В 2022 году Министерством просвещения РФ был утвержден и зарегистрирован новый ФГОС среднего профессионального образования по специальности 43.02.17 Технологии индустрии красоты.
О нововведениях в данном ФГОС мы побеседовали с Татьяной Ананьевой, которая более 5 лет является председателем ФУМО в системе СПО по УГПС 43.00.00 Сервис и туризм.
Татьяна Ананьева
Председатель ФУМО по УГПС 43.00.00 Сервис и туризм
Советник ректора Российского государственного университета туризма и сервиса
Татьяна Николаевна, спасибо, что нашли время побеседовать с нами. Начнем с основного — какова цель актуализации данного ФГОС СПО?
Законодательство Российской Федерации об образовании предусматривает требования и механизмы разработки образовательных программ СПО в соответствии с ФГОС СПО, актуальными потребностями рынка труда, в том числе с учётом развития цифровых технологий.
В соответствии с поставленной нами задачей, в 2021/22 учебном году была проведена большая работа по актуализации ФГОС СПО укрупнённой группы «Сервис и туризм», в том числе и по специальности 43.02.17 «Технологии индустрии красоты».
ФГОС приведён в соответствие с требованиями профессиональных стандартов и предусматривает возможность разработки образовательными организациями гибких образовательных программ в соответствии с выбранной направленностью.
Кроме того, новый перечень профессий и специальностей и новый макет ФГОС СПО предусматривал укрупнение профессий и специальностей и создание на этой основе комплексных специальностей при условии оптимизации сроков обучения.
Прокомментируйте, пожалуйста, основные изменения, заложенные в обновленный ФГОС?
Новый ФГОС 43.02.17 «Технологии индустрии красоты» по сути объединил в себе 3 специальности: «Стилистика и искусство визажа» (43.02.03); «Технология эстетических услуг» (43.02.12) и «Технология парикмахерского искусства» (43.02.13). Таким образом, у обучающихся образовательных организаций СПО появилась возможность получить широкую квалификацию «Специалист индустрии красоты». При этом срок обучения на базе среднего общего образования составил 1 год 10 месяцев; на базе основного общего – 2 года 10 месяцев.
Новый ФГОС большое внимание уделяет практической подготовке студентов, что помогает обучающимся создать образ будущей специальности, освоить профессиональные умения и навыки и получить нужный профессиональный опыт в рамках оптимизированных сроков обучения за счёт интенсификации подготовки.
Во ФГОС включена цифровая компетенция, направленная на формирование у выпускников способности понимать принципы работы и использовать современные информационные технологии и программные средства при решении задач профессиональной деятельности.
Кто работал над содержательным наполнением данного ФГОС СПО?
Разработкой ФГОС СПО «Технологии индустрии красоты» занималась команда I Московского образовательного комплекса (руководитель рабочей группы Герасимова Г.В.) под руководством ФУМО «Сервис и туризм» (Ананьева Т.Н.) в содружестве с СПК и Союзом парикмахеров и косметологов России (Горелик В.М.) при сопровождении Института развития профессионального образования.
Какие новые перспективы открываются для студентов благодаря внедрению актуализированных образовательных стандартов?
Новый ФГОС СПО по специальности 43.02.17 «Технологии индустрии красоты» предусматривает введение широкой квалификации «Специалист индустрии красоты».
В рамках общепрофессионального цикла студенты получают знания, которые необходимы во всех сферах индустрии красоты. В рамках профессионального цикла студенты осваивают конкретные направленности по выбору: «Визаж и стилистика», «Эстетическая косметология», «Парикмахерское искусство».
Кроме того, выпускники специальности «Технологии индустрии красоты» осваивают одну или несколько рабочих профессий (специалист по маникюру, специалист по педикюру и др.). Всё это способствует тому, что выпускники приобретают широкие возможности трудоустройства на предприятиях индустрии красоты.
Как отразится внедрение актуализированных образовательных стандартов среднего профессионального образования на образовательной организации, реализующей образовательные программы СПО?
Внедрение актуализированных образовательных стандартов СПО предъявляет новые требования к управлению учебным заведением, организации учебного процесса и повышению квалификации преподавательского состава. Потребуется изменить нормативно-правовое регулирование учебного процесса (учебные планы и графики), стандарты подготовки, информационное обеспечение и др.
По-видимому, придётся пересмотреть требования к материально-техническому обеспечению (перечень лабораторий и др.).
Широкая квалификация выпускников требует и широкой квалификации преподавателей. Поэтому необходимо в кратчайший срок разработать и экспериментально апробировать новые программы повышения квалификации преподавателей с целью освоения ими смежных профессиональных дисциплин. И наконец, учебники и учебные пособия по новым дисциплинам нового стандарта. Этим тоже надо заниматься уже сейчас.