«Только в колледже поняла, что хочу быть трактористкой»: как появилась современная Ангелина Прасковья* и причем тут СПО

«Только в колледже поняла, что хочу быть трактористкой»: как появилась современная Ангелина Прасковья* и причем тут СПО

Во многих колледжах и техникумах страны проходят демонстрационные экзамены. Мы побывали на площадке Сергиево-посадского колледжа в Краснозаводске, где недавно проходил экзамен по специальности «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».

Среди членов государственной экзаменационной комиссии удивила девушка Наталья Марченко. Оказалось, она окончила этот колледж, прошла подготовку в качестве эксперта демонстрационного экзамена, а затем поступила в Тимирязевскую академию. «Сельская жизнь» решила узнать у девушки, как она пришла в эту традиционно «мужскую» профессию и какие сложности у нее были во время учебы.

— Почему вы решили стать специалистом по эксплуатации и ремонту сельхозтехники? Это была мечта детства?

— Нет, это было, пожалуй, случайно. Я поступала на логиста, но не прошла по баллам на бюджет. Мне предложили пойти на эксплуатацию сельхозтехники. Поступать куда-то еще времени не было, я пошла сюда, втянулась и не ошиблась — мне очень понравилось здесь учиться.

— Помните, кто предложил?

— Да. В приемной комиссии сидела Таисия Михайловна, она принимала документы. В последний момент она сказала, что я могу поступить в наш колледж, но на другую профессию, где я пройду по баллам.

— Вы хорошо учились в школе?

— Так себе. Но зато в колледже у меня до красного диплома не хватило пары «пятерок».

— Вы тогда не думали о поступлении в вуз?

— В вуз я тогда не собиралась, я ушла из школы после девятого класса.

— Почему вы выбрали Сергиево-Посадский колледж? Почему не пошли просто на курсы трактористов или ученицей на предприятие?

— Хотелось получить именно среднее профессиональное образование. Мне понравился этот колледж. Он, правда, находился далеко от дома. Дорога без пробок занимала два с половиной часа. Нужно было сделать три пересадки: автобус, электричка и еще один автобус. Поэтому во время учебы я поселилась в общежитии напротив колледжа, чтобы добираться туда за несколько минут.

— На момент поступления вы представляли себе профессию тракториста, ремонтника сельхозтехники? Сколько получают, как трудятся?

Да, я знала, куда иду. Сейчас сфера агроиндустрии на подъеме: на сельхозпредприятиях и зарплаты хорошие, и специалисты востребованы. Даже на летней практике одногруппники получали в месяц 60 тысяч рублей и больше.

— А откуда вы это знали, у вас кто-то работал по этой профессии?

— Моя бабушка работала в совхозе в Сибири, а дедушка был трактористом в Краснодарском крае.

— Как родители отнеслись к вашему выбору?

— Они сначала, конечно, удивились, мягко говоря. Но потом они подумали и сказали: в принципе сельское хозяйство сейчас более востребовано, чем логистика. Так что они меня поддержали и поддерживают до сих пор.

— В колледже были еще девушки в группе?

— В нашей группе было 25 человек. Из них только две девочки.

— Было много работы на технике?

— Да, работы на технике было много. Со второго курса у нас начались профессиональные модули. Дальше была учебная практика. Она проходила в гараже: опытные преподаватели показывали и объясняли, как обслуживать и ремонтировать технику. Мы даже работали на тракторе.

— А чего было больше во время учебы: теории или практики?

— Наверное, больше практики. Например, у нас в расписании одна пара — либо по профессиональному модулю, либо по техническому обслуживанию, либо по комплектации трактора. Получается, одну пару нам объясняют все, а потом нам это все показывают вживую: где что находится у трактора.

Практика была двух видов: учебная и производственная. Если учебная практика, то мы приходим [в гараж], нам что-то объясняют, минут тридцать идет лекция, потом мы идем к тракторам и чиним их — с девяти утра и до двух–трех часов.

— Парни как-то помогали девушкам?

— Если нужно было подержать или вытащить какую-то запчасть, тогда да, они помогали. Но в целом мы работали самостоятельно.

— А на какой технике вы работали? Современной? Какие условия были в мастерских?

— Сначала был только один, 82-й, старый трактор. Потом нам привезли еще два новых трактора — «Беларус». Сеялка, пресс-подборщик, станки тоже все новые — то есть учебно-производственные мастерские очень хорошо оборудованы. Все — российского производства.

Условия были тоже хорошие. У нас был целый гараж, его оборудовали всем необходимым: и освещение было хорошим, и все инструменты новенькие, чистенькие.

— Где и когда вы проходили практику?

— На втором курсе в колледже у нас была учебная практика. Потом, в конце лета — производственная практика, в селе Васильевское Сергиево-Посадского района. На третьем курсе нас отправили на производственную практику в Бунятино. Это деревня в Дмитровском районе Московской области. Практика длилась месяц. Потом была еще преддипломная практика. В целом на четвертом курсе больше всего практик: они почти каждые три месяца идут.

— Удалось ли заработать своим умением работать на тракторе?

— На третьем и четвертом курсах, когда началась серьезная производственная практика, нам платили по 30–35 тысяч в месяц. Их даже в трудовую книжку внесли. На последнем курсе я проходила только учебную практику в колледже. Вместо производственной практики готовилась к защите диплома.

— Есть кто-то из преподавателей колледжа, мастеров производственного обучения, профессионалов, кто стал вашим наставником и оказал на вас особое влияние как на профессионала?

— Да. Это Артем Вячеславович Григорьев и Федор Федорович Круть, которые преподавали нам профессиональные модули. Например, техобслуживание трактора. Они меня вообще всему научили: я уже со второго курса стала хорошо разбираться в тракторах.

Перед дипломом я не знала, куда дальше идти, что делать, где работать. Именно эти педагоги дали мне ценные советы. Сказали, чтобы я училась дальше. К нам как раз приезжали представители из Тимирязевской академии, приглашали поступать в вуз. Артем Вячеславович и Федор Федорович убедили меня, что я смогу достичь успеха в профессии, помогли мне разобраться, чего я хочу от жизни, и подтолкнули к получению высшего образования. Они сказали: «Не теряй шанс!»

Благодаря им я учусь в Тимирязевской академии на первом курсе. С подачи моих наставников я получила и повышение квалификации — стала линейным экспертом демонстрационного экзамена.

К ним можно обратиться за любой помощью — даже сейчас я постоянно прошу у них того или иного совета.

— Они как-то вам помогали, когда вы оказались в академии?

— Когда я готовилась к вступительным экзаменам, они были рядом и помогали подготовиться.

— Что вы сейчас изучаете и какую специальность приобретете?

— Сейчас я учусь на первом курсе по специальности «Эксплуатация машин транспортных комплексов». Из колледжа я выпустилась техником-механиком. После вуза стану инженером-технологом. Смогу претендовать на должность повыше, буду работать с документами, заниматься закупками техники и запчастей. В этом, я думаю, мне помогут как раз те знания, которые я получила в колледже. Ведь для того, чтобы купить для предприятия ту или иную машину, нужно разбираться, как она работает, из каких запчастей состоит, что стоит покупать, а что нет.

Возможно, мне понравятся другие направления. Мои наставники, и я им за это очень благодарна, постоянно стимулируют попробовать что-то новое.

— Опыт СПО помогает учиться?

— Очень помогает. Я по некоторым предметам получаю «автомат». Например, по математике или истории. Тем более по профессиональным модулям — «ТО транспорта» и «Комплектация машинно-транспортного агрегата». Некоторые ребята пришли в академию после 11 класса, а некоторые ранее учились по другой специальности. И те, и другие ничего не знают по этим темам. Преподаватель им рассказывает «с нуля», а я уже изучала все это, владею материалом. Как-то преподаватель объяснял принципы работы двигателя, задал мне вопрос, и я рассказала все подробно (смеется, — прим. ред.). Он удивился: девушка, а все знает — как так? (снова смеется, — прим. ред.) Мне кажется, он был немного в шоке.

— А вы одна девушка на курсе?

— Нет, нас четверо.

— Общеобразовательных знаний хватает? Пришлось ли заниматься с репетиторами дополнительно?

— С репетиторами нет. Если мне надо что-то узнать, я лучше подойду к своим старым преподавателям в колледже. Они мне помогут всегда.

— А какие перспективы трудоустройства?

— После выпуска из колледжа я хотела пойти работать в Бунятино, где я проходила производственную практику. Там дают общежитие, если кому-то далеко ездить, и платят хорошо, и при этом ты работаешь по профессии. В принципе, это был неплохой вариант. Но я послушала своих наставников и решила пойти учиться. После академии, возможно, все же поеду устраиваться в Бунятино. Кстати, большинство выпускников нашего колледжа пошли туда работать после практики. Может быть, буду совмещать учебу и работу. Пока определяюсь.

— Нет опасений, что при найме на работу предпочтение отдадут мужчине?

— Нет. Сейчас такое время, когда гендер уже не имеет значения. Я видела очень много женщин на тракторе. Даже в моем городе есть женщины-трактористки. У нас в Красноармейске есть село Царево. Там на ферме водителями трактора работают две девушки.

Справка

Что такое демонстрационный экзамен

Демонстрационный экзамен (ДЭ) — один из форматов государственной итоговой аттестации, проходит с 2017 года. Во время испытания студенты выполняют практические задания в условиях реального производства. Оператором по организационно-методической поддержке ДЭ выступает Институт развития профессионального образования (ИРПО).

— Как проходит демонстрационный экзамен по специальности «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»?

Для успешной сдачи экзамена выпускнику нужно выполнить два задания. Первое — это провести ежесменное технологическое обслуживание (ЕТО) трактора и пресс-подборщика. Оно включает визуальный осмотр, проверку технических жидкостей, светозвуковой сигнализации, основных агрегатов трактора, поиск неисправностей. Второе — выполнить ЕТО пресс-подборщика, сделать необходимые регулировки, установить вязальный аппарат.

— Как вы стали экспертом демонстрационного экзамена?

— Я сама прошла демонстрационный экзамен летом. Ничего сложного там не увидела: все легко, просто, все это нам объясняли. В общем, я его легко сдала и подумала, что могла бы стать экспертом.

Я училась онлайн на платформе WorldSkills Russia, изучила все темы, сдала все тесты. И стала экспертом.

Сейчас слежу за выпускниками, смотрю, как они работают. Это весело (смеется — прим. ред.).

— Какой ваш функционал как эксперта, что вы делаете?

— Сначала мы, нас трое экспертов, специально делаем какие-то неисправности в тракторе, чтобы их нашел и исправил экзаменуемый: вытаскиваем лампочку или еще что-нибудь. Когда я сдавала демонстрационный экзамен, у меня вообще все вытащили. Весь пресс-подборщик надо было собирать (смеется, — прим. ред.).

Потом следим за тем, как экзаменуемый выполняет задание. Например, студент должен провести ТО трактора и пресс-подборщика. А мы, эксперты, смотрим и оцениваем его работу. Если он уходит в невидимую зону, мы идем за ним. В конце мы должны поставить оценку по пятибалльной шкале.

— Что вы думаете о демонстрационном экзамене?

— Лично я отношусь к нему очень хорошо. Это практика. На этом экзамене человек показывает, чему он научился в колледже. Если во время защиты диплома мы пересказываем материал выученных тем, то во время демонстрационного экзамена мы можем показать, что действительно знаем и умеем. Можно рассказать, как работает двигатель, как поменять фильтр или масло, но, если ты не умеешь этого делать на практике, эти знания бесполезны. Я думаю, что демонстрационный экзамен намного важнее защиты диплома.

— А как к экзамену относятся другие студенты, преподаватели, работодатели?

— Многим студентам тоже нравится экзамен. Я их спрашивала об этом. Преподавателям тоже нравится. Они обучают именно работе с техникой. Практика быстрее запоминается, чем теория. Нравится он и работодателям: они видят, что человек разбирается в тракторах и другой технике. Кстати, они могут онлайн посмотреть, как проходит экзамен: у нас ведется прямая трансляция в интернете. Запись сохраняется.

— То есть эту запись, теоретически, можно использовать в качестве своего портфолио при устройстве на работу?

— Снимается общий план, там толком ничего не видно, и без звука. Думаю, для работодателя лучше организовать производственную практику, где он может посмотреть будущего сотрудника в деле.

Демонстрационный экзамен для работодателя — это такая гарантия, что выпускник умеет выполнять базовые производственные операции.

— Известно, что демонстрационный экзамен бывает базовый и профильный. Какой вы принимаете в колледже?

— Профильный.

— Что бы вы хотели улучшить в обучении в колледже?

— Если честно, даже не знаю. И программа обучения в колледже хорошая, и техника современная.

— А во взаимодействии с потенциальными работодателями?

— Сложный вопрос, надо подумать… Наверное, перед тем, как позвать ребят на производственную практику, я бы проводила для них экскурсии по подразделениям, где им предстоит работать. А то ребята приезжают, но они не знают, куда идти, что где находится.

— А как проходила ваша практика?

— Мы приехали, заселились в общежитие, а на следующий день пошли работать. Сначала многое было непонятно: нам не объяснили, где стоят трактора, где мастерская, что делать нельзя, а что можно, мы не знали, в какое помещение идти, куда ехать на тракторе.

— Какие бы напутственные слова вы бы дали тем, кто хочет пойти в колледж?

— Самое важное: учитесь хорошо. Ходите на все лекции и практики. Это очень важно. У нас некоторые не ходили, пропускали. Они выпустились, и ничего не знают, никуда устроиться не могут.

После школы лучше сначала пойти в колледж, а уже потом, если захочется, в вуз. Колледж — хорошее место, чтобы определиться, чего хочешь. Как я, например. Когда я выпускалась из девятого класса, я вообще не представляла, что дальше делать, куда идти. Сейчас я уже четко знаю, чего хочу, что ждет меня в будущем. У меня открыта дорога — я могу дальше развиваться по специальности.

— А тем, кто боится провалить демонстрационный экзамен, вы бы что сказали?

— Ничего сложного в нем нет. Нужно ходить на подготовку и практику — и у вас все получится. К демонстрационному экзамену подготовка началась за год. Изо дня в день нам все объясняли, давали дополнительные задания. После пар можно было приходить и заниматься, что-то спрашивать у преподавателей. Когда я сдавала экзамен, конечно, волновалась. Но я справилась. В общем, переживать не стоит — вас всему научат.

— Чем увлекаетесь в жизни?

— У меня сейчас главное увлечение — учеба в академии.

А в целом мне интересна любая техника, не только тракторы. Например, легковые автомобили. Сейчас я, кстати, сдаю на права, категория «В». Хочу купить машину. Мне это на самом деле интересно. Интерес к технике появился во время учебы в колледже — раньше такого не было.

— Кем вы видите себя через десять лет?

— Директором сельхозпредприятия (смеется, — прим. ред.) Я ведь уже сейчас обучаю людей, при подготовке к тому же демонстрационному экзамену. Это дает хороший опыт. И мне это очень нравится. Я люблю обучать, руководить.

Я видела на предприятиях директоров и главных инженеров, которые не сидят целый день в офисе, а ходят, помогают сотрудникам своим примером и советами. Вот таким руководителем я себя вижу. Знания и навыки, полученные в колледже, дают мне возможность помогать с техникой, заниматься закупкой оборудования, а после вуза я смогу настраивать рабочие процессы, управлять.

*Ангелина Прасковья — участница стахановского движения в годы первых пятилеток, бригадир тракторной бригады МТС, ударница.

Фото из личного архива героини

Другие события

Финалистов и призеров конкурса «Мастер года» наградили призами от компаний-партнеров

Финалистов и призеров конкурса «Мастер года» наградили призами от компаний-партнеров

Завершился финальный этап конкурса «Мастер года»: 89 победителей региональных этапов – преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования – соревновались в мастерстве и демонстрировали свои лучшие педагогические методики. В этом году партнерами конкурса стали более 30 компаний и предприятий.

Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС: выбор общих путей и технологий развития.

Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС: выбор общих путей и технологий развития.

3 октября 2024 года на базе Института развития профессионального образования участники международной координационной рабочей группы Альянса БРИКС в области технического и профессионального образования и подготовки (BRICS-TCA) провели встречу, на которой обсудили особенности структуры профессионального образования Бразилии, Российской Федерации, Индии и Южно-Африканской Республики. Встреча прошла в рамках проведения международного исследования «Профессиональное образование и его влияние на развитие потенциала стран БРИКС».

В День СПО Владимир Путин посетил первую площадку практической подготовки колледжей Москвы в индустриальном парке «Руднево»

В День СПО Владимир Путин посетил первую площадку практической подготовки колледжей Москвы в индустриальном парке «Руднево»

Президент России Владимир Путин принял участие в открытии первой площадки практической подготовки колледжей Москвы, созданной на территории индустриального парка «Руднево». Мероприятие приурочено ко Дню среднего профессионального образования, который отмечается 2 октября.

Дмитрий Медведев из Курской области стал победителем конкурса «Мастер года» в 2024 году

Дмитрий Медведев из Курской области стал победителем конкурса «Мастер года» в 2024 году

В День среднего профессионального образования в Тюмени назвали имя победителя Всероссийского конкурса педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». Им стал преподаватель Курского автотехнического колледжа Дмитрий Медведев. Организаторы конкурса - Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования.

Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»

Сергей Кожевников: «Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики»

Институт развития профессионального образования — единственный оператор системных проектов развития среднего профессионального образования, площадка для подготовки кадрового потенциала для суверенной экономики.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов поздравил с Днём среднего профессионального образования

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов поздравил с Днём среднего профессионального образования

С Днём среднего профессионального образования поздравляет Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов. Он рассказал, каких результатов достигла система СПО в 2024 году, пожелал успехов студентам и педагогам.

Опубликованы комплекты оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году

Опубликованы комплекты оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году

Для проведения государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации по программам среднего профессионального образования в формате демонстрационного экзамена в 2025 году разработан 531 оценочный материал по 296 профессиям и специальностям, которые относятся к 349 федеральным образовательным стандартам.

Лучшие практики проекта «Профессионалитет» распространяются в медицинских колледжах

Лучшие практики проекта «Профессионалитет» распространяются в медицинских колледжах

В Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Специалисты среднего звена в медицине и фармации: подготовка, аккредитация и трудовая деятельность». Мероприятие проводилось для определения направлений развития системы подготовки медицинских кадров среднего звена в стране. Организаторами выступили Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому образованию» Министерства здравоохранения Российской Федерации и Институт развития профессионального образования.

Названы десять призеров конкурса «Мастер года»

Названы десять призеров конкурса «Мастер года»

Эксперты выбрали десять призеров финального этапа Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». Конкурсанты, попавшие в десятку, завершили с самыми высокими баллами два испытания: «Конкурс образовательных кейсов» и «Открытый урок». Организаторы конкурса – Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования.

В Тюмени преподаватели, работодатели и эксперты обсудили, как система СПО влияет на развитие экономики страны

В Тюмени преподаватели, работодатели и эксперты обсудили, как система СПО влияет на развитие экономики страны

В Тюмени продолжается финальный этап Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». В Тюменском Технопарке стартовала деловая программа, которая объединила конкурсантов, экспертов, работодателей – партнеров системы СПО, сотрудников колледжей и техникумов и региональных образовательных ведомств.



* Нажимая на кнопку вы даёте свое согласие на обработку персональных данных