Спикеры тематических секций поделились своими лучшими практиками, предложениями и обратной связью по развитию и функционированию профессионально-образовательного комьюнити.
На панельной дискуссии «Механизмы консолидации педагогических и профессиональных сообществ» подробно обсудили влияние различных аспектов работы профсообществ на их эффективность и соответствие задачам, с решением которых сегодня сталкиваются руководители, педагоги и студенты учреждений СПО. Модератором секции выступил Максим Никитинский, основатель НКО «Центр сообществ».
Антон Актуганов, советник председателя правления РДДМ «Движение первых», председатель ОРОО «Российское содружество колледжей», на примере конкурса «Команда первых» и форума «Будет толк» рассказал о социальных инструментах выявления талантливой молодежи и ее поддержки на пути к выбору будущей профессии. Тему профессионального самоопределения поддержала Галина Баранова, директор ГБПОУ КО «Калужский техникум электронных приборов», член совета учителей–блогеров при общественном совете при Минпросвещения России. Галина убеждена, что соединение учебных мастерских и производственных площадок в единое образовательное пространство позволит студентам проходить производственную практику на современном оборудовании, а их педагогам – поддерживать и повышать собственный уровень квалификации и держать руку на пульсе изменений в работе промышленных предприятий. Примером такой консолидации стали технопарки, которые постепенно открываются по всей стране.
Также эксперты отметили ценность обратной связи от профессионально-педагогических сообществ относительно эффективности инструментов, которые предлагаются для решения актуальных образовательных задач. Олег Цапко, председатель Всероссийского студенческого союза, упомянул о необходимости быть полезными друг другу и выработать инструментарий, с помощью которого коллеги смогут справляться с системными проблемами быстрее и знать, к кому и с каким вопросом можно обратиться: с этой целью, например, проводится Всероссийская перепись сообществ и создано Сообщество студенческих правозащитников. Анфиса Залялова, директор ГАПОУ «Казанский педагогический колледж», менеджер компетенции «Дошкольное воспитание», предложила внедрить профориентационную программу в предпрофильные классы (7-9), а Рубен Акопов, руководитель сервиса «Сферум» от VK, рассказал об интеграции системы «Электронные журналы и дневники» в учебный профиль сервиса, совершенствование которого, по его словам, невозможно без активного тестирования площадки и аккумулирования мнений преподавателей и студентов.
«В каждом регионе работают наши руководители, которые общаются с системой управления образованием, и нам важно получать обратную связь. Важно, чтобы вы пользовались продуктом и возвращались к нам с вашими пожеланиями и требованиями», - обратился к участникам секции Рубен.
Антониной Цицулиной - президентом Ассоциации Предприятий Индустрии Детских Товаров "АИДТ", членом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, был поднят вопрос учебного оборудования в школах и учреждениях СПО. Всё чаще управляющие образовательными организациями сталкиваются с отсутствием четкого регламента безопасности при работе с оборудованием, поэтому, например, в 2024 году будут разработаны стандарты применения ВиАр-технологий в школьном образовании, а на сегодняшний день создано новое профессиональное сообщество – Ассоциация предприятий учебной промышленности.
«Для образовательного сообщества важно, чтобы был услышан голос тех, кто ежедневно работает с ребятами, и чтобы он переводился в конкретные решения (а не так, чтобы «сверху» приходили функционеры и говорили: «Вы будете работать так-то»). Если нам удастся это изменить, у нас будет и учебная промышленность, и инновации в образовании, и современная образовательная инфраструктура», - подсветила проблематику Антонина.
Кроме того, эксперты отметили, что сегодня построение профсообщества – это отдельная задача, требующая появления специалистов с набором узконаправленных компетенций. Так, Евгения Курчатова (Роньжина), сооснователь Community University, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, преподаватель РЭУ им. Плеханова, партнер факультета комьюнити-менеджмента Университета Синергия, объявила о том, что в этом году она и ее команда первыми в России запустили образовательную программу «Комьюнити-менеджер» (СПО и бакалавриат).
Еще одним эффективным инструментом консолидации педагогических и профессиональных сообществ является конкурс профессионального мастерства «Мастер года», участие в котором принимают непосредственно практикующие преподаватели учреждений СПО. В ходе секции «Мастера СПО – лидеры изменений системы профобразования» победители и финалисты региональных этапов конкурса поделились опытом применения перспективных практик и форматов обучения студентов и теми изменениями в жизни и работе, которые произошли с ними благодаря участию в конкурсе.
Лучшие педагоги страны рассказали, что такие профессиональные соревнования позволяют объединить преподавательский коллектив на волне поддержки своих коллег-участников, обменяться опытом с учителями из других регионов, потренировать стрессоустойчивость и выносливость и заново влюбиться в свою профессию.
Многие участники дискуссии сделали скачок не только по уровню профессионализма, но и по карьерной лестнице: например, Елена Алевра, финалист конкурса 2023 г. (Ленинградская область), стала советником директора по воспитанию в своем учреждении. А в ходе обсуждения со зрительным залом прозвучало предложение повсеместно вводить плановые тестирования всех педагогов каждого колледжа, чтобы оценить реальный уровень профессионализма команды.
Модерировал диалог Виталий Фединский – директор Центра креативных решений, событий и инициатив ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения».