
Законопроект, предполагающий продление эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования (СПО), принят в первом чтении. Соответствующий документ был рассмотрен на пленарном заседании Государственной Думы Российской Федерации 2 декабря.
Закон об эксперименте по расширению доступности среднего профессионального образования был принят в апреле 2025 года. Он предполагает сдачу девятиклассниками, которые планируют поступать в колледжи и техникумы, только двух обязательных предметов (русский язык и математика) вместо четырех экзаменов. В пилотном проекте приняли участие три субъекта РФ – Санкт-Петербург, Москва и Липецкая область.
В своем выступлении Министр просвещения РФ Сергей Кравцов подчеркнул необходимость расширения доступности СПО.
«То, что закон нужен, очевидно: экономика развивается, рабочие кадры нужны. Этот закон призван дать возможность школьникам выбрать профессию, получить хорошее образование и быть успешными», – сказал глава Минпросвещения России.

Доклад о расширении и продлении эксперимента представил заместитель Министра просвещения Российской Федерации Владимир Желонкин.
«Итоги приемной кампании показали, что в текущем году в Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области практически 100% выпускников 9-х классов, прошедших государственную итоговую аттестацию в рамках эксперимента, поступили в колледжи на технические, строительные специальности, специальности в области медицины, транспорта, сельского хозяйства. Кроме того, по сравнению с прошлым годом существенно выросла численность выпускников 9-х классов, которые выбирают программы СПО, в частности в Москве – практически вдвое», – отметил Владимир Желонкин.
В 2025 году в государственной итоговой аттестации приняла участие 181 тысяча выпускников 9-х классов, из них 51 тысяча выбрала для сдачи экзамена только обязательные учебные предметы. В рамках проведения эксперимента образовательным организациям СПО было предусмотрено 85,7 тысячи бюджетных мест, что на треть больше, чем годом ранее. Увеличился прием на востребованные профессии строительства, металлургии, машиностроения, специальности в сфере цифровых технологий, педагогики и медицины.
Замминистра просвещения РФ также обратил внимание, что почти вдвое – с 3 340 в 2024 году до 2 254 человек в 2025 году – снизилось количество девятиклассников, не сдавших основной государственный экзамен. На основе предварительных итогов был разработан законопроект, который, во-первых, предусматривает продление эксперимента до 2029 года. Это позволит отследить дальнейшую траекторию выпускников как в сфере обучения, так и в области их дальнейшего трудоустройства. Во-вторых, до восьми расширяется перечень участвующих в эксперименте регионов. В список дополнительно включены Республика Татарстан, Московская, Ростовская, Тверская и Тюменская области.
Законопроект был поддержан большинством голосов в первом чтении.
ИРПО реализует ключевые проекты в системе СПО по поручению Минпросвещения России.
