Проректор Института развития профессионального образования (ИРПО) Даниил Суханов выступил на панельной дискуссии «Ремесло 2.0: как заново изобрести рабочую профессию» в рамках AmberForum 2025 — ключевого события янтарной отрасли. Он рассказал о системном подходе к трансформации среднего профессионального образования (СПО) и образа рабочих профессий в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет».
В основе проекта – системное развитие партнерских связей между бизнесом и средним профессиональным образованием. Колледжи и работодатели объединяются в новую структурную единицу – кластер, который адресно готовит востребованные кадры для одной из 24 отраслей, приоритетных для развития экономики страны.
В этом году будет функционировать уже 506 таких кластеров в 86 регионах, и проект дает ощутимые плоды: по итогам приемной кампании прошлого года 62,5% выпускников 9-х классов выбрали поступление в колледжи и техникумы.
«Приемная кампания на этот учебный год находится в самом разгаре, но количество заявлений на прием в колледжи уже превысило 1 миллион, что подтверждает рост востребованности СПО среди абитуриентов», — подчеркнул Даниил Суханов.
В чем преимущество подготовки кадров в «Профессионалитете»? Пожалуй, главное – это построение образовательных программ с опорой на запрос реального работодателя и практическую подготовку. Так, 80% учебного времени студенты отрабатывают практические навыки, в том числе на предприятиях партнеров проекта. При этом не менее 40% от объема образовательной программы отведено на отраслевую специфику работодателя. Это позволяет добиться «бесшовного» перехода выпускника от процесса обучения на рабочее место.
«Чтобы реализовать все это, нужна материально-техническая база. Отсюда вытекает еще одно масштабное изменение — модернизация инфраструктуры колледжей. Учитывая, что программы формируются под конкретные отрасли и предприятия — инфраструктура также формируется с опорой на их производственные условия. В каждом кластере создается не менее шести учебных пространств, которые оснащаются по специальным инфраструктурным листам, разработанным также совместно с работодателями», — добавил Даниил Суханов.
Проректор ИРПО подчеркнул, что благодаря новому подходу к подготовке рабочих кадров федеральный проект «Профессионалитет» стал локомотивом создания нового образа рабочих профессий, востребованных у работодателей и престижных для абитуриентов.
«Однако для полного разрушения стереотипов необходимо транслировать новые возможности СПО, поэтому в каждом регионе-участнике «Профессионалитета» утверждается своя программа популяризации проекта, которая включает в себя комплекс мер по повышению престижа рабочих профессий. В рамках таких программ проходят экскурсии на отраслевых предприятиях, мастер-классы, родительские собрания и другие события, с помощью которых потенциальные абитуриенты и их родители узнают о возможностях современных колледжей и техникумов», – сказал Даниил Суханов. Он добавил, что в кластерах «Профессионалитета» проводниками популяризации являются студенты-участники молодежных сообществ «Амбассадоры Профессионалитета» и «Молодежные медиацентры СПО».
Институт развития профессионального образования реализует федеральный проект «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети» по поручению Минпросвещения России.