит организовать междисциплинарные и межпредметные связи с электронными учебно-методическими материалами по другим дисциплинам.

Александр Молчанов, кандидат педагогических наук, советник ректора Института развития профессионального образования, сравнил традиционное и дистанционные обучение и на основе анализа предложил основные принципы интенсификации:

  • Индивидуальные траектории обучения (требуется высокий уровень осознанности у обучающихся).
  • Корректировка образовательных групп по уровню предметных знаний таким образом, чтобы педагог мог больше работать со студентами с низкими образовательными результатами.
  • «Перевернутый» класс: вся теория в онлайн, практика в аудитории.
  • Проектное обучение и, как следствие, обучение по запросу.
  • Обучение в малых группах с самоконтролем и самопроверкой.

«Чтение одинаковых лекций разным группам студентов как в аудитории – растрачивание сил педагога», – заявил Александр Молчанов.

О пользе проектной деятельности как способе достижения конкретного результата рассказала Евгения Миньяр-Белоручева, заместитель начальника Центра содержания и оценки качества СПО Института развития профобразования. В своем выступлении Евгения рассказала об общих компетенциях и метапредметных навыках. По ее мнению, современная экономика требует постоянного обновления знаний профессионалов любого уровня, что в свою очередь неотделимо от постоянной работы с информацией. Способность к самообразованию закладывается в средней школе, уверена методист.

Наиболее значимым документом, обсуждавшимся в ходе Методических недель, стал проект рекомендаций по получению среднего общего образования при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. Их представила Галина Макеева.

Другие специалисты Центра методического сопровождения СПО рассказали о подходах к формированию общеобразовательного цикла в образовательных программах СПО.

Алгоритм планирования реализации общеобразовательного цикла, который удалось выстроить на мероприятии:

  • Формирование междисциплинарных связей.
  • Работа с примерным учебным планом.
  • Распределение общеобразовательных дисциплин по семестрам.
  • Формирование моделей интеграции разных предметов для лучшего усвоения программы (преемственность, отбор содержания, комплексная оценка, реализация индивидуального проекта, бинарные занятия и т.д.).
  • Формирование учебного плана.

Всероссийская конференция «Актуальные вопросы общего образования в среднем профессиональном образовании», которая замкнула «Методические недели», была поделена на тематические секции:

  • Педагогические технологии, формы и методы преподавания общеобразовательных дисциплин в СПО (руководитель – Елена Комарницкая, кандидат педагогических наук, советник ректора Института развития профессионального образования).
  • Интеграция и интенсификация методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессионализации в рамках проекта «Профессионалитет» (руководитель – Елена Сафина, заместитель начальника Центра сопровождения проектов и программ развития системы СПО Института развития профобразования).
  • Актуальные вопросы реализации воспитательной деятельности в СПО (руководитель – Татьяна Питкиева, начальник отдела координации воспитательной деятельности в СПО Института развития профобразования).
  • Перспективы и риски цифровой трансформации среднего профессионального образования (руководитель – Роман Васильев, директор Института развития цифровых компетенций, руководитель проектов Казанского филиала Института развития профобразования).

Если у вас не было возможности посетить мероприятие, то со всеми материалами вы можете ознакомиться в группе Вконтакте Общеобразовательный блок СПО. Точки развития  

По всем вопросам, связанным с общеобразовательным циклом в СПО, можете писать на почту info@gosspo.ru, звонить по телефону +7 (495) 114-55-21 (добавочный 801) или обратиться в группу Вконтакте.

Другие события

Финалистов и призеров конкурса «Мастер года» наградили призами от компаний-партнеров

Финалистов и призеров конкурса «Мастер года» наградили призами от компаний-партнеров

Завершился финальный этап конкурса «Мастер года»: 89 победителей региональных этапов – преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования – соревновались в мастерстве и демонстрировали свои лучшие педагогические методики. В этом году партнерами конкурса стали более 30 компаний и предприятий.

Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС: выбор общих путей и технологий развития.

Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС: выбор общих путей и технологий развития.

3 октября 2024 года на базе Института развития профессионального образования участники международной координационной рабочей группы Альянса БРИКС в области технического и профессионального образования и подготовки (BRICS-TCA) провели встречу, на которой обсудили особенности структуры профессионального образования Бразилии, Российской Федерации, Индии и Южно-Африканской Республики. Встреча прошла в рамках проведения международного исследования «Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС».

В День СПО Владимир Путин посетил первую площадку практической подготовки колледжей Москвы в индустриальном парке «Руднево»

В День СПО Владимир Путин посетил первую площадку практической подготовки колледжей Москвы в индустриальном парке «Руднево»

Президент России Владимир Путин принял участие в открытии первой площадки практической подготовки колледжей Москвы, созданной на территории индустриального парка «Руднево». Мероприятие приурочено ко Дню среднего профессионального образования, который отмечается 2 октября.

Дмитрий Медведев из Курской области стал победителем конкурса «Мастер года» в 2024 году

Дмитрий Медведев из Курской области стал победителем конкурса «Мастер года» в 2024 году

В День среднего профессионального образования в Тюмени назвали имя победителя Всероссийского конкурса педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». Им стал преподаватель Курского автотехнического колледжа Дмитрий Медведев. Организаторы конкурса - Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования.

Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»

Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»

Институт развития профессионального образования — единственный оператор системных проектов развития среднего профессионального образования, площадка для подготовки кадрового потенциала для суверенной экономики.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов поздравил с Днём среднего профессионального образования

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов поздравил с Днём среднего профессионального образования

С Днём среднего профессионального образования поздравляет Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов. Он рассказал, каких результатов достигла система СПО в 2024 году, пожелал успехов студентам и педагогам.

Опубликованы комплекты оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году

Опубликованы комплекты оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году

Для проведения государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации по программам среднего профессионального образования в формате демонстрационного экзамена в 2025 году разработан 531 оценочный материал по 296 профессиям и специальностям, которые относятся к 349 федеральным образовательным стандартам.

Лучшие практики проекта «Профессионалитет» распространяются в медицинских колледжах

Лучшие практики проекта «Профессионалитет» распространяются в медицинских колледжах

В Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Специалисты среднего звена в медицине и фармации: подготовка, аккредитация и трудовая деятельность». Мероприятие проводилось для определения направлений развития системы подготовки медицинских кадров среднего звена в стране. Организаторами выступили Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому образованию» Министерства здравоохранения Российской Федерации и Институт развития профессионального образования.

Названы десять призеров конкурса «Мастер года»

Названы десять призеров конкурса «Мастер года»

Эксперты выбрали десять призеров финального этапа Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». Конкурсанты, попавшие в десятку, завершили с самыми высокими баллами два испытания: «Конкурс образовательных кейсов» и «Открытый урок». Организаторы конкурса – Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования.

В Тюмени преподаватели, работодатели и эксперты обсудили, как система СПО влияет на развитие экономики страны

В Тюмени преподаватели, работодатели и эксперты обсудили, как система СПО влияет на развитие экономики страны

В Тюмени продолжается финальный этап Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». В Тюменском Технопарке стартовала деловая программа, которая объединила конкурсантов, экспертов, работодателей – партнеров системы СПО, сотрудников колледжей и техникумов и региональных образовательных ведомств.



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных