Эксперты Института развития профессионального образования провели панельную дискуссию «Актуальные вопросы развития СПО». Она дала старт циклу образовательных мероприятий «Методические недели СПО».
Проректор ИРПО Светлана Наумова отметила, что в настоящее время ведется масштабная работа над формированием Стратегии развития образования до 2036 года, и развитию системы СПО в ней отводится особое место.
«Институт развития профессионального образования принимает активное участие в определении векторов развития СПО. В эпоху стремительных технологических изменений важно адаптироваться под потребности экономики будущего. Необходимо учитывать текущие и прогнозируемые тренды на рынке труда, чтобы готовить специалистов, обладающих компетенциями, необходимыми не только для их успешного трудоустройства, но и для обеспечения технологического суверенитета и лидерства России. Без соответствующей подготовки управленческих и педагогических кадров решение столь глобальных задач просто невозможно. Наш институт взял на себя амбициозную роль флагмана в сфере среднего профессионального и дополнительного образования, и мы продолжаем успешно и ответственно ее выполнять», – заявила Светлана Наумова.
Проректор ИРПО Александр Муратов рассказал о кадровом обеспечении экономики страны, об ориентирах развития системы СПО.
«В своей работе мы обозначаем ключевые тренды – маяки-ориентиры – для развития СПО, которые нужно учитывать и о которых мы должны помнить, обсуждая тот или иной проект, ту или иную инициативу. Во-первых, это технологическое лидерство, обозначенное как цель национального развития до 2030 года, и возможный вклад СПО в его достижение. Во-вторых, обратная связь, данные социологических опросов, которые мы получаем от тех, кто вовлечен в работу системы СПО: студентов, абитуриентов и их родителей, педагогов, работодателей. И, наконец, международный контекст и сотрудничество с дружественными странами, странами БРИКС, у которых наш опыт и наработки вызывают неподдельный интерес», – подчеркнул Александр Муратов.
Начальник управления ФП «Профессионалитет» Елена Сафина отметила вклад федерального проекта в подготовку рабочих кадров для обеспечения технологического лидерства России.
«С 2025 года федеральный проект «Профессионалитет» станет частью национального проекта «Молодежь и дети» и значимой составляющей кадровых решений для национальных проектов технологического лидерства. К 2026 году к Профессионалитету присоединятся все 89 регионов нашей страны. Серьезный фундамент этой работы – ваш ежедневный труд, коллеги. Труд, который мы очень ценим», – обратилась она к участникам дискуссии.
Руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию, Национального центра «Абилимпикс» Дина Макеева отметила, что одной из приоритетных задач Минпросвещения России является создание условий для самореализации каждого человека через систему профессионального образования.
«Созданная Минпросвещения России система инклюзивного среднего профессионального образования, а также развитие движения «Абилимпикс» позволяет людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья освоить востребованные на рынке труда профессии и специальности и впоследствии трудоустроиться, применив полученные знания на практике. Методическая поддержка, которая осуществляется на базе ресурсных учебно-методических центров, базовых профессиональных образовательных организаций и Федерального методического центра по инклюзивному образованию, Национального центра «Абилимпикс», будет способствовать дальнейшему развитию компетенций управленческих кадров и педагогических работников в сфере инклюзивного СПО», – сказала Дина Макеева.
Начальник методического отдела Центра методологического сопровождения Всероссийского чемпионатного движения Ольга Калита напомнила о значимости развития Движения и о трансляции компетенций в системе СПО.
«Чемпионатное движение повышает престиж и значимость рабочих профессий, содействует эффективному кадровому обеспечению отраслей экономики, способствует созданию новых, а также развитию и актуализации существующих профессиональных компетенций, необходимых выпускникам колледжей. Кроме того, соревнования позволяют системе СПО быстро реагировать на запросы от индустрии», – отметила Ольга Калита.
Выступление директора Нижегородского филиала ИРПО было посвящено отраслевым рамкам квалификации, которые выступают как инструмент изменения содержания образования.
«Использование отраслевых рамок квалификаций при обновлении содержания образовательных программ системы среднего профессионального образования обеспечивает их соответствие современным требованиям рынка труда, а также помогает повысить эффективность освоения профессиональных компетенций студентами с учетом квалификационных уровней», – заключил Николай Табаков.
Мероприятия «Методических недель СПО» продлятся до 28 февраля, они будут проходить по трем направлениям:
- «Дидактика и использование передовых педагогических технологий»
- «Интеграция отраслевых технологий в систему подготовки кадров»
- «Развитие управленческого потенциала системы СПО»
В этом году проект приурочен к 85-летию системы среднего профессионального образования.
Для участия необходимо зарегистрироваться по ссылке.