В Москве подвели итоги первого года работы программы «Профессионалитет»

В Москве подвели итоги первого года работы программы «Профессионалитет»

Программа «Профессионалитет» основана в 2022 году и является новой моделью подготовки квалифицированных специалистов по наиболее востребованным профессиям и специальностям.

В сессии приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова, министр просвещения РФ Сергей Кравцов, председатель Комитета по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профориентации Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Андрей Комаров, а также ключевые партнеры-работодатели проекта из 6 приоритетных отраслей экономики: железнодорожной отрасли, строительства, легкой промышленности, туризма и сферы услуг, горнодобывающей промышленности, строительной отрасли и радиоэлектроники. На мероприятии присутствовали студенты техникумов и колледжей, которые смогли задать спикерам интересующие вопросы.

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова напомнила, что программа «Профессионалитет» начала реализовываться по поручению президента страны Владимира Путина. Она нацелена на поддержку экономики квалифицированными рабочими кадрами. В первом учебном году стартовало 8 отраслей, появились образовательно-производственные кластеры, идея которых заключается во взаимодействии учебных заведений, работодателей и регионов. В 2022 году появился 71 кластер, в 2023 к ним добавятся еще 70. По решению главы государства проект продлен как минимум до 2028 года включительно, в соответствии с ним будет подготовлен 1 миллион специалистов.

В 2022-23 годах из федерального бюджета на цели поддержки проекта было направлено 7 млрд рублей. По 2,2 млрд рублей выделено из бюджетов регионов страны. Активное участие в софинансировании принимают работодатели, которые на цели поддержки проекта направят 3,5 млрд рублей.

В процесс подготовки кадров по программе «Профессионалитет» на сегодняшний день вовлечено 900 работодателей. При этом ключевым элементом является соответствие подготовки специалистов текущим кадровым потребностям: «Сегодня Профессионалитет охватывает 347 учебных программ. В них сроки обучения сокращены на 40 процентов. Уже на первом курсе молодые люди получают возможность прийти на предприятие. Около 50 процентов обучения отдано на практическую подготовку. А с 1 сентября 2023 года, то есть на второй учебный год «Профессионалитета», таких учебных программ, с учетом расширения компетенций, будет уже 500», - подчеркнула Татьяна Голикова.

Вызовы и требования времени предполагают изменения в процессе. Новые экономические условия послужили значительным стимулом для производства, в том числе для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Потребность оборонно-промышленного комплекса составила порядка 50 тысяч человек, и 20 тысяч из обучившихся по программе молодых специалистов уже работают на этих предприятиях. Отметим, что более 25% студентов, прошедших практику, решили вопрос трудоустройства.

Расширение «Профессионалитета» ожидается в 2024-2026 годы. К имеющимся добавятся порядка 170 образовательно-производственных кластеров. «Проектом будут охвачены электронная промышленность, индустрия робототехники, машиностроение, металлургия, фармацевтика, сельское хозяйство, оборонно-промышленный комплекс, строительство, транспорт, атомная и другие отрасли - ключевые для обеспечения безопасности и суверенитета нашего государства», - отметила Татьяна Голикова. Таким образом, к тому времени в проект войдут 1500 колледжей из всех регионов РФ, с привлечением 3000 наставников из 1500 предприятий.

Также Татьяна Голикова рассказала о Всероссийском чемпионатном движении по профессиональному мастерству. Она отметила, что победителям и призерам предусмотрены денежные призы. Основной упор сделан на главную задачу программы «Профессионалитет» - трудоустройство участников: «Самое главное для нас, что молодые люди будут правильно ориентированы, правильно выберут свою профессию. И самое главное - трудоустроятся по профессии. Потому что, приходя в «Профессионалитет», молодые люди уже знают, какая работа их ожидает, и какие работодатели их будут принимать».

Вместе с тем, вице-премьер РФ упомянула о чемпионате по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» и о конкурсе творческих компетенций «ArtMasters». Их победители также получают денежные и иные поощрения.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов в своем выступлении отметил, что среднее профессиональное образование динамично развивается: «Сегодня все больше выпускников 9-х и 11-х классов выбирают колледжи. Впервые бизнес и работодатели включены в формирование учебной программы и материально-техническое оснащения колледжей и техникумов. Фактически они участвуют в подготовке профессиональных специалистов для своих предприятий и гарантируют им рабочие места. Это очень важно».

Благодаря сотрудничеству с бизнесом, программа подготовки кадрового потенциала отвечает потребностям экономики конкретных регионов. Специалисты готовятся точечно для индустрии предприятий, а регионы обеспечиваются необходимыми профессиональными кадрами.

Со следующего учебного года во всех школах страны вступит в действие система профориентационной работы, в которую будут включены все учащиеся, начиная с шестого класса.

«На передовой этой важной деятельности находятся наши педагоги. Этот год объявлен президентом страны Годом педагога и наставника, и я хочу искренне поблагодарить их и мастеров производственного обучения за огромный труд, благодаря которому и строится будущее благополучие нашей страны», - обратился к учителям министр. Кравцов сообщил, что подготовке педагогических кадров уделяется пристальное внимание. С 2020 года повышение квалификации прошли порядка 50 тысяч педагогов и мастеров производственного обучения. А в этом году Министерство просвещения РФ, при участии Калужской и Нижегородской областей, откроет два современных технопарка профессионального образования, в каждом из которых ежегодно смогут повысить квалификацию не менее 5000 педагогов колледжей.

Сергей Кравцов рассказал, что федеральный проект «Профессионалитет» максимально усилил практическую ориентированность колледжей. И студенты, и педагоги знакомятся с реальным производством, проходят стажировку на самом современном отечественном оборудовании. А в каждом колледже разработана карьерная карта выпускника, отражающая траекторию его профессионального роста.

Дважды в год - весной и осенью - проводится единый День открытых дверей, в рамках которого организуются родительские собрания, экскурсии в колледжи и на предприятия - в формате профессиональных проб.

В числе спикеров выступили представители колледжей, которые разъяснили, как в их образовательных учреждениях проводится обучение по программе «Профессионалитет». Потребность в специальностях среднего профессионального образования наблюдается и на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. В качестве опорных работодателей 114 таких предприятий уже участвуют в федеральном проекте «Профессионалитет».

Представители компаний и бизнеса рассказали о практике студентов и прямом взаимодействии с колледжами и техникумами. Так, опытом поделились начальник Департамента управления персоналом РЖД Сергей Саратов, руководитель Департамента стратегических проектов и нормативного сопровождения деятельности АО «МХК «ЕвроХим» Андрей Шуль, президент Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) Антон Глушков и другие.

Всероссийская приемная кампания образовательной программы «Профессионалитет» на новый учебный год стартует 19 июня (одновременно во всех 68 регионах, участвующих в проекте) и завершится 20 августа.

Фотографии взяты из источника: https://edu.gov.ru/

Другие события

Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена»

Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена»

Стартовал прием заявок на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена». Конференция проводится с целью обсуждения основных направлений развития демонстрационного экзамена как эффективного механизма оценки качества среднего профессионального образования и выработки перспективных подходов по совершенствованию моделей реализации демонстрационного экзамена на федеральном и региональном уровнях.

На Форуме СПО обсудили стратегию функционирования отраслевых Центров опережающей профессиональной подготовкиВ рамках совещания Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения

На Форуме СПО обсудили стратегию функционирования отраслевых Центров опережающей профессиональной подготовкиВ рамках совещания Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения

В рамках совещания Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России с представителями отраслевых ассоциаций ФП «Профессионалитет» Александр Муратов, проректор Института развития профессионального образования, выступил по вопросу стратегии партнерства в профессиональной подготовке кадров для социально-экономического развития Российской Федерации с учетом деятельности отраслевых Центров опережающей профессиональной подготовки.

На Форуме СПО обсудили бренд колледжа и вручили награды победителям одноименного конкурса

На Форуме СПО обсудили бренд колледжа и вручили награды победителям одноименного конкурса

Панельная дискуссия «Бренд колледжа в фокусе приоритетов образовательной и молодёжной политики» прошла на площадке Форума СПО в Калуге 26 августа. Во встрече лично и по ВКС приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Наталия Золотарева, создатель ГК IPR MEDIA Наталья Иванова, советник председателя РДДМ «Движение первых» Антон Актуганов и другие эксперты в сфере СПО. Модерировал дискуссию научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки России Евгений Сжёнов.

На Форуме СПО обсудили развитие Центров опережающей профессиональной переподготовки

На Форуме СПО обсудили развитие Центров опережающей профессиональной переподготовки

Развитие Центров опережающей профессиональной переподготовки (ЦОПП) и закрытие кадровой потребности стало одной из тем обсуждения на Форуме СПО «Создаем будущее своими руками» в Калуге. В мероприятии приняли участие более 80 человек из разных регионов страны.

Вопросы подготовки кадров обсудили на пленарном заседании «СПО: образование размером с будущее»

Вопросы подготовки кадров обсудили на пленарном заседании «СПО: образование размером с будущее»

В Калуге в Инновационном культурном центре на Форуме среднего профессионального образования 26 августа состоялось пленарное заседание на тему: «СПО: образование размером с будущее». В центре внимания экспертов – вопрос подготовки кадров. Модератором выступила ведущая телеканала «Россия 24» Мария Кудрявцева.

Технические специальности в колледжах и техникумах составляют 56% бюджетных мест

Технические специальности в колледжах и техникумах составляют 56% бюджетных мест

Около 60% выпускников девятых классов выбирают колледжи и техникумы для дальнейшего образования. 56% бюджетных мест составляют технические специальности. Об этом сообщил директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин в ходе пресс-конференции в ТАСС, посвященной проведению Форума среднего профессионального образования «Создаем будущее своими руками». Мероприятие пройдет 26–27 августа в Калуге.

Сергей Кравцов: «Мы готовы транслировать опыт по развитию системы СПО международному профессиональному сообществу»

Сергей Кравцов: «Мы готовы транслировать опыт по развитию системы СПО международному профессиональному сообществу»

В Калуге 26-27 августа состоится Форум среднего профессионального образования «Создаем будущее своими руками». Он пройдет на площадке Федерального технопарка профессионального образования и на других площадках города. В форуме примут участие представители федеральных и региональных органов власти, бизнеса, руководители и педагоги образовательных организаций, студенты учреждений СПО. Участниками также станут представители профессиональных сообществ сферы среднего профессионального образования стран БРИКС и СНГ.

Почти три четверти студентов организаций СПО планируют работать по специальности

Почти три четверти студентов организаций СПО планируют работать по специальности

Институт развития профессионального образования Минпросвещения России провел опрос почти 97 тыс. студентов колледжей. Согласно его результатам, среди главных причин, по которым студенты выбирают систему среднего профессионального образования (СПО), – востребованность специальности, возможность самореализации, высокая зарплата.

Стартовал второй этап общественного обсуждения проектов оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в 2025 году

Стартовал второй этап общественного обсуждения проектов оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в 2025 году

Институт развития профессионального образования, являясь оператором демонстрационного экзамена базового и профильного уровней по образовательным программам среднего профессионального образования, проводит разработку оценочных материалов на 2025 год. В настоящий момент 322 эксперта-разработчика осуществляют разработку 446 комплектов оценочной документации по 263 профессиям и специальностям в соответствии с 307 федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных