Дмитрий Медведев из Курской области стал победителем конкурса «Мастер года» в 2024 году
Искусственный интеллект в секторе государственного управления
В современном быстро развивающемся технологическом ландшафте искусственный интеллект (ИИ) становится незаменимым инструментом в различных сферах общественной жизни. Новое поколение приложений ИИ характеризуется тем, что программы не только анализируют данные и распознают закономерности, но могут самообучаться и адаптировать процессы принятия решений. Системы ИИ способны автоматизировать задачи и имитировать человеческие способности, такие как распознавание речи, анализ изображений и даже творческое мышление. А путем внедрения инноваций на базе нейронных сетей можно улучшить доступ к информации, услугам и ресурсам, соответствующим потребностям и предпочтениям людей.
С момента выпуска чат-бота ChatGPT в конце 2022 года появилась реальная возможность того, что искусственный интеллект сможет выполнять рутинные задачи и сложные исследования для широкого круга заинтересованных лиц. Очевидно, что первым сектором, который смог оценить все возможности и преимущества применения новых технологий, является бизнес. Однако постепенно элементы технологического прорыва будут использоваться повсеместно, включая закрытые, ограниченные для доступа структуры. Конкуренция десятков IT-компаний по всему миру за обладание гигантским рынком (а возможно, и доминирующей, определяющей технологией) быстро приведет к тому, что искусственный интеллект (ИИ) будет внедрен повсеместно.
И если первоначально основной задачей применения ИИ являлась замена повторяющихся действий на автоматизированные алгоритмы, то на современном этапе можно говорить о более широком спектре возможностей, наиболее важном из которых является решение интеллектуальных вопросов. Усиление централизации государственного управления, увеличение потоков данных, необходимость жесткого контроля защищенности информации являются основными причинами внедрения элементов технологии ИИ в различные структуры государственной деятельности, в том числе в систему управления. Тем не менее основные функции чиновников накладывают значимые ограничения на возможности применения ИИ в секторе государственного управления.
- разгрузить чиновников разного уровня от выполнения рутинных действий, внедряя автоматизированные алгоритмы деятельности;
- оптимизировать распределение человеческих и временных ресурсов в организации;
- организовать обратную связи с гражданами, предполагающую прием, обработку и анализ обращений граждан;
- проанализировать информацию, полученную в результате обратной связи с гражданами для совершенствования системы управления;
- наладить подбор кадров для исполнения конкретных функций (платформа «Государственные кадры» позволяет оптимизировать и автоматизировать процесс отбора кандидатов);
- наладить вертикальные и горизонтальные коммуникации для электронного документооборота.
Основные возможности применения технологии ИИ в перспективе развития для государственного управления можно разделить на два направления:
- Замена рутинных действий, как функция управления организацией (координация, оптимизация, контроль качества деятельности сотрудников) - оптимизация рабочих процессов, автоматизация административных процессов, предоставление цифровой поддержки;
- Анализ содержательной составляющей деятельности государственного управления (сбор, систематизация, анализ потоков информации для принятия управленческих решений) - помощь в принятии решений, использование моделей прогнозирования, выявление тенденций и закономерностей на основе управленческих данных. В частности, можно выделить конкретные примеры применения ИИ для системы государственного управления: - замена рутинных действий автоматизированными алгоритмами в профессиональной деятельности чиновников, что постепенно приведет к привлечению сотрудников иных квалификаций (в частности, необходимо 3 организовать образовательный процесс по приобретению компетенций в использовании ИИ-технологий); - расширение функционала платформы «Государственные кадры» по подбору кадров с учетом потребностей государства.
В перспективе на основе прогнозных моделей определять потребности государства на краткосрочную перспективу в квалификации и компетенциях, которыми владеют сотрудники. - построение прогнозов развития с учетом опыта и текущей ситуации для обеспечения стабильного и поступательного развития; -
управление данными из федеральных реестров в реальном времени для оптимизации деятельности чиновников и контроля за соблюдением норм;
- принятие управленческих решений на основе прогнозных моделей, созданных с помощью искусственного интеллекта для снижения рисков; - создание системы аналитики с использованием многомерного анализа информационных потоков;
-ведение системы контроля качества деятельности чиновников и информации; - применение технологий машинного обучения, включая средства семантического анализа, для управления контрактами и проектами с целью снижения рисков управленческих ошибок.
Применение возможностей искусственного интеллекта в государственном управлении для аналитики представляет собой сложную задачу из-за ограничения доступа к закрытой информации, необходимой при использовании машинного обучения. Тем не менее, интеграция алгоритмов нейронных сетей в решение широкого спектра задач, включая высокоинтеллектуальные, представляет собой ближайшую перспективу использования ИИ в государственном управлении. Важно соблюсти баланс между использованием преимуществ ИИ и конфиденциальностью государственной информации и данных.