18 ноября состоялся первый Петербургский форум дополнительного профессионального образования (ДПО). В нем приняли участие ведущие эксперты в сфере образования. С докладом о роли ДПО в развитии кадрового потенциала выступила начальник Управления развития компетенций и карьеры Института развития профессионального образования Елена Князева. Она раскрыла фундаментальную роль педагогических кадров в достижении национальных целей развития и подчеркнула критическую важность профессионального роста преподавателей для системы среднего профессионального образования.
Елена Князева напомнила, что перед системой СПО Президентом была поставлена амбициозная задача: подготовить кадры, обладающие современными профессиональными навыками, и обеспечить технологический суверенитет страны. Ключевую роль в решении этой задачи играет федеральный проект «Профессионалитет», нацеленный на преодоление дефицита рабочих кадров.
«В условиях трансформации экономики и системы образования преподаватель остается ключевой фигурой, – отметила она. – Его первостепенная задача – подготовка конкурентоспособного высококвалифицированного выпускника».
Дополнительное профессиональное образование является авангардом российской образовательной системы: короткие и актуальные программы ДПО позволяют оперативно решать задачи повышения квалификации кадров в любой сфере.
«В рамках федерального проекта «Профессионалитет» за счет средств федерального бюджета была предусмотрена организация повышения квалификации преподавателей и методистов колледжей, а также переподготовка работников производства, готовых передавать свой профессиональный опыт студентам. ИРПО разработал уникальные программы, позволяющие педагогическим работникам осваивать новейшие производственные технологии и навыки работы на современном оборудовании, а производственникам – постигать основы педагогического мастерства», – добавила Елена Князева.
Институт развития профессионального образования реализует широкий спектр дополнительных профессиональных программ как в рамках бюджетной, так и внебюджетной деятельности. Два федеральных технопарка профобразования в составе ИРПО обеспечивают современную инфраструктуру для повышения квалификации мастеров производственного обучения, преподавателей и специалистов реального сектора экономики.
«Современная система среднего профессионального образования требует переосмысления роли педагога. Преподаватель должен быть наставником, тьютором, фасилитатором и отраслевым профессионалом – человеком не только высокой квалификации, но и духовно сильным, разделяющим традиционные российские ценности», – сказала Елена Князева.
Актуальным направлением в сфере ДПО является подготовка наставников. Программы «Эффективное наставничество» и «Наставничество в СПО» пользуются большой популярностью. Мощным стимулом для развития этого направления служит Всероссийский конкурс «Наставничество».
«Дополнительное профессиональное образование должно стать неотъемлемой частью системы СПО – инструментом развития как мастерства педагога, так и профессиональной образовательной организации в целом», – отметила Елена Князева.
Направления, связанные с технологическим суверенитетом, являются ключевыми точками роста системы СПО. Наиболее передовые колледжи модернизируются, активнее интегрируются с экономикой и начинают заниматься повышением квалификации отраслевых специалистов. Это усиливает востребованность профессиональных образовательных организаций и повышает престиж СПО.
В целях методической поддержки развития ДПО на базе колледжей ИРПО в 2025 году организовал постоянно действующую «Мастерскую ДПО» – систему практико-ориентированных вебинаров, посвященных актуальным вопросам реализации дополнительных профессиональных программ.
Институт развития профессионального образования реализует ключевые проекты в системе СПО по поручению Минпросвещения России.