Определены дальнейшие векторы развития движения «Абилимпикс»

Определены дальнейшие векторы развития движения «Абилимпикс»

22 октября в рамках Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» состоялся форум центров развития движения «Абилимпикс», базовых профессиональных образовательных организаций (БПОО), ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования (РУМЦ СПО) и региональных центров обучения экспертов (РЦОЭ). Модератором сессии выступила руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию, Национального центра «Абилимпикс» ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» Дина Макеева.

В мероприятии приняли участие представители образовательных организаций регионов, которые зачастую одновременно выполняют функции БПОО, РУМЦ СПО, РЦОЭ, а также являются центрами развития добровольчества в регионе. В ходе совещания были подведены итоги года и обозначены векторы дальнейшего развития движения «Абилимпикс».

В 2023 году в структуре движения «Абилимпикс» произошли несколько ключевых изменений. Организационный комитет Национального чемпионата возглавила Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. Также были обновлены концепция развития движения «Абилимпикс» и Межведомственный комплексный план по профориентации, профессиональному обучению и трудоустройству людей с инвалидностью.

Впервые в рамках Национального чемпионата «Абилимпикс» проводится «Фестиваль возможностей», организованный для людей с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 14 лет. В его программу вошли 7 компетенций – «Ткач», «Мозаичник», «Макетирование из пластилина», «Изготовление лоскутной куклы», «Помощник тренера по адаптивному тхэквондо», «Обувной сервис», «Ручная работа по дереву». Соревнования проводились в двух категориях: Школьники и Студенты/Специалисты.

Уже традиционными становятся конкурс кукол «Возможности без границ» и онлайн-конкурс «Вместе на карте возможностей». Также в этом году проведен конкурс по написанию гимна движения «Абилимпикс».

Заместитель руководителя Федерального методического центра по инклюзивному образованию, Национального центра «Абилимпикс» Наталья Климохина подвела итоги мониторинга эффективности деятельности БПОО и РУМЦ СПО, а также проанализировала текущее выполнение показателей государственной программы «Доступная среда».

В настоящее время созданы 146 БПОО в 85 субъектах Российской Федерации. В скором времени ожидается открытие базовых профессиональных образовательных организаций в ДНР и в Херсонской области. В 42 субъектах РФ функционируют 45 ресурсных учебно-методических центров в системе среднего профессионального образования.

В 2022 году в мониторинге эффективности приняли участие 138 БПОО из 85 субъектов РФ. Мониторинг проводился по 25 показателям. По итогам прошлого года победителем стала Курская область. Стабильно высокие результаты показывают также Новгородская и Московская области.

Заместитель директора, руководитель ЦРД ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж» Елена Грибанова поделилась опытом региона в реализации задач базовой профессиональной образовательной организации. Целевыми ориентирами для координации и поддержки региональной системы инклюзивного среднего профессионального образования в Курской области определены: организация доступной образовательной среды в ПОО региона, эффективная профессиональная ориентация и профессиональное становление ребят с инвалидностью, их дальнейшее трудоустройство и закрепление на рабочем месте, а также социокультурная инклюзия в обществе.

Начальник отдела методического сопровождения инклюзивного образования Федерального методического центра по инклюзивному образованию Национального центра «Абилимпикс» Екатерина Канатникова рассказала о модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в регионе на базе СПО. Был разработан примерный регламент взаимодействия психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), учреждений МСЭ, БПОО, ПОО по сопровождению обучающихся данной категории в процессе получения среднего профессионального образования. Его целью является выработка единого алгоритма организации межведомственного взаимодействия по организации учета обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях образования, а также формирования доступной системы прохождения ПМПК обучающимися. В ближайшее время документ будет направлен в регионы для дальнейшей трансляции в системе среднего профессионального образования.

В основу модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья лег опыт региональных базовых профессиональных образовательных организаций. О том, как организовано взаимодействие БПОО, ПОО и ПМПК, рассказали заведующий отделением инклюзивного образования Новосибирского профессионально-педагогического колледжа, кандидат философских наук Елизавета Рузанкина и руководитель центра развития движения «Абилимпикс» Орловской области Максим Фокин.

Руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию и Национального центра «Абилимпикс» Дина Макеева озвучила итоги по выполнению Межведомственного комплексного плана по профориентации, профессиональному обучению и трудоустройству людей с инвалидностью. В частности, она отметила, что в ближайший месяц в соответствии с этим планом появится единая модель инклюзивной образовательной среды, в которой будут объединены группы критериев для образовательных организаций всех уровней.

Заместитель руководителя Федерального методического центра по инклюзивному образованию, Национального центра «Абилимпикс» Наталья Стинчкум выступила с докладом об эффективности работы ЦРД и трудоустройстве участников. Она подвела предварительные итоги года и рассказала о направлениях развития. Так, она напомнила об изменениях концепции развития «Абилимпикс» с новыми показателями до 2030 года. Также актуализирован ряд нормативных документов, касающихся чемпионатного движения.

В период с 2018 по 2022 годы в чемпионатах «Абилимпикс» зарегистрированы 45665 уникальных участников. Уровень их занятости по состоянию на 1 октября текущего года составляет 90,5%. Из этого числа 21396 человек (46,8%) продолжают обучение, 16282  участников (35,7%) трудоустроены.

Определены новые подходы к развитию движения «Абилимпикс». В первую очередь, акцент сделан на трудоустройстве или самозанятости (предпринимательстве) участников чемпионата. С этого года проводится актуализация конкурсных заданий под запросы конкретных работодателей. Для этого в состав советов по компетенциям вводят представителей партнеров-работодателей. Планируется развитие креативных (творческих) компетенций. Однако главное условие – за каждой из дисциплин должен быть закреплен партнер, чтобы конкурсанты понимали, куда они могут быть трудоустроены или где смогут получить опыт на стажировках. Среди важных направлений – развитие компетенций для людей с инвалидностью 1 и 2 группы. Также продвигается концепция, что чемпионат «Абилимпикс» – это площадка реабилитации не только участников, но и их семей. Вокруг движения должна быть выстроена целая экосистема. Важными нововведениями в этом году стали новые проекты – «Школа родителей «Абилимпикс» и «Школа партнеров «Абилимпикс».

Начальник управления непрерывного профессионального образования и науки Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Александр Гомзяк рассказал о мерах поддержки людей с инвалидностью в получении среднего профессионального образования. Он сообщил, что на территории региона реализуются сертификаты на оплату обучения или возмещения затрат на оплату обучения инвалидов как в образовательных организациях высшего образования, так и профессиональных образовательных организациях.

Генеральный директор АНО «Центр развития профессиональных компетенций» Эмиль Губайдуллин сообщил об опыте развития движения «Абилимпикс» в Республике Татарстан. Он подчеркнул, что в этом году в региональном чемпионате приняли участие 1298 конкурсантов по 100 компетенциям. В регионе имеется план работы реализации проектов и программ движения, работает Координационный совет «Абилимпикс». Координатором развития движения «Абилимпикс» является Центр развития профессиональных компетенций Республики Татарстан. На базе Казанского торгово-экономического колледжа функционирует не только региональный центр развития движения «Абилимпикс», здесь также находятся центр развития добровольческого движения и региональный центр обучения экспертов.

В завершении дискуссии выступила руководитель РУМЦ СПО ГАПОУ ТО «Тюменский колледж производственных и социальных технологий» Ирина Васильева. Темой ее выступления стала система развития профессиональной компетентности педагогов инклюзивного профессионального образования в Тюменской области.

В финале форума прошло торжественное награждение лучших региональных РУМЦ, БПОО, ЦРД, РЦОЭ, а также состоялось подведение итогов конкурсов «Возможности без границ», «Вместе на карте возможностей», были объявлены авторы лучших проектов гимна движения «Абилимпикс».

Другие события

Финалистов и призеров конкурса «Мастер года» наградили призами от компаний-партнеров

Финалистов и призеров конкурса «Мастер года» наградили призами от компаний-партнеров

Завершился финальный этап конкурса «Мастер года»: 89 победителей региональных этапов – преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования – соревновались в мастерстве и демонстрировали свои лучшие педагогические методики. В этом году партнерами конкурса стали более 30 компаний и предприятий.

Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС: выбор общих путей и технологий развития.

Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС: выбор общих путей и технологий развития.

3 октября 2024 года на базе Института развития профессионального образования участники международной координационной рабочей группы Альянса БРИКС в области технического и профессионального образования и подготовки (BRICS-TCA) провели встречу, на которой обсудили особенности структуры профессионального образования Бразилии, Российской Федерации, Индии и Южно-Африканской Республики. Встреча прошла в рамках проведения международного исследования «Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС».

В День СПО Владимир Путин посетил первую площадку практической подготовки колледжей Москвы в индустриальном парке «Руднево»

В День СПО Владимир Путин посетил первую площадку практической подготовки колледжей Москвы в индустриальном парке «Руднево»

Президент России Владимир Путин принял участие в открытии первой площадки практической подготовки колледжей Москвы, созданной на территории индустриального парка «Руднево». Мероприятие приурочено ко Дню среднего профессионального образования, который отмечается 2 октября.

Дмитрий Медведев из Курской области стал победителем конкурса «Мастер года» в 2024 году

Дмитрий Медведев из Курской области стал победителем конкурса «Мастер года» в 2024 году

В День среднего профессионального образования в Тюмени назвали имя победителя Всероссийского конкурса педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». Им стал преподаватель Курского автотехнического колледжа Дмитрий Медведев. Организаторы конкурса - Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования.

Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»

Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»

Институт развития профессионального образования — единственный оператор системных проектов развития среднего профессионального образования, площадка для подготовки кадрового потенциала для суверенной экономики.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов поздравил с Днём среднего профессионального образования

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов поздравил с Днём среднего профессионального образования

С Днём среднего профессионального образования поздравляет Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов. Он рассказал, каких результатов достигла система СПО в 2024 году, пожелал успехов студентам и педагогам.

Опубликованы комплекты оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году

Опубликованы комплекты оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году

Для проведения государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации по программам среднего профессионального образования в формате демонстрационного экзамена в 2025 году разработан 531 оценочный материал по 296 профессиям и специальностям, которые относятся к 349 федеральным образовательным стандартам.

Лучшие практики проекта «Профессионалитет» распространяются в медицинских колледжах

Лучшие практики проекта «Профессионалитет» распространяются в медицинских колледжах

В Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Специалисты среднего звена в медицине и фармации: подготовка, аккредитация и трудовая деятельность». Мероприятие проводилось для определения направлений развития системы подготовки медицинских кадров среднего звена в стране. Организаторами выступили Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому образованию» Министерства здравоохранения Российской Федерации и Институт развития профессионального образования.

Названы десять призеров конкурса «Мастер года»

Названы десять призеров конкурса «Мастер года»

Эксперты выбрали десять призеров финального этапа Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». Конкурсанты, попавшие в десятку, завершили с самыми высокими баллами два испытания: «Конкурс образовательных кейсов» и «Открытый урок». Организаторы конкурса – Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования.

В Тюмени преподаватели, работодатели и эксперты обсудили, как система СПО влияет на развитие экономики страны

В Тюмени преподаватели, работодатели и эксперты обсудили, как система СПО влияет на развитие экономики страны

В Тюмени продолжается финальный этап Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». В Тюменском Технопарке стартовала деловая программа, которая объединила конкурсантов, экспертов, работодателей – партнеров системы СПО, сотрудников колледжей и техникумов и региональных образовательных ведомств.



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных